Важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное, расширение его способностей саморазвития» (Д.И. Фельдштейн)
Одним из условий социализации детей является образовательное учреждение и микросреда, которая создана в нем. В нашем случае это наша логопедическая группа.
Воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации – образовательного учреждения. В детском саду дети способны адаптироваться в коллективе, если в нем созданы необходимые условия для ребенка.
Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал речь собеседника.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. У большинства из них нарушена не только функция распознавания и дифференциации фонем. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, астеническим синдромом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у наших детей снижены зрительное и слуховое внимание, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем постоянно.
Без специального систематического обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому мы уделяем большое значение развитию фонематического слуха. В этой работе выделяются следующие этапы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
- различение слов, близких по своему звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие навыков элементарного звукового анализа.
Усилия педагогов по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.
В своей группе мы постарались создать оптимальные условия для гармоничного развития фонематического слуха и слухового внимания. В группе есть музыкальный уголок, где представлены различные детские музыкальные инструменты: металлофон, гусли, маракасы, бубны, пианино и т.д. В коррекционном уголке есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, разные виды бумаги, представлены несколько видов застежек. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду.
Данная работа проводится логопедом и воспитателями в тесном содружестве, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
Работа воспитателя логопедической группы отличается от работы воспитателя массовой группы тем, что на всех занятиях с детьми преследуются коррекционные цели. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.Это:
- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
- закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала;
- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
- закрепление навыков диалогической и монологической форм связной речи;
- закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
- закрепление навыка чтения;
- подготовка детей к письму, формирование графических навыков
- развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода. Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и не одновременностью их преодоления на логопедических занятиях.
В такой интерпретации принцип подхода требует от воспитателя:
- глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития;
- использование этих знаний в своей работе. Воспитатель обязательно присутствует на занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свою работу с детьми. Воспитатели создают условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
- организуют и поддерживают речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
- побуждают внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
- создают ситуацию общения;
- формируют навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
- организуют игры на развитие звуковой культуры речи;
- привлекают внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
- проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового
- контроля, словесной памяти;
- привлекают внимание к интонационной стороне речи.
Рассмотрим подробнее работу воспитателей по развитию у детей слухового внимания и фонематического слуха.
1. На занятиях по развитию представлений об окружающем:
- знакомим детей с разными видами бумаги, определяем ее свойства и пробуем узнать тот или иной вид бумаги на слух (фольга, пергаментная, картон, гофрированная, альбомная и т.д.), пробуем совершать с ней разные действия (порвать, потрясти, смять, разрезать и т.п.) Работа с бумагой продолжается на занятиях по аппликации и конструированию. Дети на слух определяют вид бумаги, какие операции с ней совершаются.
- Во время экскурсии по детскому саду обращаем внимание детей на "разные звуки". Спрашиваем: "Что там шумит?" (телефон, мясорубка, музыкальный инструмент, холодильник, стиральная машина...).
- Знакомя детей с разными предметами (например: металлический короб, деревянная миска, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик…), даем им возможность постучать по ним, уронить, послушать звучание каждого предмета, уловить характер звучания материала, из которого они изготовлены (металл, дерево, стекло, пластмасса, бумага, ткань…). На закрепление проводим игры:
- «Послушай, что упало» (карандаш, книга, ножницы, ложка, мягкая игрушка…)
- «Что я сделала». Без зрительной опоры, закрыв глаза, предлагаем определить действия, совершаемые с предметами: переливание воды из одной чашки в другую, разрезание бумаги, смятие ее, постукивание карандаша о чашку и т. д. Одновременно обогащаем лексику глаголами. Поначалу упражнение вызывает у детей трудности, и мы проводим его со зрительной опорой, затем все дети справляются с этим заданием.
- При знакомстве детей с сыпучими продуктами мы проводим такое упражнение на развитие слухового внимания. В одинаковые непрозрачные баночки насыпаем продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предлагаем детям сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхиваем баночки и просим отгадать, что звучит. В дальнейшем организуем сюжетно-ролевую игру «Магазин продуктов», в которой используем полученные детьми навыки.
- Рассказывая детям о домашних и диких животных и птицах, слушаем их голоса в аудиозаписи и просим детей определить и изобразить данное животное. Можно предложить и другое задание: узнать, чей голос они слышат. Здесь же проводим работу над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи. Предлагаем им громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д. Поочередно просим детей показать голосом, например:
- кота, который сидит рядом и просит есть ( ребенок должен громко сказать «мяу»);
- кота, который сидит за дверью и просится домой; (ребенок говорит тихо)
- маленького котенка (высоким голосом);
- старого охрипшего кота (низким голосом);
- рассерженного кота и т.п.
Также можно провести работу на воспроизведение звукоподражаний: И-ГО-ГО, БЕ, КУ-КУ, МЯУ, ГАВ, КВА, МУ-МУ и т.д.
2. На занятиях по развитию элементарных математических представлений практикуются следующие задания:
- покажи такую цифру или карточку с изображением нужного количества кружочков, сколько раз я хлопну в ладоши. Вначале это упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор и с постоянным ритмическим рисунком, затем – только на слух и как усложнение задания – изменение ритма хлопков;
- «Постучи как я». Детям предлагается повторить за воспитателем ритмический рисунок на слух.
