Здоровьесбережение на уроках информатики

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Главное богатство человека - это здоровье. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. Официальная статистика пугает своей неотвратимостью. Только 10 % детей сохраняют к концу школьного обучения здоровье. Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Укреплению здоровья учащихся в нашей школе уделяется большое внимание. С 1997 года в школе действует Программа "Здоровая школа".  В условиях школы разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.

Изучение предмета информатика предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. С применением современных информационно-коммуникативных технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.

Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

  • Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических норм требованиям СанПиНов.
  • Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников, проведение упражнений по гигиене зрения.
  • Проведение на каждом уроке физкультминуток.
  • Обеспечение интереса к своему предмету и уроку.
  • Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся.
  • Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими.
  • Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватной для детей сложности заданий.
  • Максимально возможное использование активных методов обучения.
  • Использование приемов мотивации как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).
  • Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
  • Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

В качестве материала с оздоровительной направленностью использую в содержании урока пословицы, поговорки, крылатые выражения, задачи по теме "Здоровье", различные музыкальные произведения. В качестве примера предлагаю конспект урока в 6 классе на тему: "Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (3, 4) "Создаем таблицы" и презентация1 к уроку, Смотри ниже.

Все выше перечисленные факторы создают условия для сохранения здоровья школьников на уроках информатики, но не включают их в этот процесс. Необходимо чтобы сами школьники участвовали в процессе сохранения своего здоровья, вели и пропагандировали здоровый образ жизни. Поэтому ежегодно учащиеся 5 - 11 классов выполняют:

1. Творческие работы по теме "Здоровье:

  • 5 класс. Презентация "Гимнастика для глаз",
  • 6 класс. Средствами любого графического редактора создать плакат "ЗОЖ",
  • 7 класс. В текстовом процессоре Microsoft Word создайте словесную модель "Компьютер и здоровье",
  • 7 класс. В текстовом процессоре Microsoft Word представьте описание объекта "здоровье" в форме пятистрочника,
  • 7 класс. В текстовом процессоре Microsoft Word создайте многоуровневый список действий по сохранению своего здоровья,
  • 8 класс. Создайте презентацию "ЗОЖ",
  • 11 класс. В текстовом процессоре Microsoft Word создайте реферат на тему "Как сохранить здоровье?"

2. Создают проекты на темы: "Быть здоровым это модно", "Влияние компьютера на здоровье школьников" приложение 1 и презентация к проекту приложение 2. О результатах своих исследований знакомят учащихся на первом уроке информатики, когда проводится инструктаж по ТБ. Дают рекомендации об организации рабочего места в домашних условиях.

Всё это делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, а самое главное, заставляет их задуматься о здоровом образе жизни.

6 класс

Урок №13

Тема: Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 (3, 4) "Создаем таблицы".

Цели урока:

  • Актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира; сформировать навыки структурирования информации с помощью таблиц.
  • Развитие алгоритмического стиля мышления, устной речи, практических навыков работы в ТП Word.
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью, правильному питанию.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

ТСО: ПК, проектор, экран.

ПО: MS Word, Power Point.

Раздаточный материал: картинки, карточки с заданиями.

Основные понятия: органы чувств, ощущение, восприятие, представление

Ход урока

1. Постановка цели урока.

Приветствие учащихся

2. Проверка домашнего задания:

1) Ответы на вопросы 1-5 параграф 2.1 стр. 33 - (фронтальная работа);

Чем является информация для человека? Информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников.

Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания? Сообщение может пополнить ваши знания, если содержащиеся в нем сведения являются новыми и понятными.

Информативны ли следующие сообщения?

  • Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов.
  • Термин "мультимедиа" означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе.

Приведите факты из области истории, географии, биологии.

  • 9 мая 1945 года закончилась ВОВ.
  • Земля круглая.
  • Озеро Байкал пресное.

Приведите правила, изученные на уроках русского языка или математики.

  • Жи и ши пишется с буквой и.
  • От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

2) Диктант "Информация и знания".

I. Определите вид знаний: факты или правила: Ф или П

  1. Монитор - устройство вывода информации.
  2. Чтобы найти площадь прямоугольника нужно длину умножить на ширину.
  3. Чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня, правильно питаться и заниматься спортом.
  4. Щи и каша - пища наша.

II. Определите, информативно ли сообщение или нет: И или Н

  1. 1 байт = 8 бит
  2. Каждый ученик школы должен питаться в школьной столовой.
  3. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника равен отношению синуса к косинусу.
  4. Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания.

Проверка диктанта по образцу на электронной доске. Слайд №2, 3

3) Работа №6 задание 3 - чтением ответов с места.

