Внеклассное мероприятие "Мое село"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • познакомить детей с историей образования села;
  • расширение мировоззрения школьников на основе изучаемого материала;
  • формировать уважительное отношение и любовь к своей малой Родине;
  • воспитывать интерес к адыгской и русской культуре;
  • расширять знания детей о русских и адыгских традициях и обычаях;

Оборудование:

  • ТСО(мультимедийный проектор, экран),
  • карта Республики Адыгея,
  • картинки с изображением герба и флага Республики Адыгея,
  • картинка с изображением герба Красногвардейского района,
  • энциклопедия Красногвардейского района,
  • глобус,
  • рисунки детей о своём селе,
  • научно-популярный фильм "Адыгэ-хабзэ".

Ход урока

Учитель. - Очень часто мы слышим: "Планета Земля - наш общий дом" Посмотрите на глобус - это не что иное, как уменьшенная модель планеты Земля, где живете вы, где живут все люди на планете. У нас над головой общая крыша - небо, под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас, у всего человечества одна великая лампа-Солнце.

На нашей планете живет множество людей, четыре с половиной миллиарда.

У одних кожа белая, у других - жёлтая или красноватая. У одних волосы чёрные, кучерявые, у других - русые, прямые. Люди говорят на разных языках: кто на японском, кто на французском, кто на русском, и у каждого из этих народов есть своя Родина.

Как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Учитель.- Но у нас с вами есть ещё малая Родина. Как она называется?

Дети: Республика Адыгея.

(Ученик читает стих.)

Моя Адыгея.
Моя Адыгея-
Родная земля!
К лицу тебе горы,
К лицу и поля.
Живёшь ты без моря,
Но нету границы
У этой, как море,
Шумящей пшеницы.
В аулах детишки
Сопят на рассвете,
А горные речки
Бормочут как дети.
Уносятся в небо,
Как птицы стальные,
Ажурные вышки
Твои буровые.
И в рисовых чеках,
Как в зеркале синем,
Ты вся отражаешься,
Как ты красива!

Учитель. -Наша республика одна из самых молодых республик в РФ, была образованна в 1991 году.

Назовите столицу нашей республики.

Дети: город Майкоп.

Учитель: Республика Адыгея имеет свою символику.

(Дети рассказывают о гербе и флаге РА)

1. Ученик. Герб Республики Адыгея.

Дата принятия: 24.03.1994

Автор герба: Д.М. Меретуков

Герб представляет собой круг, сверху обрамленный лентой с надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках. В середине летны - большая звезда, с боковых сторон - листья дуба, клена (слева), золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы (справа). Круг замыкается аббревиатурой слов "Российская Федерация" - буквами РФ, над которыми изображен национальный стол - анэ с хлебом и солью. В середине круга - главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне.

В руке всадника - пылающий факел, который богатырь похитил у богов для блага людей. Лучи от этого огня как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками. Полет всадника на коне символизирует полет молодой республики в будущее, к прогрессу. Вспаханное поле, стол с хлебом-солью вместе с находящимися в гирлянде герба колосьями пшеницы и проса, початком кукурузы, голова быка символизируют богатство республики, созданное трудом ее народа. Изображения гор, пашни, листьев клена и дуба характеризуют географические и природные особенности республики, что расположена она на живописных северных склонах Кавказского хребта и долинах рек Кубани и Лабы и плодородной Прикубанской равнине, говорят о лесных богатствах края. Изображенная в верхней части герба большая пятиконечная звезда олицетворяет единение и братство многонационального населения Республики Адыгея.

2. Ученик. Флаг Республики Адыгея

Дата принятия: 24.03.1994

Флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображены 12 золотых звезд и три золотых перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. Отношение ширины флага к его длине 1:2.

Флаг возник в 30-е гг. XIX в. как символ независимой Черкесии, к созданию которой стремилась Великобритания. 12 звезд означают 12 черкасских племен, а 3 стрелы - 3 древнейших адыгских княжеских рода. Три перекрещенные стрелы обозначают их единство. Зеленый цвет символизирует жизнь, вечность, а также одну из природных особенностей республики, в которой почти 40 процентов территории занимают леса.

