Урок русского языка в 4-м классе по теме "Многозначные слова, синонимы, антонимы"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (825 кБ)


Изучаемая дисциплина: русский язык.

Возраст обучаемых, класс: 10-11 лет, 4-й класс.

Цель урока: Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета "Русский язык"

Задачи урока:

  • Обучающие: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету через формирование информационной компетентности.
  • Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать желание больше узнавать по предмету.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Необходимое оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • карточки со словами (тема, цель, понятия, :);
  • маркеры;
  • листы бумаги;
  • тесты;
  • словари.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1).

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель: : и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель: : а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

Сегодня первый календарный день зимы, всех присутствующих поздравляю с этим праздником чистоты и новизны. Покажите мне ваше настроение при помощи мимики и жестов. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. Что бы хотели пожелать мне вы? У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их. (Приложение 1).

2. Актуализация знаний. (Слайд 2). Давайте хором прочитаем стихотворение.

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец-
Это главное наследство,
Понимать должны мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

А зачем нам нужно изучать, любить и беречь родной язык? (Выслушиваются все ответы детей, особенно поразил всех присутствующих такой вариант: "Чтобы сдать ЕГЭ на максимально высокие баллы и иметь возможность выбирать то высшее учебное заведение, которое хочешь ты, а не где останутся свободные места").

Какую тему мы сейчас изучаем? (Слайд 3 - 1 строка). О чем говорили на предыдущем уроке? (Слайд 3 - 2 строка). Давайте вспомним все, что знаем об имени существительном. А поможет нам технология "Алфавит". Пожалуйста, говорите все, что относится к теме, начиная фразу словами: "Я знаю, что:" (Слайд 3 - 3 строка). Вписывать маркером в листы с буквами. (Для этого к доске были приглашены две ученицы).

Как вы думаете, достаточно ли имеющихся знаний? Почему? Плохо ли то, что мы смогли пока расшифровать не все буквы? (Приложение 2 - образец заполнения, то, что назвали дети).

3. Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока.

Какие виды письменной работы с текстом приходится вам выполнять? (Письмо диктантов, списывание, изложение, сочинение). С каким видом работы бывают проблемы? (Сочинение, изложение). Почему? С чем именно бывают проблемы? (Повторы, неверное употребление слов, неумение точно сформулировать свою мысль). Каковы пути решения этой проблемы? (Расширять словарный запас, больше читать). Какие слова могут помочь? (Синонимы, антонимы, многозначные слова).

Какую цель поставим перед собой на урок? (Выяснить, какую роль в речи играют существительные - синонимы, антонимы и многозначные слова). На доску лист. Какие учебные задачи можно сформулировать?

Что это за слова? 2. Где их найти? 3. Когда и как их использовать?) На доску лист.

Из чего состоит речь? (Из предложений). А из чего состоят предложения? (Из слов). Что такое лексика? (Слайд 4).

Повторение знаний и формирование новых.

1).- Посмотрите на слайд. (Слайд 5 картинка). Какое слово вы подберете? (Все варианты). Кто же прав? Почему? (Слайд 5 - слова). Сформулируйте определение. (Слайд 5 - синонимы). Опознавательные признаки. Отвечаем на все вопросы (задачи). Воин, солдат, боец, военнослужащий, защитник - синонимы.

2). - Посмотрите на слайд (6 - первая картинка). Какое слово я хотела вам предложить? (Слайд 6 - вторая картинка). Как назвать эти слова? Определение. Ответьте на вопросы задач. (Слайд 6 - слова). День-ночь - антонимы.

3). - Посмотрите на слайд (7 - слева картинка). Слово. (Слайд 7 - картинка справа). Что можете сказать об этих словах? (Ответы на вопросы).

(Слайд 7 - слова). Колокольчик - многозначное слово.

4). - Посмотрите на слайд (8 - по очереди 4 картинки). Что же это за слова? (Часть речи одна и та же, звучат и пишутся одинаково, но по лексическому значению совершенно разные. Формулировка. Ключ - 3 значение многозначного слова, так как по форме схожи, а ключ в значении родник с предыдущими не имеет ничего общего. Это - омоним.

5). - Посмотрите на слова. (Слайд 9 - Отметка, лентяй, кисть). Какое задание предложите выполнить? (Слайд 9 - вверху). Дети предложили разные виды заданий и каждый выбрал то, которое захотел.

Отметка - оценка (синонимы), лентяй - лодырь - тунеядец - бездельник - трутень (синонимы), лентяй - трудяга - работяга - трудоголик - пахарь (антонимы), кисть: 1).ягод, 2).малярная, 3).украшение (многозначное), кисть - часть руки (омоним). Проверка.

