Цели:
1. Закрепление умения решать задачи.
2. Совершенствование вычислительных навыков.
3. Развитие индивидуальных способностей в учении.
4. Развитие мышления.
5. Воспитание интереса к чтению.
Оборудование: карточки с заданиями, книги: Н Носов "Витя Малеев в школе и дома", В. Медведев "Баранкин, будь человеком!", Л. Гераскина "В стране невыученных уроков".
Ход урока
1. Организация класса
- Сегодня будем повторять и закреплять изученный во 2 классе материал.
Цель: работать быстро, дружно, качественно.
2. Чистописание + устный счёт.
- Отрабатываем написание цифр: 9 8 7
Цель: писать красиво, считать без ошибок.
- Запишите каждую цифру один раз не пропуская клеток. Какое число получилось? (987)
- Увеличить 987 на 3.(990)
- Делимое 990, делитель 10. Найдите частное.(99)
- 1 слагаемое 99, 2 слагаемое 400.Найдите сумму.(499)
- Уменьшить 499 на 200.(299)
- На сколько 299 больше 100?(199)
Итог:
- Кто написал красиво?
- Кто сосчитал без ошибок?
3. Решение примеров.
- Сегодня на уроке математики вы увидели перед собой выставку книг. Это не простые книги. Герои этих произведений такие же ученики, как и вы. Но математику они не очень любили. Решение примеров и задач у них не получалось. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться: в чём причина их неудач.
Чтение отрывка из повести Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков".
Наш мяч закатился на улицу странного города и замер. Мы подошли к большому кубу и остановились перед ним. Два кругленьких человечка в белых халатиках и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого - минус.
- Скажите, - робко спросил Кузя,- а вода у вас настоящая?
- Положительно настоящая, - ответил Плюс. - Не желаете ли выпить?
- У меня нет денег, - признался я продавцам.
- А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы.
Минус хитро прищурился и спросил:
- Семью девять?
- Семью девять: семью девять, - забормотал я, - кажется, тридцать семь.
- Мне так не кажется, - сказал Минус. - Ответ отрицательный.
Ужасно хотелось пить. Особенно когда перед глазами стояли сосуды с прохладной водой. Я не выдержал и попросил задать вопрос.
- Восемью девять? - спросил Минус? И налил воды в стакан. Она так и шипела, так и покрывалась пузырьками!
- Семьдесят шесть! - выпалил я, надеясь, что попаду.
- Мимо, - сказал Минус и выплеснул воду. Было страшно смотреть, как чудесная вода впитывалась в землю
- Почему Виктор Перестукин не смог утолить жажду?
- А вы знаете таблицу умножения?
Н 12:6*5 И 3*2*2 Ц 10:2*3 М 14:7*3 А 90:10*2 У 8:2:2
- Расположите ответы в порядке возрастания и прочтите слово. (умница)
Итог:
- Кто справился без ошибок?
- Кому нужно подучить таблицу?
4. Составление и решение задач.
Чтение отрывка из повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
- Я вышел к доске, и Ольга Николаевна продиктовала задачу про каких-то плотников, которые строили дом. Я записал условие задачи на доске мелом и стал думать. Но это, конечно, только так говорится, что я стал думать. Задача попалась такая трудная, что я всё равно не решил бы её. Я только нарочно наморщил лоб, чтобы Ольга Николаевна видела, будто я думаю.
- Ну, как ты станешь решать задачу? - спросила Ольга Николаевна. - Какой будет первый вопрос?
Я только сильнее наморщил лоб.
Ольга Николаевна стала объяснять мне задачу и сказала, как сделать первый вопрос. Я хотя ничего не понял, но всё-таки решил на доске первый вопрос.
- Правильно, - сказала Ольга Николаевна. - Теперь какой будет второй вопрос?
Я снова задумался.
Ольга Николаевна принялась объяснять мне второй вопрос.
Таким образом, постепенно, с помощью Ольги Николаевны я решил наконец задачу.
- Теперь ты понял, как нужно решать такие задачи? - спросила Ольга Николаевна.
- Понял, - ответил я.
На самом деле я, конечно, совсем ничего не понял.
- Почему Витя не сумел решить задачу даже с помощью краткой записи ?
- Попробуем решить ту задачу, с которой не смог справиться Витя.
В строительной бригаде работают 12 плотников, каменщиков - на 8 больше, чем плотников, а маляров - на 14 меньше, чем каменщиков. Сколько всего рабочих в строительной бригаде?
Итог:
- Кто справился без ошибок?
- Кто выполнил дополнительное задание?
Ф И З М И Н У Т К А
5. Решение уравнения.
Чтение отрывка из повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
За окном моросил мелкий дождик, а я сидел и занимался. И очень успешно у меня шли занятия, пока я не дошёл до арифметики. Но тут я решил, что не стоит мне самому особенно ломать голову, а лучше просто пойти к кому-нибудь из ребят, чтоб помогли мне.
Я быстро собрался и пошёл к Алику Сорокину. Он в нашем звене лучше всех по арифметике учится. У него всегда пятёрки.
Алик согласился мне помочь и принялся объяснять уравнение. Но я сидел истуканом и ничего не соображал. Алик рассердился:
- Да ведь это просто, ну как ты не понимаешь! Да это ведь это малые ребята понимают! Что ж тут не понятного? Эх, ты! Вычитаемого от уменьшаемого отличить не можешь!
- А вы можете отличить уменьшаемое от вычитаемого?
Х - 26 =68
Итог:
- Кто справился без ошибок?
- Кто справился с более интересным заданием?
6. Решение геометрической задачи.
Чтение отрывка из повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком!"
Если бы я и Костя Малинин не умудрились получить двойки по геометрии в самом начале учебного года, то, может быть, ничего такого невероятного и фантастического в нашей жизни не приключилось бы, но двойки мы схлопотали, и поэтому на следующий день с нами случилось что-то невероятное, фантастическое и, можно сказать, сверхъестественное!...
Длина прямоугольника 1 дм, ширина - на 7см короче. Построй этот прямоугольник и вычисли его Р.
* Проведи внутри прямоугольника два отрезка так, чтобы получилось три треугольника.
Итог:
- Сколько способов вычисления Р прямоугольника вы знаете?
- У кого получилось дополнительное задание?
7. Подведение итогов. Выставление отметок.
Карточка для работы на уроке.
1. В строительной бригаде работают 12 плотников, каменщиков - на 8 больше, чем плотников, а маляров - на 14 меньше, чем каменщиков. Сколько всего рабочих в бригаде?
* Какой ещё вопрос можно поставить к этой задаче?
2. Х-38= 60
* Х+(47-16)=84
3. Длина прямоугольника 1 дм , ширина -на 7 см короче. Построй этот прямоугольник и найди его Р.
* Проведи внутри прямоугольника два отрезка так, чтобы получилось три треугольника.