4) Создаем таблицу (карточки №1, 2, 3) - 3 чел ПК, самостоятельная работа

Карточка 1

  1. Откройте текстовый процессор Word.
  2. Создайте красочную надпись "Семь чудес света".
  3. Создайте таблицу, состоящую из 3 столбцов и 8 строк.
  4. Оформите таблицу, используя автоформат по усмотрению.

Карточка 2.

  1. Откройте текстовый процессор Word.
  2. Создайте таблицу по образцу.

Семь чудес света

Древний мир Средние века Наше время
     
     
     
     
     
     
     

Карточка 3

  1. Откройте текстовый процессор Word.
  2. Создайте красочную надпись "Семь чудес света".
    Строка меню - Вставка - WordArt - выбрать нужное.
  3. Создайте таблицу, состоящую из 3 столбцов и 8 строк.
    Строка меню - Вставка - таблица - выделить нужное количество строк и столбцов;
  4. Оформите таблицу, используя атоформат по усмотрению.
    Выделить таблицу - Строка меню - Конструктор - Стили таблицы - выбрать нужное.
  5. В результате получится следующее.

Семь чудес света

     
     
     
     
     
     
     
     

3. Формирование новых знаний:

Формы познания окружающего нас мира:

  • Чувственное познание
  • Логическое познание
  • Познание - приобретение знания.

Чувственное познание:

Чувства - способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие.

Органы чувств.

Органы чувств - это средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

Прочитать определение органов чувств в учебнике. Слайд №4, 5

Ощущение

Объект - арбуз. Перечислите его свойства.

Свойства: круглый, зеленый, полосатый, сладкий, сочный, гладкий.

Ощущение - сладкий

Ощущение - отдельное свойство объекта окружающего мира.

Прочитать определение ощущения в учебнике. Слайд №6.

Восприятие.

Объект - яблоко. Перечислите его свойства.

Свойства: круглое (форма), красное (цвет), сладкое (вкус), ароматное (запах).

Восприятие: круглое, красное, сладкое, ароматное.

Восприятие - целостное отражение объекта, непосредственно воздействующее на наши органы чувств. Восприятие складывается из отдельных ощущений.

Прочитать определение ощущения в учебнике. Слайд №7.

Представление.

Объект - Шоколад. Все видели раньше шоколад? Перечислите его свойства.

Свойства: Сладкий, коричневый, прямоугольный, большой, любимый.

Представление - это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее.

Прочитать определение представления в учебнике. Слайд №8.

Формы познания окружающего мира:

  • Чувственное познание - познание отдельных предметов и явлений окружающего мира с помощью органов чувств.
  • Логическое познание - законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них познаем с помощью мышления. Мышление - мыслить, способность человека рассуждать. Значение слова МЫШЛЕНИЕ (индивидуальная домашняя работа - ученик, дает значение слова мышление).

Вывод: ощущение, восприятие, представление - какая форма познания? Слайд № 9.

Восприятие одного и того же объекта разными людьми одинаково или различно?

Фрукты. Что увидит ребенок? Что увидит агроном? Что увидит художник? Слайд №10

Зарядка на осанку

4. Первичное закрепление изученного материала.

  1. РТ №7 (коллективная работа).
  2. Задание. Объект - банан. Назовите ощущение и восприятие. Слайд № 9. Объект - помидор. Назовите представление.
  3. Самостоятельная работа в парах (карточки).

1 вариант

Объект- банан

Ощущение: ?
 
Восприятие: ???
 
 
Объект -

Жвачка

Представление: ???
 
 

2 вариант

Объект - дыня

Ощущение: ?
 
Восприятие: ???
 
 
Объект - шоколадная конфета Представление: ???

Проверка - чтением ответов с места. Слайд №11, 12.

Вывод! Какой из объектов полезен для здоровья человека? Слайд №13

Зарядка - встаем и садимся за компьютерные столы.

5. Практическая часть:

1.Устный опрос:

  • Что такое таблица?
  • Элементы таблицы.
  • Способы создания таблицы.
  • Автоформат таблицы.

2. Выполнение практической работы №6 (задание 3) - 10 чел. ПК (самостоятельная работа). При выполнении работы звучит музыка. Слайд №14

Зарядка для глаз.

6. Подведение итогов работы.

  1. Ответы на вопросы параграф 2.2
  2. Выставление оценок.

Задание на дом:

  1. параграф 2.2;
  2. Работа №6 (задание 4) - выполнить в тетрадях (1 чел в электронном виде);
  3. Индивидуальные задания: значение слов омонимы, синонимы.

Приложение 1

Приложение 2