Главное богатство человека - это здоровье. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. Официальная статистика пугает своей неотвратимостью. Только 10 % детей сохраняют к концу школьного обучения здоровье. Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.
Укреплению здоровья учащихся в нашей школе уделяется большое внимание. С 1997 года в школе действует Программа "Здоровая школа". В условиях школы разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.
Изучение предмета информатика предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. С применением современных информационно-коммуникативных технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.
Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
- Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических норм требованиям СанПиНов.
- Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников, проведение упражнений по гигиене зрения.
- Проведение на каждом уроке физкультминуток.
- Обеспечение интереса к своему предмету и уроку.
- Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся.
- Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими.
- Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватной для детей сложности заданий.
- Максимально возможное использование активных методов обучения.
- Использование приемов мотивации как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).
- Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
- Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
В качестве материала с оздоровительной направленностью использую в содержании урока пословицы, поговорки, крылатые выражения, задачи по теме "Здоровье", различные музыкальные произведения. В качестве примера предлагаю конспект урока в 6 классе на тему: "Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (3, 4) "Создаем таблицы" и презентация1 к уроку, Смотри ниже.
Все выше перечисленные факторы создают условия для сохранения здоровья школьников на уроках информатики, но не включают их в этот процесс. Необходимо чтобы сами школьники участвовали в процессе сохранения своего здоровья, вели и пропагандировали здоровый образ жизни. Поэтому ежегодно учащиеся 5 - 11 классов выполняют:
1. Творческие работы по теме "Здоровье:
- 5 класс. Презентация "Гимнастика для глаз",
- 6 класс. Средствами любого графического редактора создать плакат "ЗОЖ",
- 7 класс. В текстовом процессоре Microsoft Word создайте словесную модель "Компьютер и здоровье",
- 7 класс. В текстовом процессоре Microsoft Word представьте описание объекта "здоровье" в форме пятистрочника,
- 7 класс. В текстовом процессоре Microsoft Word создайте многоуровневый список действий по сохранению своего здоровья,
- 8 класс. Создайте презентацию "ЗОЖ",
- 11 класс. В текстовом процессоре Microsoft Word создайте реферат на тему "Как сохранить здоровье?"
2. Создают проекты на темы: "Быть здоровым это модно", "Влияние компьютера на здоровье школьников" приложение 1 и презентация к проекту приложение 2. О результатах своих исследований знакомят учащихся на первом уроке информатики, когда проводится инструктаж по ТБ. Дают рекомендации об организации рабочего места в домашних условиях.
Всё это делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, а самое главное, заставляет их задуматься о здоровом образе жизни.
6 класс
Урок №13
Тема: Чувственное познание окружающего мира.
Практическая работа №6 (3, 4) "Создаем таблицы".
Цели урока:
- Актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира; сформировать навыки структурирования информации с помощью таблиц.
- Развитие алгоритмического стиля мышления, устной речи, практических навыков работы в ТП Word.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью, правильному питанию.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
ТСО: ПК, проектор, экран.
ПО: MS Word, Power Point.
Раздаточный материал: картинки, карточки с заданиями.
Основные понятия: органы чувств, ощущение, восприятие, представление
Ход урока
1. Постановка цели урока.
Приветствие учащихся
2. Проверка домашнего задания:
1) Ответы на вопросы 1-5 параграф 2.1 стр. 33 - (фронтальная работа);
Чем является информация для человека? Информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников.
Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания? Сообщение может пополнить ваши знания, если содержащиеся в нем сведения являются новыми и понятными.
Информативны ли следующие сообщения?
- Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов.
- Термин "мультимедиа" означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе.
Приведите факты из области истории, географии, биологии.
- 9 мая 1945 года закончилась ВОВ.
- Земля круглая.
- Озеро Байкал пресное.
Приведите правила, изученные на уроках русского языка или математики.
- Жи и ши пишется с буквой и.
- От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
2) Диктант "Информация и знания".
I. Определите вид знаний: факты или правила: Ф или П
- Монитор - устройство вывода информации.
- Чтобы найти площадь прямоугольника нужно длину умножить на ширину.
- Чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня, правильно питаться и заниматься спортом.
- Щи и каша - пища наша.
II. Определите, информативно ли сообщение или нет: И или Н
- 1 байт = 8 бит
- Каждый ученик школы должен питаться в школьной столовой.
- Тангенс острого угла прямоугольного треугольника равен отношению синуса к косинусу.
- Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания.
