Работа с заголовком и таблицей к научно-познавательному тексту И.И. Акимушкина из книги «Мир животных».
Цели:
- развивать устную и письменную речь;
- расширить словарный запас детей;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости;
- воспитывать интерес и любовь к природе;
- развивать любознательность.
Тип урока: обучающее изложение на основе прогнозирования.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (у автора), экран, выставка книг, текст изложения для каждого ученика, портрет.
Ход урока
I. Мотивация учащихся
– Сегодня мы проведем урок творчества и напишем изложение с предварительным прогнозированием на тему «Путешественники».
II. Работа с заголовком
1 слайд
– Кто такой путешественник? (Путешественник – это человек, перемещающийся по территории с познавательной, научной или с какой-либо другой целью).
– А кто кроме человека может путешествовать? (Растения и животные)
– Подумайте, о ком или о чем можно составить текст с таким заголовком? (О великом путешественнике, о своем путешествии, о том какими качествами должен обладать путешественник или о том, как путешествуют животные и растения)
III. Определение вида и темы текста
– Какие типы текста вы знаете?
– Как определить тип текста?
– Чтобы определить тему и тип текста изложения, назвать путешественников, отгадайте загадки: 2 слайд
Ниток много-много
А в клубок не смотает,
Одежды себе не шьёт,
А ткань всегда ткет.
Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет. (Паук)
3 слайд
В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(Подтвердите отгадку)
IV. Анализ таблицы. Прогнозирование текста.
Слайд 4.
Прочитайте слова 1, 2, 3 колонки.
– На какие вопросы отвечают?
– Какой частью речи являются?
– Работаем по 1, 2, 3 строчкам таблицы.
– Прочитайте слова. Составьте предложения.
– Какими словами заменяются существительные «паучки», «паутинки»
V. Анализ структуры предполагаемого текста.
– О чем будем составлять текст? (О путешествии паучков)
– Когда можно наблюдать путешествие паучков? (В конце лета или в начале осени)
– Как можно начать текст? (Была ранняя осень. Наступила золотая осень. Осенью паучки путешествуют.)
– О чем надо рассказать далее? (О том, как путешествуют паучки)
– Чем можно закончить текст? (Счастливого пути паучки!)
– Расскажите весь текст.
– Какой текст у нас получился? (Текст-повествование)
– Назовите структуру текста-повествования.
VI. Работа с авторским текстом.
Слайд 5 Путешественники.
– Послушайте текст
– Этот текст написал ученый-писатель Игорь Иванович Акимушкин.
– Угадали ли вы замысел автора?
– Откройте листочки с текстом.
– Какой это текст?
– Сколько частей в тексте?
– При работе с текстом отметьте трудные слова в каждой части.
1 часть.
– Когда над землёй летят серебряные нити?
– Кто сидит на этих нитях?
– Как по-другому называет автор эти нити?
– Почему они воздушные, серебряные?
– О чем нужно рассказать в этой части?
2 часть.
– Как готовят паучки свою сеть?
– Какой она должна быть?
– Что помогает паучкам путешествовать?
– Куда летят паучки?
– О чем надо рассказать в этой части?
3 часть.
– Когда паучата покинут свой ковер-самолет?
– Что они будут делать на новом месте?
– О чем надо рассказать в этой части?
VII. Орфографическая подготовка (по опорным словам)
Слайд 6.
паучки ветерок ковер-самолет
крохотные улетают искать,
воздушные покинут, будут обживать,
серебряные летят, опустятся,
сидят, плетут, укрепляют, подхватывает.
– Назовите трудные слова в тексте.
– Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочные.
VIII. Пересказ текста по картинке и опорным словам
IX. Написание текста изложения и самопроверка.
X. Прослушивание текста изложения.
(2-3 ученика)
Слайд 7
XI. Релаксация
Слайд 8
– Закончите предложения:
- Мне было интересно…
- Я узнал новое о …
- Мне было трудно …
XII. Выставка книг
XIII. Оценка работы
Вы хорошо работали, были активны. Я получила удовольствие от урока. Большое спасибо.