Цель занятия: сохранение жизни и здоровья детей. предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- Знакомство детей с положениями правил дорожного движения и обучение безопасному поведению на дороге;
- развивитие познавательной активности, творческого мышление, а также коммуникативных умений и навыков, совместная деятельность в группе, сотрудничество, общение;
- используя разнообразие деятельности детей достижение положительного эмоционального настроя, создание ситуации успеха для каждого;
- развитие грамматически-правильной речи детей; логического мышления и зрительного восприятия.
Педагогические технологии, применяемые на занятии:
- Технология игрового обучения.
- ИКТ, Информационно-коммуникационные технологии (методы подачи информации с помощью разнообразных мультимедийных программ).
- Здоровьесберегающая технология.
- Технология сотрудничества.
Оборудование и материалы:
- технические средства – компьютер, ноутбук (мультимедиа, экран);
- таблица «Участники дорожного движения», «Маршрут урока»;
- макет перекрестка;
- дорожные знаки на стойках;
- самокаты и фишки, шапки-шлемы;
- игрушечные рули, музыкальные игрушки;
- пазлы, две машинки на ленточках;
- модели автомобилей с сиренами и «мигалками» служб ДПС, скорая помощь, пожарная;
- фликеры и памятки юного пешехода;
- звонок.
Оформление:
- мольберты с тематической литературой, плакаты, девиз «Мечтают взрослые и дети о безопасности движения на всей планете!»,
- мягкая игрушка «зебра» (ростовая кукла Зебра»), ростовая кукла обезъянка Анфиска,
- цветные жилетки, парадная форма ЮИД;
- голограмные смайлики и т.д.
Ход занятия
I. Организационный этап.
В 12 ч. 45 мин. – фильм-презентацию «ЮИДовское движение Можайского района» ( Можайское телевидение), слайд-шоу «Мы – ЮИД!» (фотоархив ДДТ),
фильм «В гостях у волшебника Праводора» из цикла «Детям Подмосковья – безопасную жизнедеятельность» (создан Центром развития творчества детей и юношества по заказу Министерства образования Московской области), дидактический фильм «Безопасные дороги детства» (пособие для факультативных занятий по теме безопасность дорожного движения»),
фильм «Необычная поездка на обычном автобусе» созданный под общей редакцией начальника УГИБДД ГУВД по Московской области генерал-майора милиции С.А.Сергеева,
выпуски детской телепередачи «Светофорик» на тему «Светофоры», «Фликеры», «Велосипедисты» (автор и режиссер О. Козлова), а также тематические мультфильмы.
II. Проведение занятия.
13 ч. 00 Фоно песня «Марш юных инспекторов движения».
Слова Аллы Киртоки, музыка Ольги Юдахиной, проект Ивана Жиганова
– Здравствуйте, уважаемые педагоги и дорогие ребята! Мы рады приветствовать всех гостей нашего уютного и красивого зала в Доме детского творчества.
Есть дела общие и важные для всех – для детей и взрослых, для маленьких и больших, для учеников и учителей. Одним из важнейших дел является обеспечение безопасности на дорогах и улицах.Министр образования Правительства Московской области Лидия Николаевна сказала: «Необходимые знания и навыки поведения в сложной дорожной ситуации должны закладываться с детства – вот почему крайне важна работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводящаяся в учреждениях образования».
Сегодня у нас открытое занятие по ПДД и праздник «Посвящение в пешеходы» под девизом: «Мечтают взрослые и дети о безопасности движения на всей планете».
(«Молодое поколение – за безопасное движение!»
«На дороге без правил нельзя! Это знает любая семья!»).
Я – педагог ДДТ Ольга Семеновна Козлова, руководитель районного отряда ЮИД проведу этот познавательно-развлекательный урок, помогут мне мои коллеги – педагоги ДДТ.
Давайте познакомимся с вами. Проведем перекличку. Отвечайте дружно – «МЫ!»
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ... (Движенья.)
– Для того, чтобы ввести вас в дорожную тематику проверим, умеете ли вы отгадывать загадки.
В час – 120 км, –
Это будет сколько миль?...
Он летит быстрее ветра –
Легковой …АВТОМОБИЛЬ
Руль, педаль, колеса, шины-
Вот набор любой …МАШИНЫ
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет.
Это мой…ВЕЛОСИПЕД.
Человеку чтобы жить
Надо есть и надо пить.
Пища есть и для машин
Называется….БЕНЗИН,
Еду, еду я и вот
Надо сделать поворот.
Чтоб не остановил патруль
Поворачиваем… РУЛЬ
Сверху винт, внутри – пилот.
В небе кружит …ВЕРТОЛЕТ.
– В программе нашего праздника : уроки по ПДД, выступление юных артистов – учащихся 2-х классов гимназии №4, веселые эстафеты, игры, гости и подарки… Но сначала занятия и уроки. Прошу дать первый звонок.
