Внеклассное мероприятие "Дети войны"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Вед. Год 1941.Лето. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. 22 июня...

4 часа:

На экране первые минуты войны. Песня "Священная война".

1 уч. Шло детство, поспела клубника:
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слёз не могла удержать
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик.
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров.
На блюде забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.

Вед. Война: Жесточе нет слова.
Война: Печальнее нет слова
Война: Святее нет слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного слова
Ещё не может быть и нет.

2 уч. А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.

3 уч. Была земля и жёсткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

4 уч. В годы войны было много горя,
И никто никогда не сочтёт,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.

На экране фрагменты военной кинохроники на тему "Война и дети".

5 уч. В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернётся радость
В город, где дома без стен.

6 уч. Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих чёлок:
Разве этому есть цена?
Вед. Юные безусые герои!
Юными остались вы на век,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век,
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.

7 уч. Сколько вас? Попробуй перечислить-
Не сочтёшь, а впрочем, всё равно
Вы сегодня в наших мыслях и сердцах,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

Звон колоколов.

Вед. В1 943 исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные карателями В сарай старики, женщины, дети.

На экране "Монумент в Хатыни"- старик, держащий на руках умершего сына.

8 уч. И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали.
Молчу и плачу в этот миг.
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, как голоса
Тех, что ушли в огне и дыме за небеса.

На экране кадр: слова на белом мраморе.

Вед. Люди добрые помните: любили мы жизнь и родину нашу и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу. На экране кадр: трубы печей Хатыни.

Вед. Что может быть страшней смерти ребёнка?

Дети на войне:

Есть поговорка: "На войне детей не бывает".

Те, кто попали на войну, расстались с детством навсегда.

9 уч. Учились при свете коптилок,
Писали меж строк газет,
И чёрного хлеба кусочек был слаще заморских конфет.

10 уч. Женя Баковец - белорусский пионер стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, последнюю гранату он кинул в фашистов и крикнув "Живым не сдамся" и вонзил в себя кинжал. В отряде его звали "наш
Орлёнок".

На экране кадры: партизаны в годы войны. Звучит фонограмма песни " Орлёнок"
Вед. Дети войны: Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине: Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои:

Орлята Великой Отечественной войны!

1 уч. Вспомним всех поимённо,
С горем вспомним своим:
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым!

На экране портреты пионеров - героев. Проводится перекличка.

Вед. Лёня Голиков.

1 уч. Лёня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области. Вед. Марат Казей.

2 уч. Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.

Вед. Валя Котик.

3 уч. Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

Вед. Володя Дубинин.

4 уч. Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая сапёрам расчищать заминированные тропы.

Вед. Зина Портнова.

5 уч. Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.

6 уч. В те рассветы осенние ветры свистели, как стрелы.
В те рассветы горела в обветренных реках вода.
В те рассветы мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда! Никогда!

На экране кадры о блокадном Ленинграде.

7 уч. Блокада: Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.

8 уч. Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

9 уч. Опять война, опять блокада:
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда : "Не надо,
Не надо раны бередить!"

10 уч. Нет, надо!
Чтобы снова на планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Что вдруг забудется война:
Ведь это память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

На экране кадр: тетрадь Тани Савичевой.

1 уч. Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка - ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.

2 уч. Ленинград в тисках блокады,
У ворот ликует враг,
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться.
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника.

Вед. "Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года. Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года".

3 уч. Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник -
В нём звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
"Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня".

Стук метронома.

Вед. "Ленинградские дети": Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что - то снять с их детских плеч. В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

4 уч. Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чём - то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут. Я всё понимаю:
Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Вед. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики Падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

5 уч. Девчонка руку протянула
И головой - на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалась, умерла.

6 уч. Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.

На экране кадр: Пискарёвское кладбище.

7 уч. Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый: Год сорок второй:
Полгорода лежит в земле сырой.

Вед. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

8 уч. 54 тяжелобольных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

9уч. Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детдома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

Звучит фонограмма песни "Бухенвальдский набат". На экране кадр: детский барак в концлагере.

Вед. Немцы повсюду сеяли смерть и опустошение. На территории Карачаевской области умерщвлены 150 детей. В Кисловодске гитлеровцы повесили и расстреляли более 3000 человек, в том числе 400 детей. Всего в городах и сёлах нашего края фашисты уничтожили 31645 мирных жителей, угнали на каторжные работы в Германию 990 юношей и девушек.

10 уч. В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсесовцы бросали живых детей в раскалённые печи.

Звучит фонограмма песни "Мальчишки"

1 уч. Уходили мальчики - на плечах шинели.
Уходили мальчики - храбро песни пели.

2 уч. Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики - где, не знали сами.

3 уч. Попадали мальчики в страшные бараки.
Догоняли мальчиков лютые собаки.

4 уч. Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.

5 уч. Повидали мальчики - храбрые солдаты-
Волгу - в сорок первом, Шпрее - в сорок пятом.

6 уч. Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.

Звучит песня "День Победы".

7 уч. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

8 уч. Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

На экране кадры возложение венков и цветов на могилу Неизвестного солдат, к Вечному огню Волгограда и т. д.

Вед. Проходит время, годы пролетают, а боль не утихает. Мёртвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам:

На экране слова "Ничто не забыто, никто не забыт".

1 уч. По рассказам и книжкам я знаю войну
Что сиротами сделала многих детей
Что заставила плакать седых матерей
По рассказам и книжкам я знаю войну.

2 уч. По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.

3 уч. По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.

4 уч. Я не знаю войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.

На экране голубь - символ мира. Звучит фонограмма песни "Нам нужен мир".

Вед. Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
Земле достаточно убитых.

Песня "Детство"

Приложение.