Цели урока:
- Учить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные упражнения; петь, играть на простейших музыкальных инструментах;
- Осуществлять развитие представлений учащихся о пространстве и уметь ориентироваться в нем;
- Развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений, дыхательный аппарат и речевую моторику, подвижность пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук;
- Воспитывать положительные качества личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм); эмоционально-волевую сферу, эстетический вкус.
Оборудование:
- воздушные шары по количеству учащихся;
- музыкальные инструменты: аккордеон, пианино, металлофон, барабан, бубен; - карточки с названием музыкальных инструментов;
- рисунки с изображением музыкальных инструментов;
- карточка с гаммой;
- погремушки по количеству учащихся;
- мяч;
- маты (2 шт.).
Место проведения: спортзал.
Время: 45 мин.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение в 3-ю позицию.
Приветствие: здравствуйте, девочки, мальчики.
2. Сообщение темы и целей урока:
– Сегодня у нас с вами необычный урок, а чем он необычен, а тем, что мы превращаемся с вами в музыкантов: музыканты – это люди, которые хорошо разбираются в музыке, умеют играть на различных инструментах, вот и мы с вами попробуем побывать в роли музыкантов: будем слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать и конечно же поиграем. У нас на уроке сегодня присутствуют гости, которые посмотрят, как вы умеете выполнять те или иные упражнения. И так давайте начнем.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
– А начнем мы с разминки. Музыканты тоже перед игрой разминаются.
Ходьба – под музыку (на носках, на пятках).
– А на чем музыканты будут играть, вы сами отгадайте по картинке, которую я буду показывать, назовите этот инструмент и покажите, как на нем нужно играть.
Имитационно-динамическое упражнение:
Вы пришли и встали на чем заиграли? (показ картинки «Дудка»)
Имитация игры на дудке: Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!
Ходьба под музыку.
Остановка.
Вы пришли и встали на чем заиграли? (показ картинки «Балалайка»)
Имитация игры на балалайке: трень-ди-брень, трень-ди-брень!
Ходьба под музыку.
Остановка.
Вы пришли и встали на чем заиграли? (показ картинки «Барабан»)
Имитация игры на барабане: тра-та-та, тра-та-та!
Ходьба под музыку.
Остановка.
Вы пришли и встали на чем заиграли? (показ картинки «Колокольчик»)
Имитация игры на колокольчике: динь-динь-динь, динь-динь-динь!
4. Ритмико-гимнастические упражнения.
ОРУ: «Праздник шаров».
- И.п. – отведение правой- левой ноги назад, поднять шар вверх.
- Поворот вправо- влево в и. п.
- Наклон вперед – положить шар на пол – выпрямиться, наклон вперед – взять шар вернуться в и. п.
- Сед – шар вперед на вытянутые руки – вернуться в и.п.
- Сели на пол ноги врозь, шар в руках перед грудью, наклон в перед положить шар между ног, выпрямиться, руки за голову.
- Стоя, шар в руках спереди, подбросили шар вверх, поймали, вернулись в и. п.
- Ходьба с шаром в руках.
II. Основная часть.
(чтение стихотворений учащимися)
-
Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка. -
Барабань-ка барабан
-
Разверни бока баян.
-
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы. -
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим. -
Будет, будет детвора
Веселиться до утра!
(автор заимствованных стихотворений неизвестен)
– Вот у нас какие веселые музыканты. Сейчас я вас проверю, как вы знаете музыкальные инструменты и умеете на них играть, но для начала я проверю домашнее задание.
1. Проверка домашнего задания.
«Я – нотка» (определить какая нотка – грустная или веселая).
2. – Что такое гамма?
– Гамма – это поступательное движение звука вверх и вниз.
– Назовите гамму:
(до ре ми фа соль ля си до)
(до си ля соль фа ми ре до)
– А теперь давайте пропоем гамму.
– Нотки бывают грустные и веселые, так и музыка бывает грустная и веселая. Послушайте несколько мелодий и определите какая это мелодия грустная или веселая и что вам хочется делать под эту музыку. (2 мелодии).
(«Чешская полька», «Колыбельная» М. Красева)
3. Определение названий инструментов.
-
Барабан
Бам-бам! Барабан!
Барабан я в руки взял,
На нем звонко заиграл! -
Пианино
Играем, играем по клавишам стучим
Первый пальчик мой не сможет
Второй пальчик мне поможет. -
Аккордеон
Как гудит аккордеон
Очень мне по сердцу он. -
Бубен
Бубен Вова в руки взял
Очень четко заиграл. -
Дудочка
Вот играет дудочка
Дудочка-погудочка.
(автор заимствованных стихотворений неизвестен)
– Давайте еще раз назовем музыкальные инструменты: аккордеон, пианино, барабан, бубен, металлофон, маракасы, дудка.
4. Игра на музыкальных инструментах.
– Проиграть гамму на пианино.
5. – Музыканты не только должны уметь играть на музыкальных инструментах, но и уметь прохлопать и пропеть мелодию песни.
Давайте и мы это сделаем.
-
На зе – ле – ном лу – гу
Их – вох!
По – те – рял я ду – ду
Их – вох!
(«На зеленом лугу» украинская народная песня) -
Как – на – то – нень – кий ле – док, вы – пал
бе – лень – кий сне – жок.
Эх – зи – муш – ка, зи – ма, зи – ма снеж – на – я бы – ла.
(«Как на тоненький ледок» русская народная песня) -
Упражнение с мячом.
– А еще музыканты должны различать сильные и слабые доли в музыке.
Вы должны будете на сильную долю музыки ударить мячом об пол, а на слабую долю передать мяч другому.
– Послушайте мелодию. («Этюд» Л. Шитте)
(дети выполняют упражнение под музыку)
6. Танцы и пляски.
Развеселая семейка
В танец, в танец поскорей-ка!
(слова автора)
Танец «Полька» – парный танец. («Полька» И. Штраус)
7. Игры под музыку.
– Чтоб весело стало всем сейчас,
Оркестр настоящий сыграет для вас!
(слова автора)
-
Игра «Оркестр».
– Дети с погремушками встают в круг, в центре – ребенок – дирижер. Под громкую музыку «дирижер» управляет оркестром, дети играют на погремушках. Под тихую музыку ребята кладут их на пол, «дирижер» встает в общий круг, и все бегут друг за другом на носочках. С окончанием музыки дети поднимают с полу погремушку. Неуспевший сделать это, становиться новым «дирижером». -
Упражнение на расслабление (под тихую, спокойную музыку).
(дети лежат на ковриках с закрытыми глазами)
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока.
– Чем мы с вами занимались на уроке?
– Понравился вам урок?
2. Оценки за урок.
– Все мы весело играли
и немножечко устали.
Посмотрели на часы
всем нам в класс пора идти.
(автор заимствованных стихотворений неизвестен)
Список использованной литературы
- Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры – М.: «Дрофа», 2003.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет – М.: «Сфера», 2008.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы – Ярославль: «Академия развития», 2006.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет – М.: «Сфера», 2007.
- Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Методическое пособие – М.: «Дрофа», 2006.