Цели урока
- познакомить детей с рассказом Виктора Драгунского "Тайное становится явным"
- развивать навыки беглого, выразительного чтения
- развивать умение анализировать поступки героев
- развивать умение прогнозировать текст
- развивать память, внимание, мышление
- воспитывать честность, правдивость
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
III Постановка цели урока
Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями В.Ю. Драгунского. Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса "Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой". Как вы погимаете это выражение (о правде всегда узнают).
Эпиграф - это изречение или цитата, помогающая раскрыть главную мысль (идею) этого произведения.
Найдите в учебнике произведение с созвучным (похожим по смыслу названием "Тайное становится явным").
Как вы понимаете смысл слова "явным". Подберите к нему синонимы (известным, доступным, очевидным, видимым). Явь - реальная действительность.
Кто автор произведения? Какие рассказы он написал? Назовите ваше любимое произведение?
Рассказ, который мы будем читать, входит в сборник В.Драгунского "Денискины рассказы" Кто будет главным героем? (Дениска).
Прототипом Дениски стал сын В.Драгунского Денис. Но это не значит, что Драгунский только "цепляется" за факты и был лишен дара сочинительства. Он был превосходный выдумщик, фантазер. Какое это можетбыть произведение? (по жанру юмористическое). Юмор - безлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь. Комендия - произведение с веселым сюжетом.
IV Чтение рассказа учителем
Понравился ли рассказ? Что понравилось больше всего?
V Словарная работа
Слова: государство, милиционер, интеллегентный, мусоропровод, пострадавший, предоставляет. Чтение слов по слогам. Выяснение значение слов
VI Изучение нового материала
Чтение рассказа детьми. Вопросы:
а) Что однажды услышал Денис от мамы? Как мама объяснила слова "Тайное становится явным". Почему Денис не хотел есть кашу? Как мама уговаривала Дениску и что она ему предложила?
б) Что может произойти дальше? Подумайте. Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? Что он сделал с кашей? Чем закончится рассказ?
в) Как отреагировала мама, когда увидела пустую тарелку? Что она ему сказала? Что произошло потом? (вошел милиционер). Что сказал милиционер? Как выглядел прохожий? (каша на шляпе: в середине, по краям, прохожий стал заикаться). Рассердилась ли мама на Дениса? Почему она так долго смотрела на Дениса? (она хотела понять, на самом ли деле Денис все осознал). Понял ли Денис слова мамы? Какой урок он получил на всю жизнь?
VII Работа с иллюстрациями
- Кто изображен на 1 иллюстрации? (прохожий)
- Как он себя чувствует? (он растерян, ему неприятно)
- 2-ая иллюстрация. Как художник передал внутреннее состояние героев на этой иллюстрации?
Милиционер - серьезен, мама - в ужасе, она испытывает чувство стыда за сына. Прохожий обижен, растерян (он даже заикается). Дениска - опустил голову, ему стыдно перед мамой, милиционером, прохожим. Видно ли на иллюстрации, что Денису стыдно, что он раскаивается?
VIII Работа с текстом
А сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ. 5 вопросов, на каждый вопрос 4 варианта ответа, выбираете один правильный ответ.
IX Чтение по готову плану (чтение по частям)
Разделите рассказ на смысловые части (одна отличается от другой содержание). Определите, отражает ли заголовок в каждой части главное. Запишите свой звголовок, если данный не кажется удачным.
X Итог урока
- Как называется рассказ, который мы прочитали на уроке? Понравился ли вам рассказ? Какой урок вы извлекли из рассказа?
Домашне задание: подготовить пересказ по плану.