Родовые окончания имен прилагательных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • упражнять в установлении связи имени прилагательного с именем существительным;
  • упражнять в установлении связи между окончанием вопроса и окончанием имени прилагательного;
  • упражняться в написании родовых окончаний имён прилагательных;
  • закреплять словарные слова по теме "Животные";
  • обогащать словарный запас уч-ся;
  • Способствовать формированию:
    • умения обосновывать свою точку зрения;
    • умения слушать товарищ, давать оценку его ответа;
    • самокритичности, умения адекватно оценивать свою работу;
  • формировать чуткое, внимательное отношение к природе;
  • развивать любознательность.

Понятия: части речи, имя существительное, имя прилагательное, синонимы, род и число имени существительного и имени прилагательного, окончание слова, непроверяемая безударная гласная.

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы на уроке;
  • карточки с домашним заданием 3 уровня сложности;
  • фотографии: заяц - беляк, заяц -русак.

Ход урока

1.Постановка цели урока.

Учитель.

- На следующем уроке русского языка нам предстоит столь любимая Вами творческая работа по составлению загадки-описания животного. Какая часть речи является ведущей в тексте - описании?

(Имя прилагательное)

Цель  урока - обеспечить успех предстоящей творческой работы, для чего необходимо:

  • повторить правила написания родовых окончаний имён прилагательных;
  • упражняться в подборе точных, образных имён прилагательных.

- Предлагаю следующий путь к цели:

(Цель урока и шаги к цели проецируются на экран).

2. Каллиграфическая минутка.

Работа с нижним соединением в сочетаниях ОЛО, ОРО.

3. Повторение словарных слов по теме "Животные".

Словарные слова по теме "Животные"
Слова с непроверяемой гласной Ассоциативные слова-помощники
воробей вОр
ворона  
заяц белЯк
корова  
молоко  
петух ПЕтя
собака вОлк
сорока  
щенок пЁс
ягнёнок Ясли
ласточка  

Учитель.

- В названиях каких птиц мы встречаем сочетание ОРО?

орона, воробей, сорока).

- Запишите их в столбик, выделите безударную гласную непроверяемую ударением. С какой буквы напишите названия птиц?

(Со строчной, т.к. это - имена существительные нарицательные).

- В названии каких ещё птиц мы запоминали непроверяемую безударную гласную?

етух, ласточка.)

- Допишите их в наш столбик.

- Какое слово лишнее и почему?

( Петух. Это название домашней птицы.

Петух. В этом слове 2 слога, а в остальных 3.)

- В названии какого домашнего животного мы встречаем сочетание ОРО?

орова.)

- Допишите его в наш столбик.

- В названии каких ещё животных мы запоминали непроверяемую безударную гласную?

(Заяц, собака, щенок, ягнёнок.)

- Допишите их в наш столбик.

- Какое слово лишнее?

(Заяц. Это название дикого животного.)

- В каком словарном слове мы используем сочетание ОЛО?

(Молоко)

- Допишите его в наш столбик.

- Какими частями речи являются записанные слова?

(Именами существительными)

- Какое из записанных имён существительных лишнее и почему?

(Молоко. Это имя существительное неодушевлённое.)

4. Установление связи окончания имени прилагательного с окончанием вопроса.

  • Повторение правила "Род и число имён прилагательных" в парах.
  • Опрос правила 2-3 человек по желанию в процессе общего повторения.
  • Перекрёстный опрос:

- Мужской род:

(Вопрос КАКОЙ? Окончания: -ОЙ под ударением, -ЫЙ, -ИЙ без ударения) и т.п.

- КАКАЯ?...

(Окончания -АЯ, парное окончание -ЯЯ, женский род) и т.п.

5. Подбор меткого определения, дающего наиболее ёмкую характеристику животного.

Учитель.

- Подберите к записанным именам существительным имена прилагательные, указывающие на характер, повадки, внешний вид животного.

Обсуждение, выбор наиболее точного яркого определения из ряда синонимов.

6. Упражнение в написании родовых окончаний имён прилагательных.

- Запишите выбранные нами имена прилагательные, доказывая их окончания вопросом. Выделите синонимы.

