Цели урока:
Дидактическая: - повторить чтение обыкновенных дробей, запись дробей, нахождение числителя и знаменателя дроби, познакомить учащихся с понятиями правильные и неправильные дроби, научить распознавать их среди данных дробей,развивать навыки и умения сравнивать дроби
Воспитательная: -воспитание любви к урокам математики, вежливого отношения к девочкам, отзывчивости по отношению друг к другу
Оборудование: пирог с любой начинкой, цветные круги, чистые листы для диктанта, модель ромашки с заданиями,задания для парной работы с воспитательными проблемами, карточки с заданиями для физкультминутки
Ход урока
1. Организационный момент.
Проследить, чтобы у всех учащихся были приготовлены на партах чистые листы для математического диктанта, дневники, рабочие тетради, учебники и ручки
Правила поведения.
Поднимать руку, если вы хотите ответить.
Отвечать четко на поставленный вопрос.
Не выкрикивать с места.
Помнить, что вы ответственны за коллектив, в котором работаете.
Вести себя вежливо и культурно по отношению к другим ребятам.
Помогать друг другу.
2. Устная работа в парах (обсуждение воспитательных ситуаций).
Учитель раздаёт ученикам (сидящим в парах) карточки с разными ситуациями из жизни школьников.
Ситуация 1. На уроке математики Виктор дернул Августину за косичку. Какой поступок совершил Виктор?
Ситуация 2. Бабушка шла из магазина с тяжелой сумкой. Андрей помог бабушке донести сумку. Какой поступок совершил Андрей?
Ситуация 3. После третьего урока Дмитрий побежал по коридору в сторону столовой. Какой поступок совершил Дмитрий?
Ситуация 4.Начался урок математики.Мария зашла в класс после звонка, прошла между партами и села. Какой поступок совершила Мария?
Из каждой группы выступает один ученик и даёт ответ на вопрос из ситуаций 1,2,3,4.
Учитель и ученики выслушивают ответы на вопросы, дополняют.
3. Беседа учителя о Наследниках Татарстана. "Ребята! Вы все являетесь наследниками и поэтому должны стараться совершать только хорошие или правильные поступки. Мы с вами помним лозунг Наследников "Делай каждый день добрые дела".
4. Учитель: а) По карточке прочитайте обыкновенные дроби:
2/3; 4/10; 7/25; 20/100; 3/8
б) Сравните у них числители и знаменатели.
вывод: у всех дробей числитель меньше знаменателя. Такие дроби называются правильными.
в) По карточке прочитайте дроби:
4/3; 10/7;9/9; 13/2; 10/10; 15/4
г) Сравните у них числители и знаменатели
вывод: у всех дробей числитель дроби больше знаменателя или числитель дроби равен знаменателю. Такие дроби называются неправильными.
Вопрос учащимся: на какие 2 вида делятся обыкновенные дроби?
Ответы учащихся: на правильные и неправильные дроби.
Вопросучителя: Как вы думаете ребята,о каких дробях мы будем говорить на уроке?
Ответы учащихся:Я думаю, что о правильных и неправильных дробях
Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем изучать правильные и неправильные дроби, записываем сегодняшнее число и тему урока. Научимся распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать с единицей
14.01.2012г. Правильные и неправильные дроби
5. Физкультминутка.
Учитель чередуя показывает ученикам на карточках правильные и неправильные дроби (если дроби правильные ученики хлопают в ладоши, если неправильные дробито приседают).
6. Игра "Сортировка".
Учитель читает обыкновенные дроби.
3/5; 6/25; 12/7; 8/23; 11/9; 50/200; 7/5; 24\13; 35/10; 1/7
ученики выписывают в тетрадях в отдельных строках правильные и неправильные дроби
7. Работа по рисунку 124 из учебника.
- если числитель и знаменатель неправильной дроби равны между собой, то такая дробь равна 1
- правильная дробь всегда меньше единицы
- если числитель неправильной дроби больше знаменателя, то эта дробь больше 1
8. Практическая работа.
Учитель вызывает ученика к доске и просит разрезать пирог, лежащий на первой тарелке на 8 равных частей и положить на вторую тарелку3 части. На ней оказалось 3/8 пирога. Получили правильную дробь.
Остальные ученики выполняют это задание на моделях пирога(бумажные цветные круги) с помощью ножницы.
9. Историческое сообщение ученицы о дробях: "В практической жизни дроби совершенно необходимы. По мере возникновения представлений о натуральных числах возникли представления и о долях единиц.Основной источник возникновения дробей - процесс измерения, появившийся наряду со счетом.Из всех мер длины в быт русского народа прочнее всех вошёл аршин. Об этом свидетельствует большое количество поговорок и оборотов народной речи:
- "мерить на свой аршин"
- "словно аршин проглотил"
- "аршинный товар"
Потребность более точного измерения привела к тому, что первоначальные единицы мер стали раздроблять на две, три и т. п. части.Так возникли первые конкретные дроби, как части некоторых определенных мер.
10. Работа с учебником.
а) Выполнить в тетрадях №976,977
б) Решить задачу №978
11. Графический диктант
1). Дробь 15/20 ---правильная
2). Дробь 10/11<1
3). 4/7---- неправильная дробь
4). 5/5=1
5). 2/7 -----правильная дробь
Ответы учащихся: если утверждение правильное, то рисуют треугольник, если утверждение неправильное, то рисуют прямую линию
Правильный рисунок
Ученики меняются тетрадями, взаимопроверка графического диктанта.
12. Закрепление теории в форме игры "Ромашка". На каждом лепестке написаны задания, ученики по очереди рвут лепестки и отвечают на вопросы.
Задания для лепестков:
а) Прочитай дробь 56/300
б) Назови числитель и знаменатель дроби 31/45
в) Сравни дроби 15/30 и 10/30
г) Сравни дробь 5/7 с 1
д) Сравни дробь 7/2 и 1
е) Докончи предложение: "Дробь 13/17 _________"
ж) Докончи предложение: "Дробь 25/10__________"
з) Дробь называется правильной, если числитель : знаменателя.
и) Дробь называется :, если числитель больше или равен знаменателю.
к) Неправильная дробь : правильной дроби.
л) Правильная дробь :
м) Неправильная дробь :
Домашнее задание: сочинить стихотворение о дробях,выполнить письменно из учебника №999,1000,п.25 знать определения правильных и неправильных дробей.
Подведение итогов урока, комментирование оценок.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Чему мы научились?
- Что понравилось и не понравилось?
- Что нужно сделать дома, чтобы не отстать от других ребят в классе?