Логопедическое занятие в 1-м классе по теме "Путешествие в страну звуков и букв. Звуки [З] и [С], буквы З и С"

Разделы: Логопедия


Цель: обучающая.

1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [З] и [С],узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений.

Коррекционно-развивающая:

  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • развивать фонематическое восприятие и представления,
  • зрительную и слуховую память, звукоподражание, внимание,
  • словесно-логическое мышление, общую и артикуляционную моторику;

воспитательная:

  • воспитывать положительное отношение к учению ;
  • способствовать выражению любви и уважения к матери ;
  • содействовать эстетическому воспитанию детей через музыку:
  • Оборудование: ноутбук, проектор, экран, слайды с изображением животных:
  • мамонтенка, медвежонка, моржа.
  • Макеты красного и синего замков;
  • мешочек с пластмассовыми буквами; кубики со слогами, каучуковые шарики, волшебный сундучок, набор геометрических фигур на каждого ребенка, магнитные доски.

Х О Д   У Р О К А

1.О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Й   М О М Е Н Т .

Логопед:

С добрым утром, глазки! (поглаживание век)

-Вы проснулись? (соединить большой и указательный пальцы, изображая “бинокль”).

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей ).

- Вы проснулись? (прикладывание ладоней к ушам).

С добрым утром, ручки! (поглаживание кистей рук).

- Вы проснулись? (похлопать в ладоши).

С добрым утром, ножки! (поглаживание бедер).

- Вы проснулись? (потопать ногами).

С добрым утром, солнце! (вытянуть руки в стороны).

- Я проснулся! (широко улыбнуться).

С О О Б Щ Е Н И Е Т Е М Ы У Р О К А .

Логопед:

Совсем недавно мы с вами проводили праздник, посвященный Международному Дню Матери. Мамам вы читали стихи ,пели песни ,оформили стенды “Я мамочку любимую люблю! ” Мамам было приятно слышать ваши искренние признания. (Ученик читает стихотворение)

На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово “мама”
И нет на свете слов дороже, чем оно.

Звучит песня “О мамонтенке” - слова Д. Непомнящей , муз.В. Шаинского.

Логопед:

Скажите, ребята, кто потерял маму?

Мамонтенок! (слайд)

Мы можем помочь Мамонтенку найти маму, если выполним задания со звуками С и З. Отправляемся с Мамонтенком искать его маму.

Чтобы помочь ему, будем стараться красиво произносить звуки С и З .

А Р Т И К У Л Я Ц И О Н Н А Я Г И М Н А С Т И К А .

Отправился Мамонтенок на поиски мамы. По дороге он встретился с Медвежонком. Они улыбнулись друг другу. А Медвежонок в это время чистил зубки. (слайд)

Он предложил Мамонтенку почистить зубки вместе с ним (“чистим н. зубки”)

Мама Медвежонка приготовила на завтрак блины (упр. “Лопаточка”)

Блины были очень горячие (дуем на язычок)

Мамонтенок и Медвежонок съели блинчики (упр. “Покусаем язычок”)

Вышли они на улицу. А там горка (упр. “Горка”)

Прокатились друзья с горки с ветерком (упр. “Ветерок дует с горки)

И пошли дальше. Подошли к забору (упр. “Заборчик”)

За забором - замок. Ворота замка открываются, если правильно произнести звуки.

А Р Т И К У Л Я Ц И Я З В У К О В С , З .

Логопед:

Давайте поможем правильно произнести звуки Медвежонку и Мамонтенку.

Дети произносят звуки и дают им характеристику:

Звук С - согласный, глухой, твердый .

Звук З - согласный, звонкий, твердый .

Логопед:

В этом ледяном замке живет дедушка Морж.(СЛАЙД)

Р А Б О Т А С Б У К В А М И З и С .

Логопед:

-А вы знаете , где живут моржи?

-На Севере.

-Правильно, поэтому дедушка Морж очень удивился, увидев Мамонтенка.

Он сообщил ему, что раньше на Севере жили такие звери, но сейчас они

живут в Африке. Добраться туда очень сложно. На пути будет много островов на которых надо выполнить задания, чтобы пройти дальше.

Ребята! Надо помочь маленькому путешественнику!

А вот и первый остров. На нем два замка.(СЛАЙД)

Чтобы плыть дальше, малыш должен ответить на вопросы. Поможем?

Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

Где живут гласные звуки? (В красном замке)

Где живут согласные звуки? (В синем замке)

В каком замке живут звуки З и С ?(В синем)

Логопед:

Молодцы, ребята! Вы помогли Мамонтенку!

Смотрите, впереди новый остров и на нем Малышу нужно пройти

более сложное испытание: узнать букву на ощупь, рассказать про нее стишок, и найти для нее место в нужном замке.

МЕШОК С БУКВАМИ

На букву З ты посмотри
И увидишь цифру З.
Только с цифрою, друзья ,
Путать букву нам нельзя!

Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом.
Са – са – са - у норы сидит лиса
Со – со – со - покатилось колесо
Сы – сы – сы - прилетели две осы
Су – су – су - серый волк живет в лесу

За – за - за –здесь привязана коза
Зу –зу – зу – паровозик я везу
Зы – зы – зы – испугались мы козы

Логопед:

Отлично! Мамонтенок снова отправляется в путь. Впереди третий остров. На нем нужно точно и правильно повторять движения.

Утро ясное придет (поднять вверх левый кулачок),

Солнце ясное взойдет (разжать пальцы левой руки ).

Будут пальчики вставать (разжать пальцы правой руки).

Будут пальчики играть (пошевелить пальцами обеих рук).

Возьмите мячики из каучука и повторяйте движения за мной.

Мячик сильно я сжимаю,
По столу его катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу:
Вправо-влево-как хочу.

Логопед:

На четвертом острове поможем Мамонтенку найти картинки, в названиях которых звук З или С в начале слова.

Проведем дорожку от картинки до буквы.

Игра “Волшебный фонарик”.

Логопед:

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте отдохнем.

Маленькие домики в большом лесу стоят,
Беленькие зайчики в них тихо-мирно спят.
Один зайчик выскочил, по лесу бежит,
Лапкой по окошечку стучит,стучит,стучит.
--Зайки белые, зайки смелые,
Выходите гулять.
Мишка появится-
Будем убегать.

Логопед:

Проговариваем стихотворение:

Я- несчастный заяц-зайка.!
Мне вцепилась в хвост оса!
Я- бедняжка- так вертелся,
Что на части разлетелся.
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор
–Получился Мухомор!
Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите!

Задание

У каждого из вас на столе геометрические фигуры.(КОНВЕРТЫс фигурами

Из них вам надо сложить силуэты двух зайчиков.

Посмотрите на образцы.

Чем похожи и чем отличаются силуэты зайчиков?

Состоят из фигур:квадрат, треугольники, четырехугольник.

Количество фигур неодинаковое.

Позы у зайчиков разные.

Можно работать в паре .

Слабые учащиеся выполняют задание способом наложения

Логопед:

Вот и доплыл наш Мамонтенок до Африки!!!

Там его встречает Обезьяна. Она угостила его бананом и предложила поиграть в слоги.

Магнитная доска (Слоги ЗА,ЗУ,ЗО,ЗЫ)

Логопед:

Ребята, давайте прочитаем слоги: ЗА,ЗО,ЗУ,ЗЫ.

Чем похожи эти слоги?

Они состоят из двух букв.

Во всех слогах есть буква З.

Во всех слогах буква З стоит первой.

А чем они отличаются?

Второй буквой.

Поменяйте слоги местами: первый и третий. Прочитайте, что получилось.

(ЗУ,ЗО,ЗА,ЗЫ.)

Замените букву З на ее глухую пару. Прочитайте, что получилось.

(СУ,СО,СА,СЫ).

Логопед:

Кубики со слогами.

Обезьянка предложила Мамонтенку поиграть в игру “КТО УШЕЛ?”

Составьте из кубиков имена детей!(Саша, Слава, Соня, Зоя, Захар).

Назовите первые буквы в этих словах!

С, С, С, З, З.

Прочитайте сначала имена мальчиков, а потом девочек.(Саша, Слава, Захар).

Саша, Соя, Зоя.

Закройте глаза! (Убираю кубики с одним из имен).

Угадайте, кубики с каким именем я убрала.(Захар, Соня).

К каким именам можно отнести эти схемы?

Докажите!

Р А Б О Т А С П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е М.

Логопед.

Мамонтенку очень понравилось играть с обезьянкой, но надо искать маму!

Обезьянка тогда отвела малыша к умному Бегемоту.

Бегемот предложил выполнить Мамонтенку вот такие задания:

Расскажи о своей маме по плану:

Мою маму зовут ( Карточки ученикам.)

Она работает……..

Моя мама самая……

Логопед:

Молодцы, дети! Справились и с этими заданиями. Бегемот позвал тетушку Слониху. Она очень удивилась увидев лохматого слоненка. Малыш побежал к маме и слониха обняла его.

Давайте вспомним, какие задания вы помогли выполнить Мамонтенку?

НАД КАКИМИ ЗВУКАМИ И БУКВАМИ СЕГОДНЯ РАБОТАЛИ ?

(Дети перечисляют выполненные задания.)

От радости герои запели песенку. Давайте и мы им подпоем!

Исполняется “Мамина песенка”,

Слова М. Пляцковского, Музыка М. Пархцаладзе.

Если в небе туча хмурится,
Если снег летит
Я в окно смотрю на улицу,
Я с работы маму жду.
Пускай узнает ветер,
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!

(Детям вручаются небольшие сувениры).

Cм. презентацию.