Цель собрания: раскрыть некоторые полоролевые различия детей, подвести к осознанию разных подходов в воспитании мальчиков и девочек.
Задачи:
а) познакомить родителей с проблемой полоролевого воспитания детей;
б) раскрыть особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек;
в) дать информацию о разных подходах к воспитанию мальчиков и девочек.
Форма проведения: собрания - ресурсный круг.
Собрание сопровождается презентацией.
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя: Слайд №1
Начиная с 90-х годов обстановка в обществе изменилась. Оказалось, что проблема полоролевого поведения волнует многих людей. Об этом довольно много говорят. Установлено, что образ идеального мужчины включает такие качества личности, как смелость, сила воли, выносливость, трудолюбие, уверенность в себе, решительность и ответственность- эти качества называют маскулинными. Образ идеальной женщины сочетает в себе и фемининные (женские) и маскулинные качества (нежность, заботливость, мягкость соседствуют с ответственностью, уверенностью в себе, активностью).Формы взаимоотношений у мужчин и женщин нашли своё отражение в поведении детей.
В исследованиях В.В. Абраменковой изучалась полоролевая дифференциация в семье в представлениях младших школьников. Картинки дети раскладывали на "мамины" и "папины". "Мамиными" оказались предметы домашнего обихода и хозяйственных работ - стиральная машина, пылесос, швабра, даже молоток с гвоздями; "папины предметы" - это предметы отдыха: телевизор, книги, газеты, лыжи и мягкое кресло.. Слайд № 3 и
С целью помочь детям более полно реализовать свои возможности в приобретении собственно мужских и женских качеств и затеян наш сегодняшний разговор.
2. Половые различия детей. . Слайд № 5
У мальчиков и девочек разные пути развития, разное жизненное назначение, а значит, им требуются разные подходы в обучении и воспитании.
Девочки рождаются более зрелыми на 3 - 4 недели, а к периоду половой зрелости эти различия достигают примерно двух лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
Среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый).
Физиологическая сторона восприятия у мальчиков и девочек тоже несколько отличается. Девочки более чувствительны к шуму. В начальной школе выше кожная чувствительность, их более раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
Игры девочек чаще основываются на ближнем зрении: они раскладывают перед собой свои "богатства" - кукол, тряпочки и играют в ограниченном пространстве, например в маленьком уголке. Слайд № 6
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на развитии мышечной системы. Мальчики, в отличии от девочек, для полноценного психического развития требуют большего пространства. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, взбираются на шкафы. Слайд № 7
Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много отклонений то почему все выдающиеся ученые, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? И почему
многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников - мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему? Слайд № 8Потому, что стратегия обучения и воспитания в детском саду и в школе чаще всего рассчитано на бесполое существо ( или на девочек). Воспитывают мальчиков и девочек чаще женщины: в школе - учительница, в семье - мама, бабушка. Слайд № 9
Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа произошла без участия мужчин.
- А может ли женщина вырастить настоящего мужчину?
Вряд ли.
- А почему?
У нее другой тип мышления, другая психология. Очень важно в воспитании участие обоих полов, в семье - папы и мамы; если нет папы, его место должны занять значимые мужчины (дедушка, дядя и др.). Слайд №10
Следующая особенность заключается в том, что девочки расположены к выживанию, мальчики - к прогрессу.
Давайте внимательнее приглядимся к рисункам детей. Слайд №11 Тема "Космос". Перед нами один из рисунков. Вот ракета, тщательно прорисованы дюзы и сопла, рядом космонавт. Он стоит спиной к нам, но на спине - множество разных датчиков. Чей это рисунок? Мальчика. А вот другой рисунок: ракета нарисована схематично, рядом с ней - космонавт, стоящий лицом к нам. А на лице - и глазки с ресничками, и щечки, и губы - все тщательно вырисовано. Это, конечно, рисовала девочка. Мальчики чаще рисуют технику, девочки - людей (принцесс), в том числе - себя.
А как мальчики и девочки отвечают на занятиях? Мальчики смотрят на парту, в сторону или перед собой и если знают - отвечают уверенно. Девочка смотрит в лицо учительнице, отвечая, ищет у нее в глазах подтверждения правильности ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Слайд №12
Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения информации ("Какой следующий урок?"), девочки для установления контакта со взрослыми ("А вы ещё к нам прийдёте?")
Мальчики (мужчины) более ориентированы на информацию, девочки (женщины) - на отношения между людьми.
У девочек обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Но их ответы более однообразны и, видимо, их мышление более однотипно.
Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интереснее и богаче, чем мы можем представить.
Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если надо решать принципиально новую задачу. Но их требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления работы невысоки. В школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате "2". Девочки лучше справляются уже не с новыми, а с типичными, шаблонными задачами, но зато их требования к исполнительной части задания весьма велики.
В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно было выжить, и отбор шел на адаптированность (приспособленность к меняющимся условиям жизни).
Поэтому при неблагоприятных условиях девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, поскольку адаптироваться к несвойственным им видам деятельности мальчикам исключительно трудно.
А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек?
По мнению учителей и воспитателей, мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, неряшливы, несдержанны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что наше видение мальчика не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.
Часто мнения родителей и учителей по поводу эмоциональности детей не совпадают. Родители часто считают девочек тревожными, в то время как школьный психолог этого не находит. А у мальчиков встречаются обратные случаи: психолог находит их очень тревожными, а родители - нет.
Значит, родители склонны замечать эмоциональность дочерей, видимо, потому, что она проявляется в речи и более наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний мальчиков. Мамам и учителям трудно понять эту особенность психологии мальчиков - они-то сами другие. Вот и получается, что мама часто долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной напряженности (активности). Он не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу: мальчик очень избирательно относится к эмоциональным воздействиям. Объясните ему очень коротко и очень конкретно, чем вы недовольны.
У мальчиков и девочек - разное жизненное назначение: хозяин и хозяйка в будущем; у девочки - женская линия развития, у мальчика - мужская.
Очевидно, в воспитании велико влияние отца - на сына, матери - на дочь. Если мама воспитывает уважительное отношение сына к себе, это может быть в будущем перенесено на девушку, жену, женщину вообще. Так же и у девочек. Если папа - образец мужчины, дочка уважительно относится к нему, и в будущем она так же по - доброму будет относиться к мужчинам.
Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку - наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.
Итак, мальчики и девочки - это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, неправильно на них реагируем. Слайд №13
Мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить их задатки, не повредить их, не сломать - зависит только от нас.