- При работе над пространственными ориентировками детям даются задания:
- определить направление звука (дети называют: справа – слева, спереди – сзади);
- нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры в заданном порядке (в центре листа, в правом верхнем углу, и т.д.);
- на слух отсчитывать определенное количество клеточек в нужном направлении при выполнении графического диктанта;
- разместить предметы в определенном порядке (за, перед, между…). Здесь же отрабатывается понимание детьми пространственного значения предлогов.
3. На музыкальных занятиях и в группе знакомим детей с музыкальными инструментами (металлофон, барабан, колокольчик, погремушку и т.д.), даем послушать, как они звучат. Потом проводим игру «Что звучит?»: предлагаем отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте играли.
Аналогично детей знакомим с музыкальными ритмами, учим различать на слух звучание марша, вальса, польки и т.д.
4. На физкультурных занятиях, во время проведения утренней гимнастики, зарядки после сна, динамических пауз также ведется работа по развитию слухового внимания. Детям даются задания:
- Выполнить какое-либо движение на определенный сигнал;
- Сменить направление движения по звуковому сигналу;
- Выполнить действия по заданному на слух количеству сигналов и т.д.
В течение дня воспитатель, согласуясь со своей сеткой занятий, включает в свою работу упражнения и игры на развитие слухового внимания. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления полученных навыков в их жизнедеятельности.
Во время процесса одевания на прогулку акцентируем внимание на звучании элементов одежды (виды застежек: кнопки, молнии, липучки, пуговицы..; виды тканей: шуршит – не шуршит…). Полученные знания используем во время занятий и досугов, проводя с детьми игры на развитие слухового внимания:
- «Сколько кнопок на одежде?»
- «Узнай, на что застегивается» и т.д.
5. На прогулке воспитатель привлекает внимание детей к звукам улицы (шум дождя, ветра, шелест листьев, скрип снега, хруст сломанной ветки, пение птиц..; звуки проезжающего транспорта, летящего самолета…) На закрепление узнавания звуков окружающего мира проводим с детьми игры:
- «Угадай, что звучало»
- «Попугаи» (сымитировать звуки окружающего мира – тихо, громко, медленно, быстро…)
При проведении подвижных игр и игр малой подвижности также учитываем возможность развития слухового внимания и памяти. Детям очень нравится играть в такие игры, как:
- «Остановись по сигналу» (при выполнении каких-либо действий ,услышав условный сигнал, дети должны остановиться и замереть)
- «День – ночь»
- «Съедобное – несъедобное»
- «Узнай, чей голосок» и т.д.
В свободное время привлекаем внимание детей: «Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет» и т.п.
Просим детей произнести один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем предлагаем им воспроизвести образец.
Например:
А – плачет девочка
А – показывают горло врачу
А – поет певица
О – стонет больной
О – поет певица
О – кричит охотник в лесу
У – гудит паровоз
В логопедической работе целесообразно применять такие, на первый взгляд совсем простые и незамысловатые игры, которые весьма успешно помогают в развитии у детей слухового внимания:
-
Игры на определение звучащего предмета:
“Узнай предмет по издаваемому звуку”
“Угадай, что звучит?”
“Угадай, на чем я играю?” -
Игры на определение местонахождения звучащего предмета:
“Угадай, где звенит?”
“Жмурки” -
Игры на выполнение определенного действия:
“Угадай, что надо делать?” – в зависимости от того, звучит предмет громко или тихо, дети выполняют различные действия – бегут, шагают, подпрыгивают, останавливаются. -
Игры на определение по звукоподражаниям голоса животных:
“Угадай, кто кричит?”
“Кто спрятался в домике?”
“Кто за забором?” -
Игры на определение величины предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов:
“Угадай, какие тикают часы: большие или маленькие?”
“Животные и их детеныши”
“Большой – маленький” -
Игры на определение темпа какого-либо действия:
“Поезд”
“Дождик – кап – кап – кап!”
“Лошадка”
Хорошо развитое слуховое внимание является основой для формирования у детей навыков звуко-буквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грамоте. При работе над фонематическим слухом мы используем игры и дидактические упражнения, которые широко известны в логопедической практике:
- «Поймай звук в ладошки» – детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
- «Где спрятался звук?» – определить место заданного звука в словах, поставив фишку в схему слова.
- «Сколько звуков?» – показать столько пальчиков, сколько звуков произнесено, назвать их последовательность.
- «Выбери картинки» – отобрать картинки, в названии которых есть определенный звук.
- «Запомни слова» – в предлагаемом тексте запомнить слова с заданным звуком.
- «Найди слово» – подобрать картинку к схеме слова и т.д.
За период дошкольного обучения у детей должны сформироваться следующие навыки:
- дети должны узнавать звучание игрушек и музыкальных инструментов;
- определять количество звучаний;
- различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний;
- определять направление звука;
- различать на слух звучание речи, музыки и пения, музыкальных ритмов, оркестрового, хорового и сольного исполнения;
- различать звучания мужского и женского голоса;
- узнавать голоса животных и птиц;
- различать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.
Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов проводится с целью развития слуха детей и обогащения их представлений о звуках окружающего мира, а также для оказания положительного влияния на формирование их устной речи, которая является основным средством коммуникации и социализации людей.