Самоанализ методической деятельности ГОАУ НПО "Профессиональный технический лицей № 2"

Разделы: Администрирование школы


Методическая служба – система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, и в конечном счете, на повышение качества профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда.

В период с 2009 г. лицей работает над методической темой: «Повышение профессиональной компетентности педагогов как условие перехода к личностно-ориентированному образованию».

Цель методической работы: повышение теоретического уровня профессионального мастерства инженерно-педагогических работников.

Содержание методической работы в лицее включает в себя следующие направления:

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования и науки, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов преподавателей;
  • подготовку инженерно-педагогических работников к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • подготовку к участию в педагогических конференциях;
  • организацию и проведение теоретических семинаров, методических дней;
  • мониторинг учебных достижений;
  • программно-методическое обеспечение учебного процесса и учебной практики;
  • работа по оснащению учебных кабинетов, мастерских программными, методическими. диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности педагогов и учащихся;
  • изучение и распространение передового педагогического опыта коллег.

Структура методической службы отражена в следующей схеме:

Планированию методической работы предшествует анализ работы инженерно-педагогического коллектива за предыдущий год.

Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Любой управленческий цикл состоит из:

  • анализа работы;
  • планирования;
  • стратегии;
  • регулирования;
  • контроля;
  • коррекции.

Для эффективного планирования методической работы необходимо проанализировать итоги работы инженерно-педагогического коллектива, выявить затруднения, проблемы в работе педагогов, определить задачи методической службы лицея на новый учебный год, поэтому важным звеном организации методической работы является внутрилицейский контроль.

Методический совет, объединяющий администрацию лицея, методиста, председателей методических объединений, психолога, социального педагога, заведующего ресурсным центром, творчески работающих педагогов и мастеров производственного обучения, решает такие вопросы, как «Общие подходы к административному посещению уроков», «Как создать полный учебно-методический комплекс по предмету, профессии», «Единые требования к преподавателю, мастеру производственного обучения» и др.

Центральное место в методической работе занимает анализ качества знаний и уровень усвоения материала. С этой целью производится педагогический мониторинг.

Создание системы педагогического мониторинга является одной из наиболее важных задач методической работы в лицее ведется по трем направлениям:

  • качество знаний и профессиональной подготовки учащихся;
  • рейтинг и квалификация инженерно-педагогических работников;
  • материально-техническое и комплексно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Учащиеся – первый и главный объект мониторинга. Работа с первокурсниками начинается с изучения реального уровня общеобразовательной подготовки выпускников школ, поступивших в училище, осуществляется в несколько этапов:

  • входной контроль знаний;
  • промежуточный контроль;
  • итоговый контроль.

При планировании методической работы стремлюсь отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед лицеем.

Высшим коллективным органом учебно-воспитательной и методической работы в лицее является педагогический совет, основная задача которого – объединение усилий инженерно-педагогического состава, направленных на повышение качества профессионального обучения и воспитания учащихся. На педагогических советах рассматриваются методические вопросы, способствующие развитию творческого потенциала педагогов, их профессионального мастерства, а, в конечном счете, обеспечивающие рост уровня образования. В частности, рассматривались следующие вопросы:

«Воспитание и педагогическая поддержка учащихся», «Управление качеством образования через разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода», «Системный подход как основа качества образования», «Основные направления НПО в новых социально-экономических условиях», «Образовательный потенциал информационной культуры – важнейший компонент новой системы образования», «Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения».

