Цели урока:
- познакомить учащихся с Красной книгой;
- расширить и углубить знания детей о животных и растениях своей местности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Красная книга.
- Презентация “Красная книга”, Презентация “Приокско-террасный заповедник”.
- Выставка книг о животных и растениях из Красной книги.
- Аудиозаписи звуков природы.
- Запись “Рассказ о лосе”.
- Знаки правил друзей природы.
- Карта Московской области.
- Карточки “Причины исчезновения”.
- Картина “Лесозаготовки”.
Ход урока
I. Организационный момент. (Включить запись звуков природы).
- Сегодня мы опять в гостях у природы.
II. Сообщение темы урока: (музыка звучит)
- О чем пойдет речь на уроке, подскажут строки из стихотворения Е. Евтушенко.
(ученик читает, в руках глобус)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- О чем будем говорить?
(о бережном отношении к природе)
- Как вы понимаете “былиночку любя” - былиночка?
(травинка)
- Кто пояснит смысл последней строки – “убивайте лишь зверей внутри себя”?
(нужно избавляться от жестокости, от необдуманности своих поступков по отношению к природе)
- Постараемся быть друзьями природе.
III. Проверка домашнего задания.
Мини-выставка рисунков домашних питомцев. Рассказ о своем животном (два-три человека).
IV. Тема урока:
- Красная книга.
(листаю)
- У меня в руках книга не совсем обычная. В ней говорится о животных и растениях. Рассмотрим обложку (показать обложку).
- Вообразите, что вы подходите к перекрестку, и тут зажигается красный свет. Что вы будете делать?
(остановимся)
- А почему? Что означает красный свет?
(опасность)
- Да, красный свет означает опасность и не только на дорогах.
Животные и растения, которые мы с вами только что рассматривали, тоже находятся в опасности, вот потому обложка этой книги такого тревожного цвета (показать обложку). Она так и называется – Красная книга Москвы. Но есть Красная книга России и международная Красная книга. А почему в опасности?
(истребили, мало их стало)
Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Красный цвет книги приказывает нам: “Остановись!”. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
- И такое веселое, разноголосое щебетание может прекратиться (выключить музыку).
2. Знакомство с животными и растениями Красной книги.
- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными и растениями, занесенными в Красную книгу России и Москвы. Поговорим сначала о растениях.
(показ: Венерин башмачок)
В тревожный список попал Венерин башмачок (слайд). Как вы думаете, почему так названо это растение? Проверим свой ответ (прочитаем в учебнике). До цветения и до появления семян – такой долгий период, поэтому, если будем срывать цветы, то из чего же появится новое растение, если нет семян.
(показ женьшеня)
- Все вы слышали такое слово “женьшень”. В чем же его особенность, что оно занесено в Красную книгу, прочитаем. Посмотрите на корень этого растения – напоминает человечка.
(показ: лотос)
- Посмотрите на следующее растение, которое из-за своей красоты попало в Красную книгу. Это лотос. У нас в стране лотос растет в Астраханском заповеднике и там охраняется.
В Индии лотос считается священным цветком. Там он служит не только предметом поклонения (Бог-творец Брахма всегда изображается на фоне лотоса), но и пищей. Семена и богатые крахмалом корневища лотоса перемалывали в муку и пекли лепешки. В голодные годы лотос спасал от смерти многих людей. Крупные ярко-розовые цветки лотоса распускаются на рассвете (рис. в учебнике), а к вечеру бледнеют (на слайде).
- А сейчас мы обратим внимание на растения нашего края, которые тоже нуждаются в защите.
(показ: ландыш)
- (загадка) Беленькие горошки
На зеленой ножке,
В мае распускаются,
Людям очень нравятся.
Цветущий ландыш – украшение майского леса. Во Франции – 1-е воскресенье мая – праздник ландышей, когда молодежь прикалывает букетики цветов к одежде. Но не только красотой славен ландыш. Из него делают сердечные лекарства.
(показ: белая кувшинка)
- Еще одно водное растение – белая кувшинка – охраняемая в нашем крае.
(сообщение)
(показ: рогоз)
- Всем знакомо это растение. Его часто называют камышом. Но это не так. Это рогоз. Его легко отличить по “плюшевому” черному початку. Пухом рогоза набивают подушки, спасательные жилеты, из него делают шляпы.
А теперь поговорим о животных.
Из-за человеческой деятельности и жестокости пострадали многие виды животных, такие как:
(показ: амурский тигр, пятнистый олень, белый медведь)
- амурский тигр из-за своего красивого меха. Обитает на Дальнем Востоке, в тайге (протекает р. Амур);
- пятнистый олень (рассказ ученика);
- белый медведь (рассказ ученика).
