Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Согласно информационно-аналитическому отчету Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи 12-22лет -44,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15,4 года. Однако это средний показатель по всем возрастным группам. В действительности возраст "пробы" с 1991г. снизился на 6 лет. В 1991г. Молодежь начинала пробовать наркотик в среднем в возрасте 17,6 года, а в 2009г. - в возрасте - 11,3 года. Все больше семей лицом к лицу сталкиваются с трагедией наркомании. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение об употреблении наркотиков подростками - важная задача школы.
Переходный возраст - период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений, повышенной тревожности.
Подростки - возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков, немотивированной жестокости и попытки ухода от действительности - аддиктивное поведение - (это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций).
Наиболее опасно аддиктивное поведение для младших и средних подростков, т.к. они более уязвимы, и психоактивные вещества вызывают в этом возрасте довольно значимые изменения в деятельности головного мозга. Психоактивные вещества имеют релаксирующее и эйфоризирующее свойства, способствующие вызыванию психологического комфорта облегчающие межличностные контакты.
Проблема употребления наркотических и психоактивных веществ является одной из основных социальных опасностей (проблем) нашего общества, она актуальна как никогда в образовательных учреждениях.
Данная программа для подростков направлена на профилактику употребления психоактивных веществ, а также на оказание психологической помощи ребенку.
Цели и задачи курса
Цели курса:
- Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.
- Снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.
Задачи:
- Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:
- умение безопасно и эффективно общаться,
- умение понимать и выражать свои чувства,
- умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.
- Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:
- уверенности в себе,
- честности,
- открытости,
- чувства юмора и навыков:
- умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,
- умения принимать решения,
- умения преодолевать кризисные ситуации.
- Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах организации профилактической работы.
Структура построения программы.
Программа предполагает работу с подростками среднего (12 - 14лет) и старшего (14 - 17 лет) школьного возраста. Рассчитана на 18 занятий. Продолжительность каждого -1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю, при наличии 10 - 12 обучающихся.
Формы и методы работы:
- ролевые игры;
- дискуссии, лекции, круглые столы;
- групповая беседа;
- диагностика, консультации;
- элементы психотренинга, релаксация;
- упражнения на снижение агрессивности, тревожности на снятие мышечного напряжения и телесных зажимов;
- упражнения на самоанализ, самопознание и саморазвитие;
- теоретические справки о правовых нормах;
- психотехники, направленные на помощь в решении проблем;
- психологические сказки;
- обсуждение результатов;
- домашнее задание;
- подведение итогов занятий.
Упражнения необходимо проводить в сопровождении музыкального фона, что делает занятия более приятными, способствует глубокому самораскрытию, помогает формировать у подростков определенное положительное настроение.
Необходимое оснащение:
- музыкальный центр;
- канцелярские принадлежности: карандаши, ручки, фломастеры, альбомные листы, ватманы, тетради для записей;
- мячи для релаксации.
Занятия необходимо проводить по форме факультативного, дополнительного обучения после завершения учебного процесса.
Критерии эффективности:
- уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами;
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
- наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия, оказания социальной поддержке в сложных жизненных ситуациях.
Тематический план курса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Знакомство. Правила групповой работы | 1ч. | |
2. | Личность и индивидуальность | 1ч. | |
3. | Самоуважение | 1ч. | |
4. | Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения | 1ч. | |
5-6. | Чувства и эмоции | 2ч. | |
7. | Знакомство с понятием стресса | 1ч. | |
8. | Способы преодоления стресса | ||
9. | Принятие решений | 1ч. | |
10. | Права личности и уважение прав других | 1ч. | |
11. | Общение | 1ч. | |
12. | Построение отношений с близкими людьми | 1ч. | |
13. | Понятие группового давления. Сопротивление давлению социального окружения | 1ч. | |
14. | Как отказаться от предложенных наркотиков | 1ч. | |
15. | Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ | 1ч. | |
16. | Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления | 1ч. | |
17. | Последствия употребления наркотиков | 1ч. | |
18. | Законы распространения наркомании | 1ч. | |
Всего: | 18ч. |
Содержание
1. Знакомство. Правила групповой работы
- Представление ведущего
- Игра-активатор "Имена-качества" ("Знакомство")
- Отношение ведущего к наркотикам
- Обсуждение правил группы
- Быстрый круг "Выяснение ожиданий учащихся"
- Заполнение анкеты
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
2.Личность и индивидуальность
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Я люблю:Я не люблю:"
- Уникальность и своеобразие каждого человека
- Упражнение "Я- :"
- Дискуссия "Что такое личность?"
