Цель: познакомить учащихся, как "старая" музыка получает "новую" жизнь с помощью современного стиля и формы изложения.
Задачи:
- воспитание толерантного отношения к разной музыке: классической, современной.
- познакомить с понятиями "толерантность", "толерантное отношение", "этнокультурная толерантность" в музыке;
- формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;
- развивать интерес учащихся к классической музыке через сравнительный анализ.
Материал:
- Токката и фуга d-moll И.С. Бах (в исполнении Hannes Kastner - орган);
- Токката и фуга d-moll И.С. Бах (в исполнении Ванессы Мэй);
- "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь" А.П. Бородина (в исполнении Евгении Сотниковой);
- "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь" А.П. Бородина (в обработке Warren_G_Sissel);
- "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь" А.П. Бородина (в обработке DJ Tutanhamon)
Оборудование: компьютер, медиапроектор, проекционный экран
Ход урока
№ этапа | Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент. | Приветствие, настрой учащихся на урок. | |
2. | Введение в тему. | Слайд № 2 Сегодня тема нашего урока "Новая" жизнь "старой" музыки". Как вы думаете, какие слова в теме являются ключевыми? Слайд № 3
На доске вы видите несколько понятий, скажите, какие из них мы можем отнести к "старой" музыке, а какие к "новой"? Как вы думаете, а понятие "толерантность" относится к музыке? |
Учащиеся записывают число и тему урока. Ответы учащихся ("новая", "старая")
Ответы учащихся. |
3. | Изучение нового материала. | Слайд № 4,5,6 А кто из вас знает, что значит толерантность? Толерантность - терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательное отношение к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей. У каждого из вас есть свои музыкальные предпочтения и возможно, что они абсолютно не нравятся вашим родителям или знакомым. А какая музыка нравится вам? А вашим родителям? Слайд № 7 Назовите композиторов изображенных на слайде. Слайд № 8 "Толерантность - это вызов времени" я не случайно этот слайд озаглавила именно так, творчество Иоганна Себастьяна Баха и его жизненный путь подтверждение тому. Выступление ученика о творчестве И.С.Баха и его произведении "Токката и фуга ре минор". Звучит "Токката и фуга ре минор" И.С. Баха в исполнении Hannesa Kastnera (орган). Слайд № 9 Скажите пожалуйста, в какой телепередаче это произведение является официальной заставкой? Сейчас мы с вами прослушаем "Токкату и фугу" И.С.Баха в новом звучании в исполнении Ванессы Мэй (слайд № 11) Ванесса Мэй всемирно известная скрипачка, композитор. Известна в основном благодаря техно - обработкам классических композиций. Заниматься музыкой начала в возрасте трёх лет. Китаянка по матери, тайка по отцу. Когда Ванессе было 4 года, её родители развелись и мать забрала её на проживание в Великобританию. Первое выступление Ванессы было в возрасте девяти лет. Играла с филармоническим оркестром, когда ей было десять. Ванесса была самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже. В октябре 1991 года Ванесса Мэй записала свой дебютный диск Violin. В 1996 как лучшая исполнительница (Best Female Artist) она была номинирована на премию "BRIT Awards". Она - первый музыкант и классический музыкант, который был выдвинут на этот конкурс, и удостоен награды подавляющим числом голосов, благодаря своей популярности. В 1997 году Гонконг удостоил Ванессу приглашением исполнять в Гонконге на Церемонии Воссоединения Китая, где она выступала наряду с Йо-Йо Ма и Тань Дунем. Как заключительный аккорд этого выступления она выпускает альбом China Girl, в честь своих китайских корней. Звучит Токката и фуга d-moll И.С. Бах в исполнении Ванессы Мэй. Следующим примером того, как музыка классическая приобретает новое звучание станет Ария Невольниц из оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина. Слайд № 12,13,14 Выступление ученика о творчестве А.П. Бородина и его опере "Князь Игорь". Источником для либретто оперы послужил памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Учитель зачитывает фрагмент из либретто оперы "Князь Игорь" С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием ("Здоров ли, князь?"). Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему "коня любого", "любой шатер", "булат заветный, меч дедов", наконец, "пленницу с моря дальнего". Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмёт ему руку и говорит: "А всё ж в неволе не житье". Кончак раздосадован. Он даже предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меча и дороги ему не заступать. Нет, такого обещания Игорь дать не может и, наоборот, заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. "Да, не сговорчив ты!" - с раздражением говорит Игорю Кончак и зовет половецких пленников и пленниц повеселить их. Начинается сцена "Половецкие пляски" танцуют и поют девушки (хор "Улетай на крыльях ветра"). Звучит Ария Невольниц "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина в исполнении Евгении Сотниковой. Слайд № 15 Ария Невольниц А.П. Бородина пользуется огромной популярностью не только среди исполнителей классической музыки, но и находит своё воплощение даже в стиле рэп. Американский исполнитель рэпа Уорен Гриффин взял за основу музыку Бородина для своей композиции, которую исполнил вместе с популярной певицей Sissel в конце 90-х 20 века. Звучит композиция Warren G & Sissel А сейчас мы с вами услышим, какую форму эта Ария приобрела в 21 веке в исполнении Дениса Кобылянского (DJ Tutanhamon) - слайд № 16 Звучит композиция в исполнении DJ Tutanhamon. |
Ответы учащихся. Учащиеся записывают в тетрадь понятие "толерантность".
Ответы учащихся.
Ответы учащихся
Сообщение учащегося о творчестве И.С. Баха
Ответы учащихся. Слайд № 10 - правильный ответ "Человек и закон".
Работа с тетрадью.
Сообщение учащегося о творчестве А.П. Бородина. Работа с тетрадью. |
4. | Закрепление. | Сейчас я предлагаю вам обдумать всё
пройденное на уроке и составить "логическую
цепочку" через четыре промежуточные
ассоциации, чтобы перейти от слова "МУЗЫКА" к
слову "ТОЛЕРАНТНОСТЬ". МУЗЫКА - ассоциация с чем (композитор, красота, чувство:) ТОЛЕРАНТНОСТЬ - какие ассоциации вызывает (уважение, терпимость, доброта:) |
Учащиеся выполняют работу, некоторые из них зачитывают свои варианты, остальные сдают свои работы учителю. |
5. | Итог урока. | Слайд № 17,18,19 Сегодня на уроке мы с вами увидели, как "старая" музыка обретает "новую" жизнь в современных формах и стилях, что музыка великих композиторов живёт всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Очень часто, слушая современную музыку, мы даже не подозреваем о том, что это классическая музыка и ей уже не одна сотня лет, но самое главное это то, что нужно всегда уважать музыкальные вкусы и взгляды других людей, относится к ним толерантно! Рефлексия: сейчас я вам раздам полоски цветной бумаги. Напишите на них то, что вам понравилось на уроке (все полоски с отзывами учеников собираются в цепочку). Комментирование оценок. Домашнее задание: перечислить в каких телепередачах или рекламе использована классическая музыка. |
Учащиеся на полосках цветной бумаги пишут свои отзывы. |