Проверка диктанта по образцу на электронной доске. Слайд №2, 3
3) Работа №6 задание 3 - чтением ответов с места.
4) Создаем таблицу (карточки №1, 2, 3) - 3 чел ПК, самостоятельная работа
Карточка 1
- Откройте текстовый процессор Word.
- Создайте красочную надпись "Семь чудес света".
- Создайте таблицу, состоящую из 3 столбцов и 8 строк.
- Оформите таблицу, используя автоформат по усмотрению.
Карточка 2.
- Откройте текстовый процессор Word.
- Создайте таблицу по образцу.
Семь чудес света
Древний мир Средние века Наше время
Карточка 3
- Откройте текстовый процессор Word.
- Создайте красочную надпись "Семь чудес света".
Строка меню - Вставка - WordArt - выбрать нужное. - Создайте таблицу, состоящую из 3 столбцов и 8
строк.
Строка меню - Вставка - таблица - выделить нужное количество строк и столбцов; - Оформите таблицу, используя атоформат по
усмотрению.
Выделить таблицу - Строка меню - Конструктор - Стили таблицы - выбрать нужное. - В результате получится следующее.
Семь чудес света
3. Формирование новых знаний:
Формы познания окружающего нас мира:
- Чувственное познание
- Логическое познание
- Познание - приобретение знания.
Чувственное познание:
Чувства - способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие.
Органы чувств.
Органы чувств - это средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.
Прочитать определение органов чувств в учебнике. Слайд №4, 5
Ощущение
Объект - арбуз. Перечислите его свойства.
Свойства: круглый, зеленый, полосатый, сладкий, сочный, гладкий.
Ощущение - сладкий
Ощущение - отдельное свойство объекта окружающего мира.
Прочитать определение ощущения в учебнике. Слайд №6.
Восприятие.
Объект - яблоко. Перечислите его свойства.
Свойства: круглое (форма), красное (цвет), сладкое (вкус), ароматное (запах).
Восприятие: круглое, красное, сладкое, ароматное.
Восприятие - целостное отражение объекта, непосредственно воздействующее на наши органы чувств. Восприятие складывается из отдельных ощущений.
Прочитать определение ощущения в учебнике. Слайд №7.
Представление.
Объект - Шоколад. Все видели раньше шоколад? Перечислите его свойства.
Свойства: Сладкий, коричневый, прямоугольный, большой, любимый.
Представление - это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее.
Прочитать определение представления в учебнике. Слайд №8.
Формы познания окружающего мира:
- Чувственное познание - познание отдельных предметов и явлений окружающего мира с помощью органов чувств.
- Логическое познание - законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них познаем с помощью мышления. Мышление - мыслить, способность человека рассуждать. Значение слова МЫШЛЕНИЕ (индивидуальная домашняя работа - ученик, дает значение слова мышление).
Вывод: ощущение, восприятие, представление - какая форма познания? Слайд № 9.
Восприятие одного и того же объекта разными людьми одинаково или различно?
Фрукты. Что увидит ребенок? Что увидит агроном? Что увидит художник? Слайд №10
Зарядка на осанку
4. Первичное закрепление изученного материала.
- РТ №7 (коллективная работа).
- Задание. Объект - банан. Назовите ощущение и восприятие. Слайд № 9. Объект - помидор. Назовите представление.
- Самостоятельная работа в парах (карточки).
1 вариант
Объект- банан | Ощущение: ? |
Восприятие: ??? | |
Объект - Жвачка |
Представление: ??? |
2 вариант
Объект - дыня | Ощущение: ? |
Восприятие: ??? | |
Объект - шоколадная конфета | Представление: ??? |
Проверка - чтением ответов с места. Слайд №11, 12.
Вывод! Какой из объектов полезен для здоровья человека? Слайд №13
Зарядка - встаем и садимся за компьютерные столы.
5. Практическая часть:
1.Устный опрос:
- Что такое таблица?
- Элементы таблицы.
- Способы создания таблицы.
- Автоформат таблицы.
2. Выполнение практической работы №6 (задание 3) - 10 чел. ПК (самостоятельная работа). При выполнении работы звучит музыка. Слайд №14
Зарядка для глаз.
6. Подведение итогов работы.
- Ответы на вопросы параграф 2.2
- Выставление оценок.
Задание на дом:
- параграф 2.2;
- Работа №6 (задание 4) - выполнить в тетрадях (1 чел в электронном виде);
- Индивидуальные задания: значение слов омонимы, синонимы.