Цели урока:
- Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся по по теме «Имя существительное»;развивать навыки анализировать имя существительное, как часть речи: выделять его морфологические признаки, определять типы склонения и падежи, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных, определять род в единственном и множественном числе; грамотно писать имена существительные.
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; расширять словарный запас учащихся; развивать речевую деятельность учащихся; развивать творческие способности; монологическую речь учащихся.
- Воспитательные: воспитывать любовь к учению; к родному языку; любознательность; желание стать грамотным; уважение к русским традициям и культуре и традициям других стран мира.
Оборудование урока: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1 (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова), репродукции картин с видами России, Италии, Франции, Шотландии, Германии, Японии – Приложение; рабочие тетради, опорные таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, начать урок русского языка я бы хотела с пословицы: «Каждый день прибавляет частичку мудрости».
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Вы знаете, что наши знания – это наше богатство, которое складываем в «сундучок», а когда необходимо, достаём их и используем.
II. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.
– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени существительном. И урок у нас сегодня не совсем обычный. Мы постараемся совершить заочное путешествие и побываем в некоторых странах Европы и узнаем много интересного.
III. Минутка чистописания.
– Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
– Отгадайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
репродукция картины «Зимний пейзаж»
– Какое время года за окном? (зима)
– С какого звука начинается слово зима?
– Какой буквой обозначено?
– Сегодня на уроке мы пропишем буквы З и С.
– Что вы о них можете сказать? (парные по глухости, звонкости)
на доске
Зи за сн су сл со
Зима снег сугроб
Завалила зима сугробами леса.
– Какое это предложение? (распространённое)
– Спишите предложение, выделите в нём грамматическую основу. Определите падеж имён существительных.
IV. Проверка домашнего задания.
– Дома вы должны были подготовит несколько четверостиший для письма по памяти.
(упражнение №161)
– Письмо по памяти.
– Запишите в тетрадь четверостишие, отрывок из произведения Ф. Тютчева.
Пусть сосны и ели всю зиму торчат, В снега и метели, закутавшись, спят.
V. Повторение знаний об имени существительном.
– Что знаем об имени существительном?
VI. Работа со словами из словаря.
– Назовите зимние месяцы.
– Какой месяц зиму начинает? (декабрь)
– Что это за слово? (из словаря) (на индивидуальной доске)
– Запишите в тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную.
– Слово это заимствованное. Оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего «десятый».
– А вы знаете, почему в нашем календаре название последнего двенадцатого месяца, произошло от слова «десятый»?
– Календарь пришёл к нам из древности, из Древнего Рима, а там Каждый новый год начинался 1 марта, поэтому и декабрь был десятым месяцем в году. Кстати, в Японии и сегодня Новый год отмечают 1 марта. (репродукция Япония)
– Составьте предложения со словом «декабрь»
– Запишем предложение Декабрь – месяц приятных забот и хлопот.
– Выделите грамматическую основу. Определите второстепенные члены предложения.
– Что интересного заметили в этом предложении? (Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными).
– Определите падеж имён существительных.
– Что же это за приятные заботы и хлопоты в декабре? (Подготовка к Новогодним праздникам).
– Вот сегодня мы и отправимся в путешествие по некоторым странам и узнаем,как празднуют Новый год их жители.
VII. Физкультминутка.
– Отдохнули и в путь.
VIII. Работа над пройденным материалом.
– Начнём мы своё путешествие с России. (У детей на парте лежат листы с фотографиями стран).
На доске – репродукция картины «Зима в Москве».
На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну. Это совпадало с праздником «Масленницы». Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.
– А вот когда же на Руси стали отмечать начало Нового года 1 января?
– Пётр Первый (портрет) своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года.
– И поэтому зимой мы и отмечаем этот праздник. И на московские улицы он ступает стремительно.
– Списать предложение, вставить пропущенные буквы, определить склонение и падеж имён существительных (карточка, задание 1)
Каждый год в декабр… на просторных улиц… Москв… зажигаются яркие огни на ёлк…
– Из России отправляемся в Италию. (репродукция)
– В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окна, потому что верят, что это принесёт богатство. А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через неё в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.
– Какое существительное в последнем предложении называет человека по роду деятельности? (волшебница)
– Какого рода это имя существительное?
– Следующее задание будет таким. (карточка, задание 2)
– Подарок, окно, мебель, посуда, уголь, добро, дом, труба, волшебство,ночь, башмачок, богатство.
– Данные слова разделить на группы:
- 1-й ряд – существительные мужского рода;
- 2-й ряд – существительные женского рода;
- 3-й ряд – существительные среднего рода.
– Выписать, выделить окончания.
– Проверка (фронтальная)
– Из Италии отправляемся в Германию. (репродукция)
– В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостным криком и приветствиями «впрыгивают» в Новый год. Символ Нового года в Германии – трубочист. Считается, что если кто прикоснётся к нему и обязательно измажется сажей, то будет счастлив.
– Следующее задание. (карточка, задание 3)
– Спишите словосочетания, обозначьте склонение и определите падеж имён существительных, выделите окончания.
– Разного возраста, отбивают полночь, измажется сажей, прикоснётся к трубочисту.
– Проверка (фронтальная)
– Из Германии перебираемся в Шотландию. (репродукция)
– В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
– Задание (карточка, задание 4)
– Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки. (у доски)
– Списать предложение, разобрать по членам предложения, определить падеж имён существительных. Определить (устно) одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
– Нужен ли знак препинания при однородных членах предложения? Почему?
– Продолжаем путешествовать и отправляемся во Францию (репродукция)
– Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют и читают стихи. (как и у нас в России).
– Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.
– Что это за слова? (несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам.)
– Что такое склонение? (изменение формы имени существительного)
– Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью прилагательных).
– Задание (карточка, задание 5) (коллективно)
– Образовать словосочетание, изменив окончания имён прилагательных.
Пальто, пюре, купе, пони, кофе, какао.
Слова для справок: тёплый, картофельный, удобный, грустный, крепкий, сладкий.
(Тёплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, крепкий кофе, сладкое какао).
– И возвращаемся мы с вами домой, в Россию.
– Обычай украшать новогоднюю ёлку появился в далёкие времена. Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который охраняет растения, зверей, птиц. Чтобы задобрить духов, развешивали на ёлках лакомства.
– А мы с вами должны тоже охранять и беречь нашу природу и растения и животных. Помогать им.
IX. Самостоятельная работа.
– Работа с учебником. Упражнение №157. – Самостоятельная работа.
X. Подведение итогов.
– Вот и закончили мы наше путешествие.
– Что повторили о существительном?
– Что нового узнали о традициях и праздновании Нового года в разных странах Европы?
– Когда отмечают Новый год в Японии?
– Кто повелел отмечать начало нового года в России 1 января?
– Для чего необходимо знакомится с традициями других стран? Выставление оценок.
– А ещё и в нашей стране и в других странах существует хорошая традиция – дарить подарки на память. И вот в преддверии новогодних праздников, нашим гостям мы тоже подарим маленькие сувенирчики на память, чтобы они принесли им удачу в наступающем году. Год кролика и кота наступает.
Озорник и трудоголик
Длинноухий белый Кролик.
Пусть он вам под Новый год
Счастье в лапках принесёт.
– Вот мы и дарим вам на счастье и удачу этих замечательных Кроликов.
XI. Задание на дом.
– Составить рассказ о том, как в вашей семье встречают Новый год.