Урок истории России "Страна Вантит"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (459 кБ)


Цель: расширить и систематизировать знания учащихся по истории Киевской Руси IX-X вв. на примере восточнославянского племенного союза Вятичей.

Задачи.

Учебная: обобщить и дополнить знания учащихся по истории славян на примере суперсоюза Вятичей, проиллюстрировать единство и особенности развития всего восточнославянского народа.

Развивающая: продолжить формирование навыков аналитической работы, соотнесения единичных фактов и общих явлений, методов публичной презентации и выступления.

Воспитательная - воспитание уважения к истории страны и родного края.

Понятия, термины - первобытность, археологическая культура, полюдье, вече

Тип урока: изучение нового материала

Форма: урок-презентация

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, созданная в программе PowerPoint, видеозаписи.

Структура урока.

1. Вводное слово учителя.

2. Изучение новой темы

3. Закрепление.

4. Домашнее задание.

5. Итог урока

1. Вводное слово учителя

История - школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг. В истории своей малой родины человек одновременно видит и образцы для гордости, и источник для вдохновения. Поздняя эпоха нашего народа изучена довольно тщательно, а вот древняя история представляет набор легенд и былин. Мы, жители Подмосковья, живем в крае знаменитого Соловья - Разбойника, известного всем благодаря былинам об Илье Муромце. Но только в научных кругах существует точка зрения, что Соловей - Разбойник был одним из князей огромного славянского суперсоюза Вятичей, занимавших обширную территорию. Задача данного урока - расширить знания о славянах на примере истории Вятичей.

2. План изучения темы

  1. Славяне - часть индоевропейского единства
  2. Вятичи
  3. Социально-политическая структура
  4. Хозяйство и быт
  5. Одежда и украшения, верования.
  6. Курганы Вятичей на территории нашего края

2.1. Славяне - часть индоевропейского единства

(работа с картой, фронтальный опрос)

Вопросы для систематизации знаний

1. Дайте определение понятию "индоевропейцы"?

2. Укажите их древнюю прародину?

3. Как связаны между собой индоевропейцы и славяне?

4. Как историки объясняют происхождение этнонима "славяне"?

5. Когда и под влиянием каких факторов происходит расселение славян?

6. Покажите на карте размещение основных восточнославянских племенных союзов.

Учитель. Таким образом, в VI в. старые племенные союзы распадаются, в новых условиях возникают новые. Одной из обособившихся областей была юго-восточная часть венедского массива - область "древностей русов". Именно здесь, как мы знаем, будет создано первое наше государство под названием Русская земля.

2.2. Вятичи

(рассказ учителя, работа с картой)

Учитель. Вятичи - самое восточное и самое замкнутое из всех славянских племен. Они занимали промежуточную территорию между Киевом и Волжеской Булгарией. Южная граница - это район современного Воронежа. Река-Ока - главный географический определитель земли Вятичей. Они заселили весь ее бассейн от истоков, до старорязанской излучины. Это примерно район 450 на 450 километров, северная граница которого определяется положением города Москвы. Эти славяне отличались силой, воинственностью, бесстрашием, поэтому до половины XII века, из-за опасения Вятичей, не было прямого сообщения Киевской Руси с Ростово-Суздальским краем. Когда местным князьям приходилось ехать в Киев, они делали длинный объезд. К тому же, край Вятичей были глухой лесной зоной. Уйти в леса к Вятичам означало спрятаться так, чтобы никто не нашел. Места обитания Вятичей овеяны легендами. Согласно былинам, именно в этих краях, 80 километров севернее Любощи, жил Соловей Разбойник. Один из подвигов Ильи Муромца состоял в том, что он проехал из Мурома в Киев через землю Вятичей. Когда он рассказывал об этом по прибытии в Киев, над ним стали смеяться - поляне считали это абсолютно невозможным. Дискуссионным среди историков остается вопрос - откуда пришли Вятичи? Некоторые считают их частью северян, осуществлявших дальнейшую колонизацию северо-востока.

2.3. Социально-политическая структура

(рассказ учителя, сообщение уч-ся, фрагмент инсценировки)

Учитель. В "Повести временных лет" Вятичи представлены как отсталое, дикое племя, но арабские источники о Вятичах повествуют другое:

  • Худум ал-Алем: "Вабнит - первый город на востоке (страны славян), и некоторые из его жителей похожи на русов";
  • Ибн-Русте: "В самом начале пределов славянских находится город, называемый ВаТ. Путь в эту сторону идет по пустыням и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса";
  • Гардизи: "И на крайних пределах славянских есть город, называемый Вантит".

Характеризуя структуру управления этого славянского племени, необходимо отметить разложение первобытности и зарождение сословной иерархии: князья отдельных племен властвуют над старейшинами родов, но сами подчиняются высшей власти князю князей.

 

Князья проживали в столице - Дедославле (ныне Дедилов близ Тулы). Опорными пунктами были города - крепости: Мценск, Козельск, Ростиславль и др., которые насчитывали от 1 до 3 тыс. жителей. Основу населения земли Вятичей составляли люди со средним достатком. Они сообща строили крепостницы - городища, жили в избах, расчищали лес, пахали землю, воевали. На более высокой ступени социальной лестницы стояли люди, имеющие по три жены и обладающие огромными запасами меда.

Сбор налогов с обширной и четко ограниченной территории происходил в форме полюдья.