Запись в тетради:

воробей (какой?) м.р. шустрый (юркий, маленький)

ворона (какая?) ж.р. важная (умная, хитрая)

сорока (какая?) ж.р. болтливая (вороватая)

петух (какой?) м.р. драчливый (важный, горластый, яркий, большой)

ласточка (какая?) ж.р. стремительная (быстрая, заботливая)

корова (какая?) ж.р. бодливая (степенная, рогатая)

заяц (какой?) м.р. робкий (трусливый, длинноухий)

собака (какая?) ж.р. верная (преданная)

щенок (какой?) м.р. неуклюжий (забавный, милый, толстый, худой)

ягнёнок (какой?) м.р. кудрявый (длинноногий)

молоко (какое?) с.р. топлёное (парное, свежее, вкусное, полезное)

7. Взаимопроверка в парах соответствия окончания имени прилагательного окончанию вопроса и роду прилагательного.

Самооценка.

8. Самостоятельная творческая работа (уровень сложности определяет учитель).

Учитель: (читает деформированный текст, проецируемый на экран)

- Что скажите о прочитанном тексте?

(Некрасив, неточен, не совсем понятен)

- Какая часть речи сделает текст точным и ярким?

(Имя прилагательное)

- О ком будет рассказывать наш текст?

(О зайце: зверёк, живёт в лесу, питается корой деревьев, любит лакомиться морковкой и капустой)

- О какого зайца мы будем описывать: русака или беляка?

(Беляка: зимой он меняет цвет шубки)

Этот : зв.рёк ж.вёт (в)л.су. У него :, : у.ки, : хвос. . Передние лапы : , а задние - : . Шу.ка (у)зв.р.ка летом :, а з.мой - : .

М.рко.ка, : к.пуста - любимые лакомства ж.вотного. А : з.мой и к.ра х.р.ша!

Учитель.

- Карточки с индивидуальными творческими заданиями у вас на столе. Приступайте к выполнению.

Первый уровень сложности.

Спишите первый абзац текста, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.

Окончания имён прилагательных письменно доказывайте вопросами. Укажите число и, в единственном числе, род имён прилагательных.

Слова для справок:

пуглив: (робк:, труслив:);

длинн:, чутк:;

коротк: (маленьк:, кругленьк:);

маленьк: (небольш:, тонк:);

мощн: (силн:, крупн:).

Второй уровень сложности.

Спишите первый абзац текста, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.

Окончания имён прилагательных устно доказывайте вопросами. Укажите число и, если можно, род имён прилагательных.

Третий уровень сложности.

Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.

Окончания имён прилагательных устно доказывайте вопросами. Укажите число и, если можно, род имён прилагательных.

9. Самооценка собственной успешности на уроке в достижении поставленной цели.

10. Разноуровневое домашнее задание (уровень сложности выбирает ребёнок):

1 уровень.

О.В. Узорова Е.А.Нефёдова "Справочное пособие по русскому языку" 1-2 классы (1- 4), 1 класс (1 - 3) для начальной школы 2010. стр.167 №410

  1. Составьте словосочетания.
  2. С.сновый :, м.л.дая :, ненастное :, в.шнёвое :, каменные :, х.лодный :, звонкая :, дубовый : .

  3. Определите число и, в единственном числе, род имён прилагательных.
  4. Подчеркните прилагательные, в которых звуков больше, чем букв.

2 уровень.

О.В. Узорова Е.А.Нефёдова "Справочное пособие по русскому языку" 1-2 классы (1- 4), 1 класс (1 - 3) для начальной школы 2010. стр.161 №395

  1. Спишите, заменяя прилагательное близким по значению словом из скобок (синонимом).
  2. Быстрая белоч.ка прыгала по д.рев.ям. (маленькая, проворная, весёлая)

    Из ч.щи на п.ляну вышел неуклюжий медве.ь. (огромный, косолапый, лохматый)

    Студёный руч.ёк. т.чёт по оврагу. (прозрачный, холодный, быстрый)

    Ст.яло жаркое лето. (безоблачное, знойное, чудесное)

  3. Выделите окончание и основу имён прилагательных. Определите их число и род.