Работа с учебником.

Скажите, что нужно делать, чтобы обогащать свою речь? (Читать).

Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему? (Оказалось, что один из учащихся класса любит читать словари, было интересно услышать его мысли по этому поводу).

Полезное ли это дело - чтение словарей? Давайте узнаем мнение одного французского поэта. (Слайд 10). Упр.109., стр. 90. Чтение задания текста. Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. Давайте считать эту мысль эпиграфом к сегодняшнему уроку. Какие пословицы о чтении вы знаете? (Кто много читает - тот много знает).

О чем говорит звездочка справа над словом "филологической"? (Нужно узнать значение этого слова, обратиться к словарю.) - Учебник, стр. 137. Чтобы найти значение слова ФИЛОЛОГИЯ вы пользовались каким словарём? Почему он так называется? Филология - совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. (Толковым словарём).

Работа со словарями.

1). - Диалог о словарях (Читают двое детей по ролям)

Сколько разных словарей?
Сколько в комнате дверей?
Или пальцев на руках?
Или тучек в облаках?
Сколько в городе домов?
45 иль сто томов?
Очень много их на свете,
И не нужно их считать -
Интересней их читать!
Словари есть лингвистические,
Словари есть поэтические
И, конечно, не забудьте -
Словари энциклопедические!
Давайте подружимся со Словарём
И будете знать вы всё обо всём!
В.В. Васильева

2). Игра "Отгадай словарь".

А). "Моё назначение объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов". (Слайд 11 - по очереди). Его назначение. (Толковый словарь).

Б). "Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной". (Слайд 12 - по очереди). Его назначение. (Словарь синонимов).

В). "Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но эти слова противоположны по значению". (Слайд 13 - по очереди). Его назначение. (Словарь антонимов).

3). Работа в группах.

Какие еще словари вы знаете? Их назначение. Зачем вам необходимо знать о словарях? Как это может пригодиться в жизни? Какие различия имеются в построении словарей? Умеете ли вы работать со словарями? Хочу предложить вам самостоятельную работу. Вы согласны? Как хотите организовать деятельность? Почему? Игра называется "Компетентность". Каково лексическое значение этого слова? (Осведомленность в какой-либо области). (Слайд 14). Обсуждение - какое слово пропущено, из какого словаря статья и почему. (Слайд 15 - ответы).

Сейчас в группах вам необходимо записать три словарных статьи из разных словарей, не указывая самого слова. Когда группа закончит работу, передаст свое задание следующей по кругу, а вы должны будете догадаться, какие слова вам предлагают одноклассники и из какого словаря. В конце игры проверим, команда, записавшая статьи выступит в роли компетентных консультантов. (Игра прошла на "ура", дети показали свою осведомленность, пытались выбирать слова для соперников потруднее, а мальчик, читающий словари, своими верными ответами снискал уважение одноклассников и, я думаю, послужил хорошим примером для остальных).

Закрепление.

1). Оперативный контроль.

Давайте подведем итог нашей работы. Предложите, как это можно сделать? (Отвечать на вопросы, дополнить "Алфавит"). Какая была тема? Цель? Задачи? Что мы смогли реализовать? Что удалось не очень? Почему? Ваши предложения.

Какая форма работы позволяет осуществить оперативный контроль по любой теме? (Тест Приложение 3). Предлагаю вам 7 вопросов. Выберете верный ответ и запишите его напротив соответствующей цифры. (Задания на листах). Самопроверка. (Слайд 16 - ключ к тесту). Критерии - слайд 16. Впишите уровень владения материалом на сегодняшний день в листок. Кто доволен своим результатом? Кто будет стремиться его улучшить? Каким образом? (Как показал опрос - 80 % учеников показали оптимальный уровень, 20 % - допустимый, критический не показал никто. Думаю, это хороший показатель успешности урока).

2). Рефлексия.

Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать вам эссе - небольшое сочинение по данному началу. (Слайд 17). Пишут на листах. Кто желает зачитать свои мысли? (Примеры эссе - Приложение 4).

Итог урока. Домашнее задание.

Вы сегодня очень меня порадовали, наш урок получился совместным, многое предлагали вы сами, поэтому и домашнее задание я прошу придумать себе самим, то есть проявить свое творчество. У кого уже есть задумка, и он хочет ею поделиться? (Вариантов выполнения домашнего задания прозвучало очень много: подобрать синонимы, антонимы, многозначные слова, омонимы по разным темам; выполнить рисунки; найти как можно больше пословиц и поговорок, в которых используются синонимы или антонимы; найти примеры использования изученных слов в литературных произведениях и афоризмах; составить свои словари в помощь будущим первоклассникам и т.д.) (Слайд 18).