(сообщение и презентация учащегося)

До середины X века Вятичи платили дань хазаром, но киевский князь Святослав начинает активную политику в Волго-Окском регионе и присоединяет это племя. Правда, еще и Владимир Святой, и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах будут воевать с ними. Как могло происходить обсуждение политических вопросов среди знати, можно понять благодаря инсценировке "Княжеский совет", подготовленной членами исторического отделения МАН (приложение №1)

Хозяйство и быт.

(сообщение учащегося и презентация )

План сообщения

1. Городища "роменско-боршевского типа".

2. Гончарная посуда.

3. Орудия труда.

4. Занятия.

5. Торговля.

2.5. Одежда и украшения.

(рассказ и демонстрация женской одежды)

Учитель: Производство тканей у восточных славян началось с эпохи неолита, т.е. со времени перехода к производящему хозяйству. Вначале ее изготавливали из конопли, позже - из льна. В нашем крае при этом использовался вертикальный ткацкий станок, а на юге - деревянный веретена с пряслицами.

В то время было известно три вида текстильной техники - вязание, плетение, ткачество. Со ?? тыс. до н.э. появляются цветные ткани. Учитывая, что через наши земли проходил знаменитый торговый путь, то не исключено, что здесь использовались и шелковые ткани.

Мужская и женская одежда славян состояла из туникообразной рубахи. Только у мужчин она доходила до колен, рукава стягивались тесьмой, на груди и по вороту имелась вышивка. А женская была до щиколоток. Она более яркая и богаче украшена.

Вышивались, выбивались, вплетались геометрические узоры: круги, кресты, полоски, точки.

I элемент - ромб. Семантика этого знака связана с магией плодородия. Композиция с ромбом и солярными знаками - солнце и мужское начало.

II элемент - кресты. Он объединил и языческую символику и христианскую.

Существовало еще много различных символов. Петух, курица, павлин, уточки, голуби - обозначали небо, тепло, свет, надежду на хороший урожай. Круг в виде колеса со спицами - солнце. Символом плодородия являлся ромб с точками в середине (засеянные поля). А крестообразные фигурки символизировали огонь.

Мужчины носили штаны до щиколоток (их называли ноговицы) и башмаки из кожи( черевики).

Женщины и девушки поверх рубахи надевали поневы. Поневный комплекс - самый древний вид одежды. Он известен с середины V? в. и сохранился до середины X?X в. Существовала даже пословица "За Окой сарафанов не носят".

По сохранившимся в курганах кусочкам ткани мы знаем, что Вятичи носили темно -синие клетчатые поневы.

Вначале - распашная ("разнаполка"), потом - глухая. В краеведческом музее нашего города представлена юбка, в виде "глухой" поневы крестьянки Рязанской губернии XIX в.

Поверх поневы надевали пояс. Чаще всего он был алым, его расшивали белым или синим бисером. Пояс, как и вышивка, был оберегом. Его ношение было обязательным. Пояс снимали только во время гадания.

Верхняя одежда у славян была практически одинакова.

Женщины в качестве оберега носили и украшения. У каждого племени они были свои. Особенно это касается височных колец.

Вятические семилопастные кольца оставляют больше вопросов, чем ответов. Возможно, они произошли от узорных арабских изделий, с которыми были знакомы Вятичи, жившие на водной дороге, шедшей с Востока на Запад. Но не исключено, что они произошли от колец - звезд, распространенных у славян издревле.

Кроме височных колец и подвесок у Вятичей были распространены скромные медные браслеты и шейные гривны. Делались медные (редко серебряные) перстни с примитивным геометрическим узором.

Таким образом, можно сказать, что в древнем костюме всех славянских племен все имело значение. Узоры вышивки и украшения с зашифрованными в них символами служили оберегами, охраняли человека от злых сил. Более того, украсы, краски, вычуры хранили знания славян о происхождении мира, человека; тайны рождения, смерти и т.д.

Говоря о славянах, нельзя обойти вопрос религиозных верованиях и традиций. Вятичи долго оставались языческим народом. Вплоть до XIX в. на Руси сохранялись обряды, посвященные древним богам. Вам предлагается посмотреть сюжет исторической реконструкции учащихся гимназии "Мы из рода вятичей" (просмотр видеосюжета).

2.6. Курганы Вятичей на территории нашего края

(рассказ учителя, работа с картой района)

3. Закрепление.

Назовите признаки единства развития всего восточнославянского народа.

4. Домашнее задание.

Дайте оценку результатам исследовательской деятельности учащихся с точки зрения научности и доступности представленного материала.

5. Подведение итога урока.

Мы рассмотрели один из полутора десятков племенных союзов восточных славян - Вятичей в то время, когда у них складывалось "княжение" со "светлым князем" в качестве верховного правителя. И если бы не присоединение к Руси, возможно, оно переросло бы в сильное и самостоятельное государство.

Литература.

1. Алексеев В.Н. Моя малая Родина. - О-З:, 1998.

2. Жилина Н. Русский ювелирный убор.//Родина. - 2012. - №11,12.

3. Иванченко Л., Моця А. И так разошелся славянский народ... //Родина. - 2012. - №11,12.

4. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и Русские княжества XII-XIII в. - М.: Наука, 1982.

5. Семенова М. Быт и верования древних славян. - Спб.: 2000.