Образовательная программа дополнительного образования детей "Пчелка" (мягкая игрушка)

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательная программа дополнительного образования детей "Пчёлка" представляет собой первый уровень долгосрочной четырёхуровневой программы "В гостях у королевы Иголки", а также является одним из блоков образовательной программы "Школа будущего первоклассника "Филипок", реализуемых в учреждении дополнительного образования детей "Центр детского (юношеского) технического творчества" г.Кыштыма Челябинской области.

Цель: Создание условий для формирования у ребенка трудовых и нравственных качеств, необходимых для обучения в школе, мотивации к предмету деятельности.

Задачи:

Обучающая:

  • Формирование элементарных представлений и умений работы с иглой, тканью, ножницами.

Воспитывающие:

  • Воспитание аккуратности, внимательности, усидчивости, привычки к трудовому усилию.
  • Адаптация в детском коллективе.

Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса к рукоделию.
  • Развитие мелкой моторики рук.

На 1 уровне формируется мотивация к предмету деятельности, даются первоначальные знания и умения. Проводится диагностика, выявляются мотивы и наклонности. Дети через практическую деятельность углубляют свой социальный опыт, развивают практические умения и навыки, пополняют запас знаний по данному предмету деятельности.

Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление. Индивидуальный подход к ребенку дает возможность более полно раскрыть природные задатки, реализовать его способности и желания, с учетом возраста.

Работа с иглой способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Все это важно для подготовки руки ребенка к письму, к учебной деятельности в школе.

Программа построена таким образом, чтобы ребенок мог с первых занятий увидеть конкретный результат своего труда. Объект труда подбирается по принципу: "от простого к сложному". Все работы от первой до последней - сохраняются до конца учебного года. По окончании обучения из работ воспитанников формируется мини-выставка, где просматривается рост мастерства ребенка.

Программа, учитывая возрастные особенности, содержит минимум теории, и во время объяснения нового материала используются игровые формы. Например, на первом занятии к детям в гости прилетает трудолюбивая пчелка, беседует с ними, затем дети раскрашивают ее образ, заранее заготовленный, и на протяжении всего года, пчелка помогает детям на занятиях справиться с возникающими трудностями. Занятия сопровождаются чтением сказок, загадок.

Практические занятия проводятся в форме индивидуальной работы, где учитываются личностные особенности детей. Основным способом передачи знаний и навыков является демонстрация способа работы с материалом. Особенно важно для детей объяснить задание от начала до конца, что позволит увидеть конечную цель каждой операции и выполнить задание осознанно, а в процессе работы необходимо напоминать задание и последовательность операций. Все это должно сопровождаться яркой красочной наглядностью, готовыми образцами, узловыми моментами.

В процессе занятий у детей шестилетнего возраста формируется устойчивая привычка к трудовому усилию. Здесь необходимо ребенку помочь в тот момент, когда он сталкивается с первой трудностью. Необходимо тщательно контролировать самостоятельные действия учащихся, добиваясь устойчивого закрепления усвоенных навыков. Малейший успех и желание ребенка трудиться должны быть отмечены руководителем в той или иной форме. В качестве работ подбираются простые в изготовление образцы. Чтобы дети испытывали радость от своего труда и осознали его нужность, необходимо, чтобы ребенок решил, кому из близких или друзей он подарит выполненную работу. Изготовление сувениров неплохо приурочить к определенной дате, празднику, событию. Во время занятий обязательно проводятся физкультминутки.

Конечный результат

Знать:

1. Название инструмента.

2. Название швов.

3. Знать правила ТБ.

4. Новые слова, термины.

Уметь:

1. Уметь организовать рабочее место.

2. Правильно выбрать инструмент и правильно с ним обращаться.

3. Уметь правильно выполнять петельный шов и шов через край.

Развернутый учебно-тематический план программы "Пчёлка" и инструкционные карты смотри в приложениях.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.