(Звонок) 1 урок. Участники дорожного движения.
К. На плакате мы видим, что это три группы: ПЕШЕХОДЫ, ПАССАЖИРЫ И ВОДИТЕЛИ. Проведем ролевую игру для закрепления этой темы.
Пешеходы – пальчики по ладошкам, пассажиры – ручкой машем, а водители – рулим, моторы работают и подаем сигнал.
На экране фото «Светофор».
– Чтобы на дорогах был порядок, устанавливают специальные устройства, отгадайте загадку.
Он глазищами моргает
Неустанно день и ночь.
Он машинам помогает
И тебе готов помочь.
Он висит здесь с давних пор.
Что же это? …СВЕТОФОР
2 урок (звонок звучит) – тема «Светофоры». Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись с помощью системы приводных ремней, поэтому рядом дежурил полицейский. В России первый светофор установили в Москве в 1924 году. Светофоры бывают транспортные и пешеходные. Светофор с тремя цветами – красным, жёлтым и зелёным регулирует движение транспортных средств.
«ПДД». П.6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика.
Светофор для пешеходов – с контурами человечков и имеет два цвета – красный и зеленый. У светофоров самый верхний сигнал – красный, это цвет запрета. Движение всем запрещено!
А у нас в гостях пешеходный светофор.
Чтоб тебе помочь
путь пройти опасный
Горит и день, и ночь зеленый свет
и красный.
наш домик – светофор,
мы – два родные брата.
Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам.
Самый строгий – красный свет.
Если он горит – СТОП!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт! – хором
А за ним зеленый свет вспыхнет впереди.
Скажет он: препятствий нет!
Смело в путь иди! – хором
3 урок. (звенит звонок). Обязанности пешеходов.
С каждым годом увеличивается количество транспорта. Выходя из дома, вы ребята должны прислушиваться и присматриваться. Опасность может подстерегать и на улицах, и во дворах, и в транспорте. Опасность может появиться там, где ее не ждешь. Поэтому надо быть очень внимательным и наблюдательным, дисциплинированным, культурным, правопослушными участником дорожного движения. Перед переходом проезжей части надо (загибаем пальчики): 1-1 – остановиться, 2 – оглядеться и 3 –прислушаться.
На дорожной разметке «зебре» преимущество у кого? Водителей или пешеходов? У пешеходов, но и из этого правила есть исключение.
Транспортные средства в студию. (вносят коробку с машинками «скорая помощь», «ДПС», «пожарная служба»).
П.4.7. При приближении транспортных средств с включенными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим ТС и незамедлительно освободить проезжую часть.
Водители ТС с включенными проблесковыми сигналами синего цвета и специальным звуковым сигналом выполняют неотложное служебное задание и имеют приоритет (преимущество) – им уступают дорогу.
Это скорая служба, ДПС, полиция. Пожарная служба, МЧС имеют право первоочередного проезда, т.е. могут не соблюдать ПДД. (Показывает модели машин).
Свод правил для юных пешеходов расскажут гимназисты. (Приложение 1)
На экране фото Дети с дорожными знаками.
урок 4. Звонок.
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг – ...(Дорожный знак.)
Дорожные знаки.
Дорожные знаки нужны водителям и пешеходам. Они устанавливают определенные режимы, предупреждают водителей об опасностях на дороге. Всего 8 групп дорожных знаков, как 8 отрядов в большой армии. Знаки круглые с красной окантовкой, похожи на строгий глаз светофора – запрещающие! Кто покажет дорожный знак, который запрещает ездить на велосипеде?
Треугольные знаки с красной канвой – предупреждающие. Синие знаки прямоугольной формы – предписывающие. ( объясняет значение нескольких знаков).О дорожных знаках расскажут наши ребята. Приложение 2.
К сожалению, не всегда и не все строго соблюдаю ПДД, ( включит слайды «ДТП Можайского района» ) поэтому на дорогах бывают ДТП, аварии, в которых получают ранения и гибнут взрослые и дети. (Фоно Метроном)
Статистика аварийности за 2010 год в РФ.
ФОНО № Метроном / За 2010 год в Российской Федерации произошло 199 431 (-2,1%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения.
За прошедший год произошло 20 262 (+1,5%) ДТП с участием детей, в которых 898 (-1,8%) детей погибли, а 21 149 (+1,7%) детей получили ранения.
Это страшные цифры, за ними боль и горе. Проблема аварийности – мировая проблема. И ещё много предстоит сделать для того, чтобы на дорогах перестали гибнуть люди.
Фоно. Марш ГИБДД.
Служба ГАИ-ГИБДД в 2011 году отмечала юбилей – 75 лет со дня создания. Фоно № «ДПС» фоном. Главное в работе ГИБДД – защита законных прав и интересов участников дорожного движения. Сотрудники ГИБДД круглосуточно в любую погоду на своем посту обеспечивают правопорядок и безопасность на дорогах (у нас в гостях инспектор ДПС отдела ГИБДД Можайского района).
