Урок русского языка в 4-м классе "Обобщение знаний об имени существительном"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся по по теме «Имя существительное»;развивать навыки анализировать имя существительное, как часть речи: выделять его морфологические признаки, определять типы склонения и падежи, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных, определять род в единственном и множественном числе; грамотно писать имена существительные.
  • Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; расширять словарный запас учащихся; развивать речевую деятельность учащихся; развивать творческие способности; монологическую речь учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к учению; к родному языку; любознательность; желание стать грамотным; уважение к русским традициям и культуре и традициям других стран мира.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1 (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова), репродукции картин с видами России, Италии, Франции, Шотландии, Германии, Японии – Приложение; рабочие тетради, опорные таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, начать урок русского языка я бы хотела с пословицы: «Каждый день прибавляет частичку мудрости».

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Вы знаете, что наши знания – это наше богатство, которое складываем в «сундучок», а когда необходимо, достаём их и используем.

II. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени существительном. И урок у нас сегодня не совсем обычный. Мы постараемся совершить заочное путешествие и побываем в некоторых странах Европы и узнаем много интересного.

III. Минутка чистописания.

– Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

– Отгадайте загадку.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)

репродукция картины «Зимний пейзаж»

Какое время года за окном? (зима)

– С какого звука начинается слово зима?

– Какой буквой обозначено?

– Сегодня на уроке мы пропишем буквы З и С.

Что вы о них можете сказать? (парные по глухости, звонкости)

на доске

Зи за сн су сл со
Зима снег сугроб
Завалила зима сугробами леса.

Какое это предложение? (распространённое)

– Спишите предложение, выделите в нём грамматическую основу. Определите падеж имён существительных.

IV. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были подготовит несколько четверостиший для письма по памяти.

(упражнение №161)

– Письмо по памяти.

– Запишите в тетрадь четверостишие, отрывок из произведения Ф. Тютчева.

Пусть сосны и ели всю зиму торчат, В снега и метели, закутавшись, спят.

V. Повторение знаний об имени существительном.

– Что знаем об имени существительном?

VI. Работа со словами из словаря.

– Назовите зимние месяцы.

– Какой месяц зиму начинает? (декабрь)

– Что это за слово? (из словаря) (на индивидуальной доске)

Запишите в тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную.

– Слово это заимствованное. Оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего «десятый».

– А вы знаете, почему в нашем календаре название последнего двенадцатого месяца, произошло от слова «десятый»?

– Календарь пришёл к нам из древности, из Древнего Рима, а там Каждый новый год начинался 1 марта, поэтому и декабрь был десятым месяцем в году. Кстати, в Японии и сегодня Новый год отмечают 1 марта. (репродукция Япония)

Составьте предложения со словом «декабрь»

– Запишем предложение Декабрь – месяц приятных забот и хлопот.

Выделите грамматическую основу. Определите второстепенные члены предложения.

– Что интересного заметили в этом предложении? (Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными).

– Определите падеж имён существительных.

– Что же это за приятные заботы и хлопоты в декабре? (Подготовка к Новогодним праздникам).

– Вот сегодня мы и отправимся в путешествие по некоторым странам и узнаем,как празднуют Новый год их жители.

VII. Физкультминутка.

– Отдохнули и в путь.

VIII. Работа над пройденным материалом.

– Начнём мы своё путешествие с России. (У детей на парте лежат листы с фотографиями стран).

На доске – репродукция картины «Зима в Москве».

На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну. Это совпадало с праздником «Масленницы». Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.

– А вот когда же на Руси стали отмечать начало Нового года 1 января?

– Пётр Первый (портрет) своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года.

И поэтому зимой мы и отмечаем этот праздник. И на московские улицы он ступает стремительно.

– Списать предложение, вставить пропущенные буквы, определить склонение и падеж имён существительных (карточка, задание 1)

Каждый год в декабр… на просторных улиц… Москв… зажигаются яркие огни на ёлк…

Из России отправляемся в Италию. (репродукция)

В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окна, потому что верят, что это принесёт богатство. А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через неё в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.

Какое существительное в последнем предложении называет человека по роду деятельности? (волшебница)

– Какого рода это имя существительное?

– Следующее задание будет таким. (карточка, задание 2)

Подарок, окно, мебель, посуда, уголь, добро, дом, труба, волшебство,ночь, башмачок, богатство.

Данные слова разделить на группы:

  • 1-й ряд – существительные мужского рода;
  • 2-й ряд – существительные женского рода;
  • 3-й ряд – существительные среднего рода.

– Выписать, выделить окончания.

– Проверка (фронтальная)

– Из Италии отправляемся в Германию. (репродукция)

В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостным криком и приветствиями «впрыгивают» в Новый год. Символ Нового года в Германии – трубочист. Считается, что если кто прикоснётся к нему и обязательно измажется сажей, то будет счастлив.

Следующее задание. (карточка, задание 3)

– Спишите словосочетания, обозначьте склонение и определите падеж имён существительных, выделите окончания.

Разного возраста, отбивают полночь, измажется сажей, прикоснётся к трубочисту.

Проверка (фронтальная)

– Из Германии перебираемся в Шотландию. (репродукция)

В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

Задание (карточка, задание 4)

Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки. (у доски)

Списать предложение, разобрать по членам предложения, определить падеж имён существительных. Определить (устно) одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

– Нужен ли знак препинания при однородных членах предложения? Почему?

– Продолжаем путешествовать и отправляемся во Францию (репродукция)

Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют и читают стихи. (как и у нас в России).

– Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.

Что это за слова? (несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам.)

– Что такое склонение? (изменение формы имени существительного)

– Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью прилагательных).

– Задание (карточка, задание 5) (коллективно)

– Образовать словосочетание, изменив окончания имён прилагательных.

Пальто, пюре, купе, пони, кофе, какао.

Слова для справок: тёплый, картофельный, удобный, грустный, крепкий, сладкий. 

(Тёплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, крепкий кофе, сладкое какао).

И возвращаемся мы с вами домой, в Россию.

Обычай украшать новогоднюю ёлку появился в далёкие времена. Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который охраняет растения, зверей, птиц. Чтобы задобрить духов, развешивали на ёлках лакомства.

А мы с вами должны тоже охранять и беречь нашу природу и растения и животных. Помогать им.

IX. Самостоятельная работа.

– Работа с учебником. Упражнение №157. – Самостоятельная работа.

X. Подведение итогов.

– Вот и закончили мы наше путешествие.

– Что повторили о существительном?

– Что нового узнали о традициях и праздновании Нового года в разных странах Европы?

– Когда отмечают Новый год в Японии?

– Кто повелел отмечать начало нового года в России 1 января?

– Для чего необходимо знакомится с традициями других стран? Выставление оценок.

– А ещё и в нашей стране и в других странах существует хорошая традиция – дарить подарки на память. И вот в преддверии новогодних праздников, нашим гостям мы тоже подарим маленькие сувенирчики на память, чтобы они принесли им удачу в наступающем году. Год кролика и кота наступает.

Озорник и трудоголик
Длинноухий белый Кролик.
Пусть он вам под Новый год
Счастье в лапках принесёт.

– Вот мы и дарим вам на счастье и удачу этих замечательных Кроликов.

XI. Задание на дом.

– Составить рассказ о том, как в вашей семье встречают Новый год.