Цели урока: Развить в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
Задачи урока:
- вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен и песен о маме,
- воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с музыкальными произведениями разных жанров.
Содержание
1. Вступительное слово - 5 мин
Здравствуйте, ребята!
Сегодняшний урок посвящён очень доброму и нежному празднику.
Послушайте стихотворение Юрия Яковлева, и вы сразу поймёте, кто главный герой сегодняшнего урока.
"Сколько звёзд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце одно на свете.
Только мама одна на свете"
Ну что догадались?
(мы будем говорить о маме)
Молодцы. Конечно? мы будем говорить о маме.
"Мама - самое понятное слово на земле. На всех языках оно звучит одинаково нежно. Сколько тепла таит в себе это простое слово. Им называют самого близкого самого дорогого и единственного человека. Мамина любовь согревает нас всю жизнь. МАМА: Закрой глаза, прислушайся и ты услышишь мамин голос, он живёт в самом тебе. Его не спутаешь ни с одним другим голосом".
В нашей стране с 1998 года в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери.
День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери. День матери - праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но, будем надеяться, что со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу и содержанию это самый святой праздник. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
2. Первый этап урока. Установка перед прослушиванием - 3 мин
Ребята, а вы знаете как называется самая первая песня, которую вы услышали в своём детстве? (колыбельная песня)
А кто вам пел эту песню? (мама)
Истина, что мама должна любить своё дитя, кажется безусловной. Безоговорочной. Не требующей доказательств. Так должно быть и так будет всегда.
Ребята я хочу вам сказать, что материнские чувства это чувства созданные самой природой. А человек это часть природы. Также как у животного волчица-мать, зайчиха -мать, медведица- мать:. любит и оберегает своё дитя, защищает от врагов, так же и у человека. Мама- главный защитник. Мама и приголубит и пожалеет.
Я предлагаю вам послушать колыбельную песню, которую поёт мама-медведица своему маленькому сыночку.
Когда-то вы тоже были совсем маленькие, не умели говорить, но интонация маминой колыбельной была всегда понятна вам.
Давайте послушаем эту колыбельную. И вы мне ответите на вопросы:
1. Какие образы возникают перед вами во время прослушивания, каков характер этой песни?
2. С какой интонацией исполняется песня?
Когда наступает вечер, стихает вьюга, и на берегу становиться тихо и спокойно, тогда белая медведица начинает петь песенку для своего маленького непослушного медвежонка.
3. Второй этап урока. Прослушивание. - 1,5 мин
"Колыбельная медведицы" из мультфильма "Умка" - музыка Е.Крылатого
4. Третий этап урока:беседа - 4 мин
1. Какие образы возникают перед вами во время прослушивания, каков характер этой песни?
(Представляется мама- медведица , которая качает своего малыша на ручках или в кроватке, нежно поглаживает его с любовью.
Характер песни спокойный, ласкающий, успокаивающий, нежный)
2. С какой интонацией исполняется песня?
(Спокойная, неторопливая, убаюкивающая) А вообще, что такое интонация? (Интонация - это выразительность)
(Эта песня такая тихая, протяжная, медленная, убаюкивающая, там звучит как будто маленький такой колокольчик, придающий некую нежность..)
5. Четвёртый этап урока: Установка перед прослушиванием следующего произведения. - 2 мин
Многие композиторы сочиняли песни, в которых маме отводится высочайшая роль. С одной из таких песен я хочу вас познакомить. Эта песня композитора Жерар Буржоа на стихи Юрия Энтина "МАМА"
Прослушайте песню и скажите, с каким настроением дети поют эту песню, какие интонации вы слышите?
6. Пятый этап урока . Прослушивание песни "МАМА" - 3 мин
Звучит песня "Мама" музыка Жерар Буржоа на стихи Ю. Энтина
7. Пятый этап урока : Беседа - 3 мин
1. Скажите с каким настроением дети поют эту песню?
(Песня исполняется протяжно, не спеша, с теплотой, негромко, потому что это песня о самой любимой и самой доброй нашей маме, слова идут от души)
2. Какие интонации вы слышите? (выразительная и изобразительная)
Молодцы.
8. Шестой этап урока. Установка перед прослушиванием - 6 мин
Ребята, а как вы себя чувствуете в минуты общения с мамой, когда вместе гуляете, играете? Когда мама с вами рядом?
(Спокойно, уютно, уверенно, тепло:)
А как вы себя чувствуете, если мамы рядом нет, или вы долго её не видели?
(Тревожно, печально грустно, тоскливо, очень скучаем)
Послушайте, ребята, я расскажу вам коротенькую историю о мальчике Пете. Когда его мама уехала из дома на несколько дней, ему было так же как и вам грустно и тоскливо. Он очень любил свою маму и очень скучал по ней в её отсутствие. В печали Петя сел к рояль. Долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах: Наконец сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь это и правда грустно, когда мама уезжает. Спустя годы маленький Петя вырос, и стал композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле. Будучи взрослым он подправил эту пьесу, и сейчас она очень известна. А вы ребята, узнали, о ком идёт речь?
(Нет)
Посмотрите вот портрет Петра Ильича Чайковского.
Музыка, которую вы услышите сейчас, написана для "Детского альбома" и тоже посвящена самому близкому и дорогому человеку для каждого из нас. "Мама" так называется эта пьеса.
Послушайте музыку и скажите:
1. Какие чувства композитор испытывал к своей маме?
2. Каков характер музыки?
3. Так же обратите внимание, какой инструмент исполняет эту пьесу?
9. Седьмой этап урока. Прослушивание. - 1,5 мин
Звучит пьеса П.И. Чайковского "Мама"
10. Восьмой этап урока. Беседа. - 3 мин
1) Какие чувства композитор испытывал к своей маме? (Композитор любил свою маму, не огорчал её, относился к ней с нежностью)
2) Музыка Чайковского без слов, как мы называем такую музыку? (Музыку без слов называют инструментальной)
3) Какой музыкальный инструмент исполняет эту музыку? (фортепиано)
4) Каков характер музыки? (Музыка очень нежная)
5) Как она звучит: плавно или отрывисто, тихо или громко, в быстром или спокойном движении? (Музыка плавная, тихая, звучит в спокойном движении)
11. Девятый этап урока. Вывод. - 3 мин
С какими произведениями мы сегодня познакомились на уроке?
1)"Колыбельная медведицы" из мультфильма "Умка" - музыка Е.Крылатого
2) Песня "Мама" музыка Жерар Буржоа на стихи Ю. Энтина
3) Пьеса П.И. Чайковского "Мама"
Какие чувства помогает передать такая музыка?
(Любовь, нежность к самому дорогому человеку - маме; если мы споём своей мамочке песню "мама" она сразу поймёт, как сильно мы её любим; а когда мама поёт нам колыбельную, мы чувствуем её тепло и нежность.)
Наш сегодняшний урок мы назвали одной русской пословицей
"Мама в доме, что солнышко на небе". Что, по-вашему, означают эти слова?
(Солнце даёт жизнь всему живому, если мама дома, то в доме тепло и уютно, так же как всем людям на земле от солнечных лучей).
Молодцы, ребята, спасибо за ваши ответы, не забудьте поздравить своих мамочек!