- Кроме зверей, в Красную книгу занесены птицы:
(показ: белый журавль)
- белый журавль.
Прочитаем в учебнике сведения о нем.
- Какое другое название птицы? (стерх)
(показ)
- розовая чайка + белая чайка (на выставке книга об этих птицах, отрывок прочитать).
- сокол сапсан.
(показ: глухарь + голос глухаря)
- В Московской области охраняется краснобровая бородатая птица из семейства куриных.
(рассказ учителя о том, почему эта птица получила такое название)
Послушаем, как токует глухарь.
(показ: пчела плотник)
- Представьте себе, что в Красную книгу занесены и пчелы, а точнее пчела плотник.
(рассказ ребенка)
(показ: дровосек реликтовый)
- А вот одно из охраняемых древнейших насекомых. Прочитаем про него.
(закрыть экран)
Физкультминутка
3. Причины уменьшения и исчезновения видов растений и животных.
Работа в группах (2 группы по 4 чел.)
- Почему некоторых животных и растений остается очень мало на земле или они совсем исчезают? Каковы причины исчезновения растений – поразмышляет 1 группа, а 2 группа – причины исчезновения животных. Все остальные найдите и прочитайте задание, рассмотрите схему-рисунок.
(на доске выставляю таблички)
- Итак, давайте выявим причины, которые приводят к тому, что некоторые растения и некоторых животных необходимо охранять:
(1 группа – о растениях, 2 группа – о животных, все остальные подтверждают ответы с помощью рис.)
1 – вырубка лесов + картина “Лесозаготовки”
2 – чрезмерная охота
2 – чрезмерный улов рыбы
1 – загрязнение окружающей среды
2 – ловля бабочек
2 – шумы
1 – сбор букетов
- Выявили основные причины исчезновения животных и растений.
- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. Но оказалось не так. Некоторых животных совсем истребили (в Черной книге), а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это значит, что их мало осталось, и они тоже могут погибнуть, если их не охранять.
(показ: зубр)
В начале 20 века практически истребили огромных животных – зубров.
Получим дополнительные сведения о них (читает ученик).
- Зубры когда-то водились в лесах Белоруссии. Остались только 48 животных, которые жили в зоопарках в основном в Германии и Швейцарии. Надо было срочно спасать зубров от вымирания. Организовали в Подмосковье зубровый питомник. (Презентация “Приокско-террасный заповедник”)
Угрозой является чрезмерная охота. Но есть еще одна причина - (карточка) разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу (лесозаготовки).
ПРОБЛЕМА: Подумайте, к чему это приведет, чем это плохо для природы.
(Лес вырубается, машины работают, грохочут, люди шумят > звери, птицы пугаются, им нужно куда-то уходить. Они не успеют и детенышей вывести. Гибнут растения > насекомые, нет укрытия, дома для птиц и зверей).
- Поэтому к строительству чего-либо необходимо подходить обдуманно.
ФИЗМИНУТКА
- Заповедники.
- Будь природе другом.
- В нашей стране Красная книга вышла в 1978 г. (30 лет назад) и называлась Красная книга СССР. Главная задача – это уберечь исчезающие растения и животные от вымирания (карточка “заповедник”) Не раз на уроке звучало слово “заповедник”. Что это такое?
(это природоохранные учреждения, организованные для сохранения самых разных уголков природы, редких животных и растений, для восстановления и увеличения их численности)
- Какие заповедники вы знаете? Запомнили?
- В нашей стране насчитывается 100 заповедников. В Московской области есть заповедник Приокско-Террасный (показ на карте Приокско-Террасного заповедника)
на берегу р. Оки. Он создан в 1935 г. для сохранения сосновых, сосново-широколиственных с дубом и липой и еловых лесов.
(показ: лось + запись про лося)
Среди особо охраняемых: (рассказ про лося на кассете)
- Организовать заповедные места для охраны животных и растений – проблема государственная. А вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом?
(экологические знаки на доске и карточка “Правила друзей природы”)
- Раз мы друзья природы, то отнесем экологические знаки в колонку к “Правилам друзей природы” и сформулируем правило, используя местоимение “Мы”.
IV. Домашнее задание:
- Дома прочитаете текст “Возьми под защиту” и придумайте правила, которые помогут охране животных, а также в тетради составите свою Красную книгу.
V. Итог урока:
- Какие животные требуют особой охраны? А растения?
- Что должен делать человек, чтобы живые существа не исчезли с лица Земли?
VI. Рефлексия.