Открытый урок ритмики "Веселые музыканты"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Учить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные упражнения; петь, играть на простейших музыкальных инструментах;
  2. Осуществлять развитие представлений учащихся о пространстве и уметь ориентироваться в нем;
  3. Развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений, дыхательный аппарат и речевую моторику, подвижность пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук;
  4. Воспитывать положительные качества личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм); эмоционально-волевую сферу, эстетический вкус.

Оборудование:

  • воздушные шары по количеству учащихся;
  • музыкальные инструменты: аккордеон, пианино, металлофон, барабан, бубен; - карточки с названием музыкальных инструментов;
  • рисунки с изображением музыкальных инструментов;
  • карточка с гаммой;
  • погремушки по количеству учащихся;
  • мяч;
  • маты (2 шт.).

Место проведения: спортзал.

Время: 45 мин.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Построение в 3-ю позицию.

Приветствие: здравствуйте, девочки, мальчики.

2. Сообщение темы и целей урока:

– Сегодня у нас с вами необычный урок, а чем он необычен, а тем, что мы превращаемся с вами в музыкантов: музыканты – это люди, которые хорошо разбираются в музыке, умеют играть на различных инструментах, вот и мы с вами попробуем побывать в роли музыкантов: будем слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать и конечно же поиграем. У нас на уроке сегодня присутствуют гости, которые посмотрят, как вы умеете выполнять те или иные упражнения. И так давайте начнем.

3. Упражнения на ориентировку в пространстве.

– А начнем мы с разминки. Музыканты тоже перед игрой разминаются.

Ходьба – под музыку (на носках, на пятках).

– А на чем музыканты будут играть, вы сами отгадайте по картинке, которую я буду показывать, назовите этот инструмент и покажите, как на нем нужно играть.

Имитационно-динамическое упражнение:

Вы пришли и встали на чем заиграли? (показ картинки «Дудка»)

Имитация игры на дудке: Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Ходьба под музыку.

Остановка.

Вы пришли и встали на чем заиграли? (показ картинки «Балалайка»)

Имитация игры на балалайке: трень-ди-брень, трень-ди-брень!

Ходьба под музыку.

Остановка.

Вы пришли и встали на чем заиграли? (показ картинки «Барабан»)

Имитация игры на барабане: тра-та-та, тра-та-та!

Ходьба под музыку.

Остановка.

Вы пришли и встали на чем заиграли? (показ картинки «Колокольчик»)

Имитация игры на колокольчике: динь-динь-динь, динь-динь-динь!

4. Ритмико-гимнастические упражнения.

ОРУ: «Праздник шаров».

  1. И.п. – отведение правой- левой ноги назад, поднять шар вверх.
  2. Поворот вправо- влево в и. п.
  3. Наклон вперед – положить шар на пол – выпрямиться, наклон вперед – взять шар вернуться в и. п.
  4. Сед – шар вперед на вытянутые руки – вернуться в и.п.
  5. Сели на пол ноги врозь, шар в руках перед грудью, наклон в перед положить шар между ног, выпрямиться, руки за голову.
  6. Стоя, шар в руках спереди, подбросили шар вверх, поймали, вернулись в и. п.
  7. Ходьба с шаром в руках.

II. Основная часть.

(чтение стихотворений учащимися)

  1. Балалайка, балалайка,
    Побренчи-ка, поиграй-ка.

  2. Барабань-ка барабан

  3. Разверни бока баян.

  4. К небу поднимаем трубы,
    Громко, громко дуем в трубы.

  5. В бубен бьем, бренчим, дудим,
    Барабаним и трубим.

  6. Будет, будет детвора
    Веселиться до утра!

(автор заимствованных стихотворений неизвестен)

– Вот у нас какие веселые музыканты. Сейчас я вас проверю, как вы знаете музыкальные инструменты и умеете на них играть, но для начала я проверю домашнее задание.

1. Проверка домашнего задания.

«Я – нотка» (определить какая нотка – грустная или веселая).

2. – Что такое гамма?

– Гамма – это поступательное движение звука вверх и вниз.

– Назовите гамму:

(до ре ми фа соль ля си до)

(до си ля соль фа ми ре до)

– А теперь давайте пропоем гамму.

– Нотки бывают грустные и веселые, так и музыка бывает грустная и веселая. Послушайте несколько мелодий и определите какая это мелодия грустная или веселая и что вам хочется делать под эту музыку. (2 мелодии).

(«Чешская полька», «Колыбельная» М. Красева)

3. Определение названий инструментов.

  1. Барабан
    Бам-бам! Барабан!
    Барабан я в руки взял,
    На нем звонко заиграл!

  2. Пианино
    Играем, играем по клавишам стучим
    Первый пальчик мой не сможет
    Второй пальчик мне поможет.

  3. Аккордеон
    Как гудит аккордеон
    Очень мне по сердцу он.

  4. Бубен
    Бубен Вова в руки взял
    Очень четко заиграл.

  5. Дудочка
    Вот играет дудочка
    Дудочка-погудочка.

(автор заимствованных стихотворений неизвестен)

– Давайте еще раз назовем музыкальные инструменты: аккордеон, пианино, барабан, бубен, металлофон, маракасы, дудка.

4. Игра на музыкальных инструментах.

– Проиграть гамму на пианино.

5. – Музыканты не только должны уметь играть на музыкальных инструментах, но и уметь прохлопать и пропеть мелодию песни.

Давайте и мы это сделаем.

  1. На зе – ле – ном лу – гу
    Их – вох!
    По – те – рял я ду – ду
    Их – вох!
    («На зеленом лугу» украинская народная песня)

  2. Как – на – то – нень – кий ле – док, вы – пал
    бе – лень – кий сне – жок.
    Эх – зи – муш – ка, зи – ма, зи – ма снеж – на – я бы – ла.
    («Как на тоненький ледок» русская народная песня)

  3. Упражнение с мячом.
    – А еще музыканты должны различать сильные и слабые доли в музыке.
    Вы должны будете на сильную долю музыки ударить мячом об пол, а на слабую долю передать мяч другому.
    – Послушайте мелодию. («Этюд» Л. Шитте)
    (дети выполняют упражнение под музыку)

6. Танцы и пляски.

Развеселая семейка
В танец, в танец поскорей-ка!

(слова автора)

Танец «Полька» – парный танец. («Полька» И. Штраус)

7. Игры под музыку.

– Чтоб весело стало всем сейчас,
Оркестр настоящий сыграет для вас!

(слова автора)

  1. Игра «Оркестр».
    – Дети с погремушками встают в круг, в центре – ребенок – дирижер. Под громкую музыку «дирижер» управляет оркестром, дети играют на погремушках. Под тихую музыку ребята кладут их на пол, «дирижер» встает в общий круг, и все бегут друг за другом на носочках. С окончанием музыки дети поднимают с полу погремушку. Неуспевший сделать это, становиться новым «дирижером».

  2. Упражнение на расслабление (под тихую, спокойную музыку).
    (дети лежат на ковриках с закрытыми глазами)

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока.

– Чем мы с вами занимались на уроке?

– Понравился вам урок?

2. Оценки за урок.

– Все мы весело играли
и немножечко устали.
Посмотрели на часы
всем нам в класс пора идти.

(автор заимствованных стихотворений неизвестен)

Список использованной литературы

  1. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры – М.: «Дрофа», 2003.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет – М.: «Сфера», 2008.
  3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы – Ярославль: «Академия развития», 2006.
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет – М.: «Сфера», 2007.
  5. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Методическое пособие – М.: «Дрофа», 2006.