Цель: развивать речь, внимание, воображение у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить составлять предложения по мнемотаблицам, объединять их в рассказ.
- Учить изменять смысл слова с помощью замены одного звука.
- Упражнять в правильном образовании форм именительного и родительного падежа существительных.
- Закреплять правильное произношение звуков "З", "С"; учить говорить с разной силой голоса.
Оборудование: презентация к занятию "Поможем муравьишке", маска "Лягушка", бутафорские "камни".
Предварительная работа: детско-родительский проект "Насекомые".
Ход занятия
Дети под спокойную мелодию проходят в группу, садятся на стульчики (полукругом),смотрят на экран и слушают педагога. Группа оформлена как лесная полянка (маленькие ёлочки из картона, имитация ручейка из голубой марли и бутафорские камни на ручье).
Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю. СЛАЙД 2
Однажды, я была в лесу и увидела:
Стоит под ёлкой городок,
К нему 100 тропок, 100 дорог.
По тем дорожкам, взад-вперёд
Народец крохотный снуёт.
Что за городок? Что за народ?
(Дети отгадывают загадку: муравейник, муравьи ).
Воспитатель: Очень мне понравился один муравьишка , он был очень любопытным, захотелось ему залезть на высокую берёзу. СЛАЙД 3
"По берёзке вверх взберусь,
За листочек зацеплюсь.
Всё увижу: лес и луг,
Что находится вокруг!"
Как решил, так и сделал. СЛАЙД 4
Полез по берёзке вверх, сел на берёзовый листок. Но не успел посмотреть вниз, как вдруг поднялся сильный ветер, сорвал листочек с берёзки и понёс его далеко от муравейника. Я очень расстроилась и пошла домой. Но когда я подошла к дому я увидела:.
Муравьишку. СЛАЙД 5
Он бегал взад- вперёд и был очень расстроен, потому - что, в муравейнике все знают: на ночь домик запирают! Ребята, давайте поможем ему вернуться в свой муравейник. А дорога к его лесному домику проходит через лужайку и ручей.
А вот и лужайка, послушайте и посмотрите, что я увидела на лужайке.
Словесная игра "Исправь ошибку" (дети исправляют и проговаривают индивидуально и вместе). СЛАЙД 6
Воспитатель: Бабушка летает около цветка. (Бабочка летает около цветка).
Пила летит и жужжит. (Пчела летит и жужжит). СЛАЙД 7
Лук ползёт по веточке. (Жук ползёт по веточке). СЛАЙД 8
Мура села на гриб. (Муха села на гриб). СЛАЙД 9
Самовар укусил Машу. (Комар укусил Машу). СЛАЙД 10
Я слышу странный звук: "З-З-З"! Кто это может быть?
Может это оса? Да нет, это комар!
Комары звенят "З-З-З", а осы поют свою песенку "С-С-С"
Игра "ЭХО". ( Проговаривание звуков "З" , "С" громко, тихо)
Проговаривание чистоговорок (индивидуальное и групповое) :
Са-Са-Са на пеньке сидит оса;
Су-Су-Су в лесу видели лису;
За-За-За прилетела стрекоза;
Зу-зу-зу мы поймаем стрекозу.
Разминка "Комарики" (При помощи считалки выбираем "Лягушку ", которая сидит в стороне).
Сели комарики под кусточек (каждый под свой куст) (дети прячутся за стульчики),
На берёзовый пенёчек (садятся на стульчики).
Свесили ноги на песочек (покачивают ногами).
Посидели и полетели! (дети бегают по залу).
Тут лягушка выходила ("лягушка" встаёт со стульчика ).
И комариков ловила! ("лягушка" ловит "комаров")
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: От лягушки убежали, лужайку прошли с муравьишкой. А вот и ручей. СЛАЙД 11
А у ручья летают и ползают: Кто? (Муха, жуки, пчёлы, кузнечик бабочки, муравей и улитка). СЛАЙД 12
Кто лишний? (Лишняя улитка). Почему? (Улитка не насекомое). Много насекомых собралось на лужайке. Но как только они нас увидели, стали разбегаться.
Игра "Кого не стало?"
Воспитатель: Осталась у ручейка одна улитка. Улитка, улитка, подскажи нам, где же наш муравьишка? Ребята, давайте расскажем улитке, что мы знаем о нём.
(Дети составляют предложения, объединяя в единый рассказ) СЛАЙД 13
Воспитатель (помогает детям, задавая вопросы):
1. Кто это?
2. Какие части тела есть у муравья?
3. Какой он величины?
4. Где живёт муравей?
5. Как называется его дом?
6. Какую роль играют муравьи в окружающем мире?
Чей рассказ вам больше понравился и почему?
А вот и муравьишка!
"Ай, ай, ай! Ой! Ой! Ой! Как же мне идти домой?
Ножку я себе ушиб,
Как же ноженька болит!
К ночи бы поспеть домой, ведь закроют домик мой!
А впереди ещё ручеёк!"
(Ребята, как помочь муравьишке перебраться через ручеёк?) СЛАЙД 14
На ручейке нет дорог.
А мы по камням скок да скок!
(Физкультурная минутка: дети перепрыгивают по бутафорским камням)
Воспитатель: А вот и муравейник. Муравьишка очень обрадовался, что вовремя попал домой и благодарит вас за помощь. СЛАЙД 15
Ребята, давайте вспомним и расскажем муравьям о том, что с муравьишкой случилось и как мы ему помогли. (Подведение итога занятия).