Урок русского языка "Изложение с прогнозированием. Работа с заголовком и таблицей к тексту И.И. Акимушкина "Мир животных"

Разделы: Начальная школа


Работа с заголовком и таблицей к научно-познавательному тексту И.И. Акимушкина из книги «Мир животных».

Цели:

  • развивать устную и письменную речь;
  • расширить словарный запас детей;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости;
  • воспитывать интерес и любовь к природе;
  • развивать любознательность.

Тип урока: обучающее изложение на основе прогнозирования.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (у автора), экран, выставка книг, текст изложения для каждого ученика, портрет.

Ход урока

I. Мотивация учащихся

Сегодня мы проведем урок творчества и напишем изложение с предварительным прогнозированием на тему «Путешественники».

II. Работа с заголовком

1 слайд

– Кто такой путешественник? (Путешественник – это человек, перемещающийся по территории с познавательной, научной или с какой-либо другой целью).

– А кто кроме человека может путешествовать? (Растения и животные)

– Подумайте, о ком или о чем можно составить текст с таким заголовком? (О великом путешественнике, о своем путешествии, о том какими качествами должен обладать путешественник или о том, как путешествуют животные и растения)

III. Определение вида и темы текста

Какие типы текста вы знаете?

– Как определить тип текста?

– Чтобы определить тему и тип текста изложения, назвать путешественников, отгадайте загадки: 2 слайд

Ниток много-много
А в клубок не смотает,
Одежды себе не шьёт,
А ткань всегда ткет.
Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет. (Паук)

3 слайд

В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.

(Подтвердите отгадку)

IV. Анализ таблицы. Прогнозирование текста.

Слайд 4.

Прочитайте слова 1, 2, 3 колонки.

– На какие вопросы отвечают?

– Какой частью речи являются?

– Работаем по 1, 2, 3 строчкам таблицы.

– Прочитайте слова. Составьте предложения.

– Какими словами заменяются существительные «паучки», «паутинки»

V. Анализ структуры предполагаемого текста.

О чем будем составлять текст? (О путешествии паучков)

– Когда можно наблюдать путешествие паучков? (В конце лета или в начале осени)

– Как можно начать текст? (Была ранняя осень. Наступила золотая осень. Осенью паучки путешествуют.)

– О чем надо рассказать далее? (О том, как путешествуют паучки)

– Чем можно закончить текст? (Счастливого пути паучки!)

– Расскажите весь текст.

– Какой текст у нас получился? (Текст-повествование)

– Назовите структуру текста-повествования.

VI. Работа с авторским текстом.

Слайд 5 Путешественники.

Послушайте текст

– Этот текст написал ученый-писатель Игорь Иванович Акимушкин.

– Угадали ли вы замысел автора?

– Откройте листочки с текстом.

– Какой это текст?

– Сколько частей в тексте?

– При работе с текстом отметьте трудные слова в каждой части.

1 часть.

Когда над землёй летят серебряные нити?

– Кто сидит на этих нитях?

– Как по-другому называет автор эти нити?

– Почему они воздушные, серебряные?

– О чем нужно рассказать в этой части?

2 часть.

Как готовят паучки свою сеть?

– Какой она должна быть?

– Что помогает паучкам путешествовать?

– Куда летят паучки?

– О чем надо рассказать в этой части?

3 часть.

Когда паучата покинут свой ковер-самолет?

– Что они будут делать на новом месте?

– О чем надо рассказать в этой части?

VII. Орфографическая подготовка (по опорным словам)

Слайд 6.

паук2.jpg

паучки ветерок ковер-самолет
крохотные улетают искать,
воздушные покинут, будут обживать,
серебряные летят, опустятся,
сидят, плетут, укрепляют, подхватывает.

– Назовите трудные слова в тексте.

– Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочные.

VIII. Пересказ текста по картинке и опорным словам

IX. Написание текста изложения и самопроверка.

X. Прослушивание текста изложения.

(2-3 ученика)

Слайд 7

паук4.jpg

XI. Релаксация

Слайд 8

– Закончите предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я узнал новое о …
  • Мне было трудно …

XII. Выставка книг

XIII. Оценка работы

Вы хорошо работали, были активны. Я получила удовольствие от урока. Большое спасибо.