- Игра "Похвала по кругу"
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
3. Самоуважение
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Я умею:"
- Дискуссия " Умения и самоуважение"
- Психологическое упражнение "Пять качеств"
- Быстрый круг
- Игра "Все наоборот"
- Дискуссия "Самоуважение и употребление психоактивных веществ"
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
4. Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Я вижу"
- Дискуссия " Признаки уверенного в себе человека и последствия неуверенности в себе"
- Ролевая игра "Сомнительное приключение" и ее обсуждение
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
5. Чувства и эмоции
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Море волнуется:"
- Понятия "чувства" и "эмоции"
- Спектр чувств
- Дискуссия "Эмоции и психоактивные вещества"
- Микросценки "Чувства и ситуации"
- Игра-упражнение "Придумай эмоцию"
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
6. Чувства и эмоции
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Ассоциации"
- Дискуссия "Что значит владеть чувствами?"
- Быстрый круг "Управление чувствами"
- Способы выражения чувств
- Выражение гнева
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
7. Знакомство с понятием стресса.
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Колечко"
- Рассказ ведущего о понятии стресса и его признаках
- Знакомство с видами стресса и стадиями его развития
- Дискуссия "Стресс - это хорошо или плохо?"
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
8. Способы преодоления стресса
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Тропинка"
- Рассказ о различных способах поведения в стрессовых ситуация
- Мозговой штурм "Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?"
- Способы преодоления стресса
- Работа по отработке навыков использования способов преодоления стресса
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
9. Принятие решений
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Камень, ножницы, бумага"
- Быстрый круг "Примеры принятия различных решений"
- Разбор ситуации принятия конкретного решения
- Рассказ ведущего об этапах принятия решения
- Работа в парах над ситуациями, требующими принятия решения
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
10. Права личности и уважение прав других
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Веселый зоопарк"
- Дискуссия "Права личности"
- Игра "У меня есть право"
- Быстрый круг "Нарушение своих прав теми, кто употребляет наркотики"
- Дискуссия "Уважение прав других"
- Упражнение "Попросить и отказать" и обсуждение его
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
11. Общение
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Общение руками"
- Дискуссия "Способы общения"
- Рассказ ведущего "Распознавание невербальных сообщений"
- Игра-упражнение "Разговор через стекло"
- Работа в подгруппах "Правила эффективного и безопасного общения"
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
12. Построение отношений с близкими людьми
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Зеркало"
- Мозговой штурм "По каким признакам мы относим человека к близким людям?"
- Дискуссия "В какой степени заинтересованы твои близкие в твоем благополучии?"
- Рассказ ведущего о принципах выстраивания отношений с близкими людьми
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
13. Понятие группового давления. Сопротивление давлению социального окружения
- Приветствие ведущего и упражнение-активатор "Разожми кулак"
- Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления
- Рассказ ведущего о видах группового давления
- Отработка навыков распознавания способов группового давления
- Дискуссия "Какие черты личности помогают противостоять групповому давлению"
- Отработка навыков отказа от нежелательного действия
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
14. Как отказаться от предложенных наркотиков
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Граф Монте-Кристо"
- Приемы отказа от предлагаемых наркотиков, табака и алкоголя
- Дискуссия "Как использовать приемы отказа"
- Ролевые игры
- Дискуссия "Результаты ролевых игр"
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
15. Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Мафия"
- Дискуссия "Кому выгодно, чтобы подростки принимали наркотики и психоактивные вещества?"
- Дискуссия "Приемы рекламы"
- Игра "Придумаем свою рекламу"
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
16. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления
- Приветствие ведущего и игра-активатор "Построиться по :"
- Дискуссия "Что такое наркотики и психоактивные вещества"
- Разъяснение понятий "наркотики" и "психоактивные вещества"
- Дискуссия "Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ"
- Вред наркотиков
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
17. Последствия употребления наркотиков
- Приветствие и игра-активатор "Пирамида"
- Дискуссия "Что такое наркотики?"
- Мозговой штурм "Последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя"
- Дискуссия "Как подростки страдают от наркотиков, табака и алкоголя"
- Упражнение "В шкуре зависимого"
- Итоговый круг "Интересное-полезное"
18. Законы распространения наркомании
- Приветствие ведущего и игра0активатор "Рассмеши друга"
- Дискуссия "Почему распространяется наркомания"
- Быстрый круг и рассказ ведущего о факторах риска распространения наркомании
- Рассказ ведущего "Схема распространения наркомании"
- Упражнение "Что мы можем сделать"
- Конкурс "Лучший проект профилактики"
- Дискуссия "Планирование мероприятия"
- Итоговый круг "Интересное-полезное" и игра "Пожелание"
Литература.
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб., 2004.
2. Байкова В.Г., Брюн А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. Москва: "ВЛАДОС-ПРЕСС", 2003.
3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. Москва: "Ось-89", 2002.
4. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании. Под ред. В.В. Аршиновой. Творческий центр "Сфера". М: 2004.
5. МакееваА.Г. Все цвета, кроме черного: пед. профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 7-9. М., 2005.
6. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М: "Сентябрь", 1999.
7. Методический сборник // Межрегиональная научно-практическая конференция "Профилактика наркомании в подростковой и молодежной среде" - Казань, 2000.
8. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. Москва: "ВЛАДОС", 2003.
9. Секач М.Ф. Психология здоровья. Москва: Академический проект, 2003.