Групповые формы работы как метод преодоления признаков дезадаптации в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • увеличение возможностей учащихся первых классов в усвоении информации;
  • повышение уровня эмоционального восприятия художественного текста;
  • практическое применение данных психологического обследования учащихся первого класса;
  • закрепление навыков, полученных на уроках изобразительного искусства и художественного труда;
  • стимулирование самостоятельной художественной деятельности за пределами школы;
  • осознание связи видов искусства, возможностей различных художественных "языков" (средств выражения);
  • введение в ход урока элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии);
  • практическое применение данных психологического обследования учащихся первых классов (определение характерологических особенностей и способов познания);
  • развитие способности к установлению контакта в вынужденной ситуации сотрудничества (тренинг коммуникативных навыков - выполнение заданий парами, подгруппами);
  • формирование понятия "класс" (осознание принадлежности к микросоциуму, к группе сверстников);
  • преодоление признаков дезадаптации отдельных учащихся.

Что такое три способа познания?

Если в морозный солнечный зимний день вы выйдете из дома , что привлечёт ваше внимание в первую очередь? Скрип снега под ногами, ярко-голубое небо или обжигающий лицо морозец? При восприятии действительности, при запоминании какой-либо информации, при познании мира мы естественным образом, не задумываясь, используем звук, зрительный образ или физические ощущения. В нашей жизни мы бессознательно отдаём предпочтение одним органам чувств, не исключая и информацию, поставляемую другими. Эта врождённая особенность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать - зрительный, слуховой или осязательный - и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врождённого приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.

Таким образом, выделяются три группы - зрители (визуальная аудитория - визуалы), слушатели (слуховая (аудиальная) аудитория - аудиалы) и деятели (кинетическая или тактильная аудитория - кинестетики). Исследования в данном направлении позволили выделить четвёртую группу - дигиталы (ориентирующиеся на логику). Каждая из этих групп (особенно при прохождении курса начальной школы) нуждается в использовании методов обучения, направленных на активизацию именно их ведущего способа познания окружающего мира.

Какую проблему может помочь решить интеграция подобного вида?

В повседневной школьной жизни планы уроков всегда содержат методы, направленные на включение различных органов чувств. В процессе обучения дети СЛУШАЮТ, ВИДЯТ, ДЕЙСТВУЮТ. Но не всегда удаётся учителю равномерно использовать все три способа познания. Особенно сложно построить уроки чтения с учётом особенностей восприятия каждого из учеников. Кинестетики на таких уроках скучают. Даже при достаточном уровне произвольности поведения учащиеся с превалирующим тактильным способом познания окружающего мира испытывают дискомфорт от, как им кажется, "ничего не делания". Не меньше информации теряют и визуалы, если литературное произведение не сопровождается достаточным количеством иллюстраций. Для них важно прочитанное УВИДЕТЬ.

Мы попытались решить эту проблему с помощью интеграции уроков чтения и изобразительной деятельности. Один раз в неделю, как правило на уроке чтения или изобразительно искусства (технологии), проходят не совсем обычные встречи. Нестандартный урок, активизирующий все способы познания, вызывает более яркий эмоциональный отклик на происходящее. Ассоциативные линии выстраиваются по-разному. Но даже через значительный промежуток времени учащиеся могут вспомнить, кто автор того или иного произведения, о чём оно рассказывает, какова главная мысль. Несложно догадаться, что решающую роль в запоминании для каждого сыграло что-то своё: некоторые вспоминают сделанную своими руками кормушку для птиц (Е.Благинина, "Мороз"), кому-то понравилось выразительное чтение одноклассников, а кто-то вспомнит и стихотворение, и автора, восстановив в воображении цвет и рисунок на обложке книги или свою иллюстрацию к тексту.

В результате цикла подобных интегрированных уроков-встреч растёт положительный эмоциональный настрой группы (класса), что даёт возможность найти ресурсы для дальнейшего развития через коллективную деятельность; прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Вариант занятия в первом классе

Чтение: стихотворение А.Л.Барто "Не одна"

Изобразительная деятельность: практическое повторение (проживание) сюжета стихотворения. Работа с пластичными материалами (в данном случае - цветное тесто). Формирование навыков работы в парах (без выбора партнёра по общей деятельности). Формирование навыков организации выставки.

Психологические аспекты:

  • осознание каждым учащимся своей принадлежности к группе (понятие "класс");
  • тренинг навыков построения коммуникативных связей - выполнение одной работы на двоих (исходя из особенностей класса, можно объединить по 3-4 человека - задание будет выполнено быстрее);
  • повышение эффективности методов работы над текстом путём включения в работу всех способов познания (в процессе работы с пластичными материалами можно поставить или запись стихотворения, или читать вслух).

Ход урока

"Разогрев"

  • дыхательная гимнастика;
  • имитация движений играющих в снежки (разгрузка для мышц спины);
  • гимнастика для глаз ("Бабочка").

Этап вербализации

  • обсуждение времени года (зима), зимних забав и игр, выход на возможный вид игры - лепка снежной бабы;
  • чтение стихотворения (четверостишиями, по одному человеку);

Барто А.Л. "Не одна"

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Снег февральский, слабый, слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.
Вдруг нахмурилась Наталка,
Ей всего лет пять,
Говорит: - Мне бабу жалко,
Что ж ей тут стоять?
Нам работать было жарко,
Будто нет зимы,
Будто взял февраль у марта
Тёплый день взаймы.
Скоро стихнет шум трамвая
И взойдёт луна,
Будет баба снеговая под луной одна?!
Улыбаясь, как живая,
В парке, в тищине,
Встала баба снеговая
В белом зипуне.
Мы столпились возле бабы,
Думали - как быть?
Нам подружку ей хотя бы
Нужно раздобыть.
Но темнеет - вот досада! -
Гаснет свет зари,
По домам ребятам надо,
Что не говори!
Мы не ели, мы не пили,
Бабу новую слепили.

Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Наша баба снеговая
Будет не одна!

Обсуждение возможных путей иллюстрирования текста;

"Знакомство" со "снежной" бабой (из теста) - слепленная до урока фигура .

Актуализация вербальных, визуальных, кинестетических ощущений

Коллективная работа (в малых группах, произвольно подобранных. Например, сидящая за одним столом пара)- изобразительная деятельность (лепка из цветного теста "снежной" бабы)

Заключительный этап (рефлексивный анализ)

Результат проведения такого занятия - на фотографии.