Большой вклад в учебно-воспитательный процесс вносит работа методических объединений. На сегодня в лицее работает:

  • методическое объединение «Индустриальное» – руководитель мастер производственного обучения Опенышев А.И.;
  • методическое объединение «Поваров» – преподаватель специальных дисциплин Беляева Т.А.;
  • методическое объединение «Продавцов» – преподаватель специальных дисциплин Пенчукова Е.А.;
  • методическое объединение «Портных» – преподаватель специальных дисциплин Дегтярева О.Н.;
  • методическое объединение «Классных руководителей» – преподаватель Рабская О.В.;
  • методическое объединение «Общеобразовательных дисциплин» – преподаватель Пилипенко Т.Н.;
  • методическое объединение «Строителей» – мастер производственного обучения Щеголева Е.А.;

Основное влияние на повышение качества учебно-воспитательного процесса методические объединения осуществляют через совершенствование форм, методов и средств теоретического и производственного обучения, комплексного применения технических средств обучения, средств наглядности, оперативных методов контроля ЗУН учащихся и других методов активного обучения. Это такие преподаватели и мастера производственного обучения, как Опенышев А.И., Рабская О.В., Дубинина Л.Г., Путько В.Н., Штабной П.П., Груничева З.К., Попова С.А., Маркова Н.В., Хананова Т.И., Беляева Т.А. и др.

Задачами методических объединений состоит в том, чтобы обеспечить знакомство всех преподавателей и мастеров производственного обучения со всем арсеналом методов и приемов обучения, знанием всех достоинств и недостатков, умений применять те из них, которые дают наибольший эффект. На заседаниях методических объединений проходит обмен опытом по применению активных методов обучения; открытые уроки и внеклассные мероприятия также способствуют распространению опыта использования передовых методов. После каждого мероприятия проводится анализ. Что получилось? Что не получилось? Что нужно сделать?

Вопросы повышения эффективности урока раскрываются ежегодно на педагогических чтениях. Преподаватели и мастера производственного обучения ежегодно проводят открытые уроки, которые являются одновременно школой передачи передового опыта. эти уроки разнообразны по типу и структуре. В системе работы педагогического коллектива училища – проведения нетрадиционных уроков в Доме технической информации, городской библиотеке, музее лицея.

Каждое методическое объединение работает согласно плану в соответствии с утвержденной методической темой лицея.

На наш взгляд, повышение престижа рабочих профессий должно занимать, и занимает, важное место в системе методической работы, так как в основе реализации данного направления – повышение мотивации педагогов и мастеров производственного обучения в своей деятельности. В основе мотивации труда лежит процесс удовлетворения потребностей инженерно-педагогических работников, одна из которых – реализовать свои знания, опыт, творческие способности.

С целью повышения престижа рабочих профессий – выявление лучших учащихся по профессии. Традиционно ежегодно проходят недели профессионального мастерства. Учащиеся выпускают газеты, готовят презентации «Это интересно», готовят сообщения о новейших достижениях по профессии, полезные советы будущим профессионалам, отвечают на вопросы викторины, составляют и защищают паспорт профессии, выполняют практические задания. По общеобразовательным предметам проводятся «Дни наук». При подведении итогов проведенных мероприятий победители конкурсов «Достижения в профессии» – учащиеся, преподаватели, мастера производственного обучения – награждаются грамотами, ценными подарками, денежными премиями. Победители участвуют в областных конкурсах и часто становятся призерами. В 2008 г. Гуков Александр занял 1 место в региональном конкурсе электрогазосварщиков, стал лауреатом президентской премии ,мастер производственного обучения Камалова Н.А. В 2009 г. Шилина Анастасия заняла 1 место в областном конкурсе продавцов, преподаватель Пенчукова Е.А. В 2010 г. Самбуев Сергей занял второе место в областном конкурсе автомехаников, преподаватель Штабной П.П.

В лицее создана и функционирует система повышения квалификации педагогических работников. Данная система, основанная на мониторинге профессиональной деятельности педагогов, не только позволяет учителю преодолеть затруднения в работе, но и способствует реализации его профессионального и творческого потенциала.

Педагогические работники лицея в соответствии с ежегодным планом повышения квалификации проходят обучение на курсах повышения квалификации. Проведенная диагностика и мониторинг позволили систематизировать эту работу. Направление педагогов на курсы осуществляется в соответствии с планом работы на три года, ежегодных планов работы и способствует:

  • повышению качества обучения учащихся;
  • внедрению в учебный процесс инновационных технологий обучения;
  • реализации программы развития лицея;
  • повышению квалификации педагогов в межаттестационный период.