Стихотворение про автоинспектора читают дети. Приложение 3.
– ЮИД – это ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ, которые сами изучают ПДД и активно пропагандируют дорожную азбуку ребятам. Почему вы, ребята, в ЮИДе?
(Ребята из отряда ЮИД читают стихи).
Если спросят нас, друзья,
Почему мы все в ЮИД?
Скажем, что без нас нельзя –
Мы помощники ГАИ! – хором
Большой привет,
Всем шлет ЮИД!
Хором. По всей стране
Нам путь открыт.
Наш девиз: До всех мальчишек и девчонок
По ПДД мы знания донесем!
Мы – за безопасное движение!
И город свой не подведем!
Знают взрослые и дети,
Что ЮИД живет на свете.
Чтоб здоровым быть и крепким,
Чтоб родных не огорчать,
Правила дорожного движения – хором
Надо знать и соблюдать.
Звенит наш звонок. Переменка. Музыкальная и веселая. А все зрители дружно хлопают, когда будут проигрыши.
Ставьте ушки на макушки и не щурьте правый глаз.
Развеселые частушки ребята пропоют для вас!
А после такого задорного исполнения частушек пришло время всем поучаствовать в эстафетах. Для тех, кто желает «порулить» предлагаем игрушечные рули с музыкой. Ждем отважных водителей самокатов для скоростного и безаварийного заезда. Кому нравится управлять тележками – просим в команды.
Музыка: «Автомобили», «Шофер», «Кручу педали», «Каскадеры», «Хамба-ру» и т.д.
Пришло время встречать гостей, загадка:
Мы на улицу пошли, светофора не нашли.
Как дорогу перейти, если «зебра» на пути?
Мы гадали, мы решали, что же это за проход?
А потом мы все узнали:
«ЗЕБРА» – это … ПЕРЕХОД!
Все пешеходы знают, что дорогу переходят по специальной дорожной разметке «зебре». Веселая лошадка «зебра» сегодня у нас в гостях на детском празднике, так давайте подарим громкие аплодименты полосатой лошадке!
Второй вариант: К нам спешат гости… Из далекой и жаркой Бразилии с подарками и под ваши аплодисменты к нам идёт обезъянка Анфиска, весёлая и озорная!
– Учащиеся 2-х классов сегодня на уроках отгадывали загадки, читали замечательные стихотворения о светофоре и дорожных знаках, о правилах поведения пешехода, пели задорные «дорожные» частушки, активно участвовали в эстафетах, играх и мы решили всем присвоить звание «ГРАМОТНЫЙ ПЕШЕХОД». А какие подарки ты приготовила нашим ребятам, обезъянка ?
(Анфиска показывает фликер): Очень распрекрасные брелочки, они для красоты, как у меня.
Ведущий: это не только красивый брелок, а очень нужный и полезный световозвращатель для пешеходов – ФЛИКЕР.
Пункт 4.1. Обязанности пешеходов. Пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающимися элементами.
Фликер изготовлен из сверхяркого микропризматического материала. В темное время суток фликер отражает свет фар и ярко-ярко светится. Эффект кошачьих глаз. Такой огонек сделает пешеходов на дороге заметнее, фликер снижает риск наезда на пешехода в 6-10 раз!
Стань видимым в темноте в свете фар автомобиля!
Стань заметнее! Возьми фликер!
– Огромное спасибо вам, ребята и учителя за отличную подготовку, за активное участие в открытом уроке по ПДД. Пусть дороги детства будут всегда добрыми!
III. Подведение итогов урока.
Результативность занятия: удалось ли реализовать замысел урока, достичь целей и задач.
В чём достоинства и недостатки урока? Как исправить недостатки?
Список литературы:
- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации. Введены в действие с 1.07.2006 г.
- «Безопасность дорожного движения». 5-9 кл. М. Просвещение, 2005.
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Горский В.А., Попова Г.Н. «Воспитание и дополнительное образование детей». Дети и дорога. Часть 2. Методический комплект для учителей начальных классов. М.: Информатик, 1994.
- Добрая Дорога Детства. Методичка. Всероссийская газета. М.: Медиа-Пресса, 2006.
- «Дорога на зеленый свет». Набор плакатов.
- Дорожная азбука. Основы правил безопасности на дорогах для детей младших классов. М. Ежедневные новости. Подмосковье, 2010.
- «Дорожная азбука». Набор плакатов.
- Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено!». Познавательные игры с дошколятами и школьниками. Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2008
- Козловская Е.А., Козловский С.А. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника». М.: Третий Рим, 2002.
- Рыбин А.Л., Маслов М.В. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров. Водителей. 5-9 кл. М.: Просвещение, 2008.
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». Пособие для педагогов и родителей.М.: Просвещение, 1989.