Этот флаг использовался также во время II Мировой войны прогерманской Северо-Кавказской Лигой.

(На доске карта РА)

Учитель: В состав республики входят 7 районов: Гиагинский,Кошехабльский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский, Шовгеновский.

-А как называется наш район?

Дети: Красногвардейский район.

Учитель:12 сентября наш район празднует 85 района и 125 села.

Наш район тоже имеет свою символику- герб с 2003 года.

(Ученик рассказывает о гербе села)

Муниципальное образование "Красногвардейский район" имеет свою символику-герб.

Герб Красногвардейского района представляет собой геральдический щит Российской Федерации с золотым обрамлением. В почётном месте герба расположено изображение Ритона меото-скифского периода- уникального творения древнего искусства пятого века до нашей эры, который был найден на территории Красногвардейского района при раскопках древних курганов в районе аула Уляп. В настоящее время оригинал Ритона хранится в Музее народов Востока.

Ритон представляет собой высокое тулово сосуда. Ниже сосуда идет ряд позолоченных накладных пальметт. Венчик сосуда украшен теснением и богатым орнаментом. Под пальметтами Ритон опоясывает позолоченная пластина с рельефным изображением шести противоборствующих пар, отражающая древнегреческий миф о борьбе богов и гигантов(гигантомахия).

Плавно изгибаясь, Ритон переходит в крылатого коня Пегаса. Мощные позолоченные крылья частично перекрыли нижнюю часть фриза. От основания крыльев отходят выброшенные вперёд ноги Пегаса.Стройную шею венчает выразительная голова, украшенная золочённой гривой и свободным поводком, провисающего на шее божественного коня.

Ритон расположен на зелёном поле щита, который символизирует цвет флага Республики Адыгея.

В верхней части герба на красном фоне золотистыми буквами расположена надпись "Красногвардейский район", по бокам которой размещены двенадцать золотистых звёзд.

Учитель: А как же возникло наше село? История возникновения села очень интересна.

(Дети показывают сценку )

Ведущий. 3 августа 1884 года, царь Александр 3, после окончания Кавказской войны, за хорошую службу, удостоил некоторым господам земли.

На троне сидит ученик (царь-Александр 3), к нему подходят 2 учеников, ( Абаттов и Богданов)

-Здравствуй Царь-Батюшка.

Царь: Жалую, майору Аббатову аул Эрсаконский, участок земли близ болота Тщик.

Аббатов: Благодарствую.

Царь: Жалую почетному гражданину,Егору Богданову из города Курска, земли между рекой Кубанью и болотом Тщик.

Богданов: Благодарствую.

Ведущий: Прибыли из города Курска переселенцы, 15 семей, 74 крестьянина мужского пола и 63 женского.

(Крестьяне подходят к Аббатову, Богданову кланяются и называют свои фамилии)

"Мы - Лактионовы, Зайцевы, Пашковы, Тарасовы, Асеевы, Поспеловы, Казаченко, Есины, Прудниковы, Подчалимовы,хотим купить у Вас земли."

Ведущий: И купили курские переселенцы у майора Аббатова за 12 руб. серебром 483 десятин земли.И у почетного гражданина Егора Богданова 588 десятин.

Ведущий: Местность была болотистая, кругом лес, кустарники, болото Тщик, но крестьяне работали не жалея сил. Так образовалось 2 крестьянских селения: Николаевское, Пустоселово.

Учитель: Много времени прошло прежде чем из крохотного аула Николаевское, выросло современное село Красногвардейское. Сегодня район имеет площадь 72552 га. На территории расположены 7 сельских округов, 25 населенных пунктов. Население нашего района составляет 33 тысячи человек.

Экономика района представляет многоотраслевое хозяйство.

(Дети рассказывают о предприятиях и организациях нашего села)

1 Ученик. По данным Всесоюзной переписи 1926 года на территории района в то время функционировала детская консультация и тубдиспансер.

В 1930 году было завершено строительство районной больницы. Ее первым врачом был основоположник семейной династии медиков, один из первых врачей Адыгеи, А.Х.Бжассо. В 1937 году коллектив Николаевской районной больницы за отличную работу награждён Красным знаменем крайисполкома. Сегодня в центральной районной больнице работает 50 врачей, 239 средних медработников, имеется 169 коек.

