Цели и задачи:
- учащиеся должны определять и классифицировать биологические специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде;
- их токсичность (как правило, их лаков) долю участия в метаболизме живых организмов, возможность биологической взаимозаменяемости,
- определять факторы, влияющие на превращение не токсичных металлов в токсичные;
- научится способам прогнозирования и анализа;
- знать признаки отравления токсичными металлами, меры предосторожности, правила защиты;
- найти и раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, научить учащихся прогнозировать и анализировать последствия загрязнения окружающей среды металлами;
- составлять экспресс-карту;
- создать условия для развития толерантности в процессе дискуссии, с повторением правил ее ведения;
- развивать речь, психомоторику, мыслительные процессы – логическое мышление, анализ, абстрагирование;
- сформировать осознание ответственности человека за состояние окружающей среды, деятельностный подход к ее защитите;
- предложить методы аргументации и обоснования своей позиции.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Методы обучения:
- интерактивный метод;
- перцептивные метод (передача и восприятие учебной информации посредством чувств): словесный, наглядный, аудиовизуальный.
- проблемно-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа с книгой
Педагогические приемы:
- интонационное выделение логически важных моментов изложения;
- демонстрация учащимся схем; инструктаж учащихся; задание учащимся на заполнение экспресс – карты; установка на мысленное решение учениками логического задания; задания учащимся на обобщение фактов; задание на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений.
Оборудование: табл. «Содержание металлов в организме человека», «Способность некоторых организмов накапливать металлы», презентация «Металлы», раздаточный материал, учебник Дзятковская Е.Н. «Экология и здоровье», Иркутск. «Арком», 1994, листы ватмана, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.
Ход урока
I. Оргмомент.
Здоровье – это состояние полного духовного, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. И состояние нашего здоровья на 20 процентов зависит от состояния окружающей среды.
Слагаемые здоровья | ||||||
образ жизни | наследственность | окружающая среда | здравоохранение | |||
50% | 20% | 20% | 10% |
Учитель: Сегодня мы поговорим о роли металлов в природной среде, их значении для организма человека. (презентация) (Рассказ учителя с демонстрацией презентации).
Металлы способны вступать во взаимодействие с белками организма и образовывать с ними металлорганические соединения, ионы металлов непременные участники биохимических процессов; они стимулируют, нормализуют обмен веществ в организме, оказывают положительное действие на рост и размножение, иммунобиологическую активность и продолжительность жизни, участвуют в кроветворении, окислительно-восстановительных процессах; стабилизируют и активируют ферменты, ионы металлов создают разность потенциалов на клеточных мембранах, чем обеспечивают жизнедеятельность клетки.
Чтобы обеспечить многие функции нашего организма в метаболизме участвуют различные металлы и их ионы, обратимся к таблице. Говоря о значении металлов, мы не можем не обратить внимание на их токсичность. Что же это за свойство?
Токсичность – свойство химических веществ, способность вызывать отравление (интоксикацию) организма. Она характеризуется дозой вещества, вызывающего определенную степень отравления. При установлении вредного воздействия загрязняющего вещества на организм необходимо учитывать 3 фактора:
- Токсичность вещества зависит от его состояния (нерастворимые в воде соединения практически не подвергаются превращениям в организме)
- В природных условиях относительно безвредное вещество может перейти в высокотоксичное соединение, например под воздействием кислотных дождей
- В природной среде токсичное вещество может постепенно накапливаться в цепи питания, его концентрация в высших звеньях может в 1000 раз превышать концентрацию данного вещества в природной цепи, обратимся к схеме
Токсичность | ||||||
Низкая | Средняя | Высокая | Очень высокая | |||
Cu, Fe, Mn, Zn, Ni, Ge, Sr, Kb, Cs | Cr, Ag, A1 | Sb, As, Ba, Se | Be, Cd , Pb, Ho, Tl |
Высокая концентрация токсичных веществ может стать причиной смерти. Обратимся к таблице, рассмотрим организмы- накопители некоторых элементов и работают с учебником стр. 50.
Кроме накопления в пищевых цепях, существует особый, еще недостаточно изученный тип накопления, когда кумуляция определенного элемента, происходит избирательно какой либо тканью или органом, рассмотрим таблицу на доске.
Итак, металлы находятся в растениях, а могут ли они рассказать о металлах. Конечно, растения накапливают металлы, без них растения заболеют, они нужны для жизнедеятельности, избыток приведет к гибели. Остаются только те, которые выдерживают накопление в своем организме какого- либо вещества. Таким образом, можно определить места где можно искать полезные ископаемые: медь – безлесные, травянистые пустоши, хром – прогалины в растительном покрове, железо- угнетенная древесная растительность, платина – отсутствие растительного покрова и т.д.
Рассмотрим: же значение металлов для человека. Обратите внимание, что в наш организм металлы попадают как с животной, так и с растительной пищей, водой например картофель нам дает Fe,Cu, Rb, Mn, Zn, Al, Ni. Какое же значение некоторых металлов мы рассмотрим, выясним их положительное и токсическое влияние на наш организм, разделим на группы по биологическим свойствам.
II. Самостоятельная работа.
- изучить имеющуюся информацию, а также осуществить поиск необходимой информации в учебнике, дополнительной литературе;
- провести анализ информации;
- сформулировать выводы и результаты занести в экспресс-карту.
Работа в группах с учебником, информационными листками 1 группа: натрий, калий. 2 группа: медь, железо. 3 группа: кальций, алюминий. 4 группа: молибден, свинец, ртуть. 5 группа: радиоактивные элементы, цинк, кадмий.
III. Защита работ.
Каждая группа защищает свои темы по полученной схеме.
IV. Закрепление.
Рассмотрите положение в учебнике и подумайте, как избежать отправления этими металлами
А можно ли получить интоксикацию в нашем городе. В результате беседы делается вывод:
Биологические свойства:
- образование важных для организма веществ (Са2+, Mn2+, Fe2+)
- обеспечение функций клеток (Nа, К, Са)
- токсичность (Hq, Pb)
- бактерицидное действие (Ag)
- поражающее облучение тканей, клеток (U, Pu, Sr)
Проблемные вопросы:
- Почему алюминий ранее никогда не рассматривался, как токсичный элемент, а теперь считается элементом со средней степенью активности.
- В Европе после жалоб населения было обследовано детское питание, полученное из молока породистых коров сбалансированным питанием: и было выяснено, что оно содержит большое количество свинца, после этого запретили устраивать пастбища вблизи шоссе?
- Можно ли получить интоксикацию Мr, проживая в нашем городе? Как этого избежать?
Задача: В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной по берегу залива Минамата, начали умирать люди. Вначале, прибывший в эту деревню рыболов, заметил, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом. Каким образом соединение ртути могло попасть в организм людей и животных? Составить цепь питания.
Ответ:
V. Рефлексия.
Заполнить анкету.
Полностью | Частично | Недоволен | |
1. Доволен ли своей работой на уроке? | |||
2. Узнал ли новое на уроке? | |||
3. Вызвал ли у тебя урок интерес? | |||
4. Видишь ли пользу для себя на этих занятиях? | |||
5. Доволен ли отношением с учителем? |
VI. Задание на дом.
Экспресс-карту зарисовать в тетрадь. Используя учебник и полученную на уроке информацию заполнить таблицу:
Биологическая роль металлов, токсичность.
Название металла | Биологическое значение | Токсичность |
Натрий-калий | ||
Медь-железо | ||
Кальций | ||
Алюминий | ||
Молибден | ||
Цинк-кадмий | ||
Свинец | ||
Ртуть | ||
Радиоактивные элементы: олово, барий, кадмий, талий |