За последние три года прошли обучение на курсах повышения квалификации на средства бюджета лицея 100 % педагогических работников.

Курсы повышения квалификации.

В 2009 г. для преподаватели и мастера производственного обучения в лицее организованы и проведены курсы повышения квалификации при БГПУ в объеме 72 часов по теме «Комплексный проект модернизации в региональной системе образования» 4 человека.

В декабре – январе 2009 г. 24 человека прошли курсы по проблеме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога НПО».

В 2010 г. 18 человек прошли курсы ИПК И ППК по проблеме «Современный образовательный менеджмент».

В 2010-2011 гг. 18 человек прошли переподготовку по программе «Профессиональное образование», квалификация «педагог профессионального обучения». Педагоги, обучившиеся на курсах и семинарах, делятся полученными знаниями с коллегами на семинарах, совещаниях, административных советах, представляют материалы курсов в методический кабинет.

Ежегодно 5-8 человек подтверждают и повышают квалификационные категории, проводят открытые уроки, творческие отчеты, методические выставки предметов и профессий. Посещение открытого урока завершается его коллективным обсуждением: проводится его глубокий анализ, дается оценка эффективности применяемых методов и приемов работы преподавателя, вырабатывается единое мнение о творческом использовании рациональных приемов педагогического труда, изученных в ходе открытого урока, в работе всего педагогического коллектива лицея.

Посещение уроков и последующий анализ позволяют понять, насколько творчески подходит преподаватель к своей работе, как отбирает средства, адекватные возможностям каждого учащегося. Это дает возможность оказания необходимой методической помощи, обобщения и распространения имеющегося положительного опыта работы. Важным индикатором оценки учебной ситуации является отношение к учебе. 53% опрошенных учащихся отметили, что они учатся с интересом. Такой достаточно высокий показатель интереса говорит о том, что преподаватели, мастера лицея сумели найти подход к большинству учащихся и создать атмосферу, способствующую возникновению познавательной мотивации. 8 % удовлетворены полностью, 18 % не устраивает набор учебных дисциплин, 16 5 – организация практики, 18 % – форма изложения материала, 36 % среди любимых предметов – спец.технологии, 23 % среди любимых предметов – общеобразовательные, 84 % – хорошие отношения с преподавателями (из них 13% отметили отличные), 10 % возникали конфликты. Интересен общий оценочный взгляд на свое будущее. Больше половины опрошенных (58%) уверены в своих силах, достаточно целеустремленны и смотрят в будущее с оптимизмом, считая, что располагают всем необходимым для достижения поставленной цели. Пессимисты среди выпускников составили около 8 %, 55 % выпускников намерены работать по окончанию лицея по специальности, 27 % еще не определились, 18 % продолжат обучение в других учебных заведениях.

Обработанные материалы по открытым урокам (методические разработки, планы, конспекты, анализ уроков, методические рекомендации по итогам обсуждения, обобщения и выводы) хранятся в методическом кабинете и служат хорошими методическими пособиями для коллег.

Другой распространенной формой обмена опытом и повышения педагогического мастерства преподавателей и мастеров является взаимопосещение уроков. Итоги взаимопосещений обсуждаются на заседаниях методических объединений, где принимаются решения, как улучшить преподавание тех или иных предметов, и какой опыт следует внедрять в широкую практику учебно-воспитательной работы.

Ежегодно с положительными результатами по обмену опытом проходят семинары по итогам года в форме круглого стола, которые называются «Моя педагогическая копилка». В конце каждого учебного года преподаватели делают выставку творческих работ учащихся, моделей, наглядных пособий, разного дидактического материала, изготовленного ими и их учащимися в течение учебного года, делятся методическими новинками с коллегами, представляют творческие отчеты о проделанной работе. Анализ наиболее положительного опыта выносится на педагогический совет, обобщается методистом и применяется в дальнейшей работе коллег. Традиционным итогом работы инженерно-педагогического коллектива стали конкурсы «Преподаватель, мастер года», которые проводятся внутри лицея.