2 Ученик. В 2009 году открыт "Реабилитационный центр для детей инвалидов"

3 Ученик. Пожарная служба, милиция, Военный комиссариат.

4 Ученик. Маслозавод по переработке семян подсолнечника, который был построен в 1930 году. Сырьё для переработки поступало сюда со всех районов Краснодарского края и близлежащих регионов Северного Кавказа. Госмаслозавод был основным бютжетообразующим предприятием района,играл важную роль в развитии социально-культурной сферы села. Рабочие маслозавода методом субботника построили в селе клуб, который долгие годы был учреждением районного уровня, в нём располагался кинотеатр "Луч". Была на маслозаводе своя футбольная команда- непременный участник и многократный победитель и призёр чемпионатов Адыгейской автономной области.

5 Ученик. Детская и районная библиотека.

6 Ученик. Работает местное телевидение, выпускается газета "Дружба"

7 Ученик. Крестьянские хозяйства производят сельскохозяйственную продукцию: зерновые культуры, кукурузу, рис, подсолнечник, выращивают овощи и фрукты. В колхозе "Родина" занимаются разведением крупного рогатого скота- коров.

8 Ученик. Общество охотников и рыболовов,которое охраняет Красногвардейский Государственный заказник, расположенный рядом с аулом Хатукай. Этот охраняемый уголок природы используется для сохранения и разведения ценных видов животных и растений. В лесах заказника можно встретить фазанов, диких кабанов, лисиц и волков. Здесь в изобилии растут лекарственные травы и луговые цветы.

9 Ученик. В нашем селе находится сеть учебных заведений: Детская школа искусств, Профессиональный Лицей №7, школа - гимназия №1.

(Учитель рассказывает о становлении школы)

В 20-е годы на два села - Николаевское и Ивановское было всего две четырёхлетние школы. И они не могли принять всех ребятишек желающих учиться. И в январе 1928 года на сходе граждан было принято решение начать строительство школы на средства жителей села. Было решено, что на строительстве школы будет работать каждый крестьянин и рабочий по нескольку дней. Кирпич поступал с местного кирпичного завода.В декабре 1930 года в селе николаевском был большой праздник, около 100 учащихся переступили порог новой школы. По дорогам знаний повели ребят девять учителей во главе с директором школы А.И.Шапочкиным который приехал по комсомольской путёвке из Ленинграда.

Учитель: К празднованию юбилейного торжества нашего района вы нарисовали рисунки о нашем селе, принесли фотографии своей семьи.

(Дети рассказывают о своей семье)

Учитель: В каждой семье имеются свои обычаи и традиции, которые формировались поколениями и передавались из поколения в поколение. Много их у адыгейского и русского народа.

(Дети рассказывают о традициях, обычаях в своих семьях)

1 Ученик. Одна из самых важных традиций адыгов- уважение к старшим. Традиция уважения к старшим прививается с самого раннего детства. В присутствии старших молодые должны вести себя скромно. Всем своим видом выражать внимание, уважение. готовность исполнить любое поручение. Они не должны держать руки в карманах, стоять полусогнутыми, сидеть развалившись, поворачиваться спиной к другим, ёрзать на стуле, чесать затылок. В языке существуют специальные вежливо-скромные обращения к старшим для выражения им благодарности.

2 Ученик. Обычай гостеприимства берёт начала в глубокой древности. Адыгейское гостеприимство отличается своей необычной утончённостью. Гость является священным, неприкосновенным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Долг каждого адыга пригласить в дом тех, кто нуждается в пище и ночлеге.

Правом гостеприимства пользуется и стар и млад, богатый и бедный. Мужчина и женщина, друг и враг. Наибольшим почётом пользуется гость из дальних краёв3. Ученик. Когда в семье рождается ребёнок, весть об этом разносится по всему аулу. В честь этого события сажают дерево. При рождении мальчика чаще сажают орех, если родилась девочка-яблоню.

Когда малыш делает первые шаги в доме устраивают праздник.

Учитель: А сейчас, мы с вами подробнее познакомимся с традициями и обычаями адыгского народа и посмотрим научно-популярный фильм "АДЫГЭ-ХАБЗЭ".