3 уровень.

1. Дополни текс подходящими по смыслу именами прилагательными. Озаглавь.

:, : сосны развесили свои : вершины. : ёлочки выгибают : ветки. Красуется :, : берёзка с : листочками. Дрожит : серая осина. : дуб раскинул шатром свои : листья.

2. Выделите окончание и основу имён прилагательных. Определите их число и, если можно, род.

Литература.

  1. Т.Г.Рамзаева "Русский язык". Учебник для 2 класса часть 3 стр.29 - 35. М. : Дрофа, 2009.
  2. О.В. Узорова Е.А.Нефёдова "Справочное пособие по русскому языку" 1-2 классы (1- 4), 1 класс (1 - 3) для начальной школы, Владимир ВТК, 2010.
  3. О.В. Узорова Е.А.Нефёдова "Практическое пособие по развитию речи" (для начальной и средней школы) Издательство "Аквариум", 1997 год, стр.232 №24.

Приложение №1.

Карточки с заданиями разного уровня сложности для классной самостоятельной работы.

Карточка №1.

Первый уровень сложности.

Этот : зв.рёк ж.вёт (в)л.су. У него :, : у.ки, : хвос. . Передние лапы : , а задние - : . Шу.ка (у)зв.р.ка летом :, а з.мой - : .

М.рко.ка, : к.пуста - любимые лакомства ж.вотного. А : з.мой и к.ра х.р.ша!

Спишите первый абзац текста, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.

Окончания имён прилагательных письменно доказывайте вопросами. Укажите число и, в единственном числе, род имён прилагательных.

Слова для справок:

пуглив: (робк:, труслив:);

длинн:, чутк:;

коротк: (маленьк:, кругленьк:);

маленьк: (небольш:, тонк:);

мощн: (силн:, крупн:).

Карточка №2.

Второй уровень сложности.

Этот : зв.рёк ж.вёт (в)л.су. У него :, : у.ки, : хвос. . Передние лапы : , а задние - : . Шу.ка (у)зв.р.ка летом :, а з.мой - : .

М.рко.ка, : к.пуста - любимые лакомства ж.вотного. А : з.мой и к.ра х.р.ша!

Спишите первый абзац текста, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.

Окончания имён прилагательных устно доказывайте вопросами. Укажите число и, если можно, род имён прилагательных.

Карточка №3.

Третий уровень сложности.

Этот : зв.рёк ж.вёт (в)л.су. У него :, : у.ки, : хвос. . Передние лапы : , а задние - : . Шу.ка (у)зв.р.ка летом :, а з.мой - : .

М.рко.ка, : к.пуста - любимые лакомства ж.вотного. А : з.мой и к.ра х.р.ша!

Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.

Окончания имён прилагательных устно доказывайте вопросами. Укажите число и, если можно, род имён прилагательных.


Приложение №2.

Карточки с заданиями разного уровня сложности для домашней работы.

Карточка №1.

1 уровень.

О.В. Узорова Е.А.Нефёдова "Справочное пособие по русскому языку" 1-2 классы (1- 4), 1 класс (1 - 3) для начальной школы 2010. стр.167 №410

1. Составьте словосочетания.

2. Определите число и, в единственном числе , род имён прилагательных.

3. Подчеркните прилагательные, в которых звуков больше, чем букв.

Карточка №2.

2 уровень.

О.В. Узорова Е.А.Нефёдова "Справочное пособие по русскому языку" 1-2 классы (1- 4), 1 класс (1 - 3) для начальной школы 2010. стр.161 №395

1. Спишите, заменяя прилагательное близким по значению словом из скобок (синонимом).

2. Выделите окончание и основу имён прилагательных. Определите их число и род.

Карточка №3.

3 уровень.

1. Дополни текс подходящими по смыслу именами прилагательными. Озаглавь.

:, : сосны развесили свои : вершины. : ёлочки выгибают : ветки. Красуется :, : берёзка с : листочками. Дрожит : серая осина. : дуб раскинул шатром свои : листья.

2. Выделите окончание и основу имён прилагательных. Определите их число и, если можно, род.