В лицее создан и работает методический кабинет, который используется для проведения малых педагогических и методических советов, заседаний методических объединений и научного общества учащихся «Эрудит».

В методическом кабинете согласно номенклатуре дел находятся нормативные и инструктивные материалы, учебная, методическая и педагогическая литература. Документация по содержанию и организации методической и учебно-воспитательной работы, дидактические материалы и другие средства обучения.

Оснащение методического кабинета необходимым оборудованием и методическими материалами дает возможность осуществлять его основное назначение: оказывать методическую помощь преподавателям и мастерам производственного обучения в качественной подготовке квалифицированных рабочих, конкурентоспособных на рынке труда.

В помощь преподавателям в методическом кабинете подготовлены папки «Урок теоретического обучения», «Урок производственного обучения», «Личностно-ориентированный урок», «Различные типы уроков», «Современные методы обучения», «Современные педагогические технологии».

Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Педагог способен передавать учащимся лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Когда проблема компетентностного подхода стала актуальной и значимой для большинства членов педагогического коллектива лицея, появилась идея обратить внимание на самообразование каждого преподавателя и мастера производственного обучения и сделать процесс работы над темой самообразования не формальным, а продуктивным, творческим в целях систематического повышения педагогами своего профессионального уровня.

Тема самообразования определяется, исходя из:

  • методической темы лицея;
  • затруднений педагогов;
  • специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и составляет от одного до трех лет. Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой. В процессе работы и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления различные (выступления (отчет) на заседании методического объединения, методического совета, педсовета; теоретический, методический и практический семинар; практикум; мастер-класс; открытый урок). Ведется учет тем самообразования, деятельность педагогов по их реализации, курируется заместителем директора по УВР, методистом. В процессе работы проводятся консультации, оказывается необходимая методическая помощь.

В 2009 г. в лицее была разработана модель социального партнерства, адаптированная к особенностям профессионального лицея, к профессиональному образовательному пространству города и личности учащегося. Модель реализуется по следующим направлениям:

  1. Подписание договоров с работодателями предприятия
    • угледобывающей отрасли;
    • сферы обслуживания.
  2. Вовлечение социальных партнеров в учебный процесс:
    • Проведение круглого стола с участием работодателей.
    • Цель круглого стола – обмен мнениями и опытом, выработать предложения по развитию взаимоотношений с работодателями.
    • Привлечение представителей предприятий к работе в государственной экзаменационной комиссии.
    • Сотрудничество с социальными партнерами по укреплению материально-технической базы.
  3. Участие социальных партнеров в традиционных мероприятиях лицея, таких, как:
    • День знаний;
    • Посвящение в профессию;
    • Конкурсы профессионального мастерства;
    • Мастер-классы.
  4. Активное сотрудничество с центром занятости.

В марте 2010 г. на базе лицея состоялся областной семинар для директоров НПО по проблеме «Мониторинг образовательного процесса как средство управления учреждениями НПО». Целью этой встречи было изучить деятельность педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. В качестве основополагающего было выделено понятие6 «цель развития системы». Это значит, что перечень основных показателей, совокупность которых раскрывает содержание каждого компонента мониторинга, должен ответить не столько на вопрос «Что есть?», сколько на вопрос «Что должно быть?»

Подводя итоги вышесказанного, хочется отметить сильные и слабые стороны методической работы.

Считаю, что мною, как методистом, проделан большой объем работы по созданию условий для самореализации учителя, оказано содействие во внедрении в образовательный процесс новых педагогических технологий. Сформирован банк данных преподавателей и мастеров производственного обучения по повышению квалификации. Созданы условия для внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Вместе с тем проводимая методическая работа имеет ряд недостатков. Необходимо:

  • активизировать работу педагогов по подготовке материалов к публикациям, выпуску методических и дидактических пособий;
  • активизировать работу педагогов и учащихся по участию в мероприятиях областного, регионального и федерального уровней;
  • продолжить внедрение ФГОС нового поколения.