Цель: формирование у учащихся навыков адекватного общения, представления о значении общения, о правилах общения.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть содержание понятия "общение";
- познакомить учащихся с основами бесконфликтного общения;
- формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
- ознакомить учащихся с понятиями "конфликт", "компромисс".
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать умения и навыки, обусловливающие поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми;
- развивать такие личностные качества, как рефлексия, толерантность.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, умение слушать, понимать, сопереживать.
Формы и методы работы: беседа с элементами обсуждения, игровые тренинги, опрос, инсценировка, практикум "Способы предотвращения конфликтов", анализ.
Оборудование: карточки, квадраты (по количеству групп) из бумаги разного цвета, разрезанные на 4 произвольные части (4 участника в группе) с фрагментами правил бесконфликтного общения, памятки с правилами общения, листы А 4 и карандаши.
Ход урока
Орг. момент.
Учитель: Начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем здоровья.
Упражнение "Ласковые руки - добрый взгляд - приятная улыбка": положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего справа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.
У.:- Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми? (Ответы детей)
У.: Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Учиться жить среди людей, уметь общаться важно, поскольку общение это главное условие и способ существования людей.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)
У.: Сегодня мы с вами будем учиться общаться. Сейчас каждый из вас возьмет из коробки разноцветные детали из бумаги. Те дети, у которых оказались детали одного цвета, будут работать в одной группе.
Все дети выходят к доске, вытягивают из коробки детали из бумаги.
У.: А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своей группы и занять места, соответствующие цвету ваших фигур.
Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают свои места.
У.: Может быть, вы хотели бы видеть в своей команде других детей. Но часть нашей жизни складывается из вынужденного общения, и сегодня мы будем учиться находить общий язык со всеми.
У.: Как вы думаете, ребята, зачем надо учиться общению? (ответы детей)
У.: Необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Почему? В чем состоит сложность? (Нет одинаковых людей. Каждый человек неповторим, у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер).
У.: Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться:
А есть и другие - стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными:
Итак, тема нашего урока "Чувства в общении" (открывается тема на доске)
У.: Сегодня мы постараемся понять ценность общения, раскрыть содержание понятия "общение", будем учиться общаться, преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения.
Начнем мы с понятия "общение".
Попробуем раскрыть это понятие, выполнив задание "Расшифруй слово". Работа в парах.
Дети расшифровывают буквы. По окончании работы учащиеся обсуждают результаты и объясняют свой выбор.
Варианты ответов детей:
- О - объединение, открытость;
- Б - близость, безопасность;
- Щ - щедрость;
- Е - единение, единомыслие;
- Н - необходимость;
- И - искренность, истина:
У.: Обратимся к словарю.
(На доске появляется запись)
Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие совершаемое вместе, сообща.
У.: Ребята, а как можно общаться? (ответы детей).
У.: Общаться можно не только с помощью слов, но и с помощью жестов, мимики лица, походки, позы тела.
Существует два вида общения: вербальное и невербальное.
Первое общение с помощью слов, второе с помощью мимики лица, позы тела, жестов, походки. Некоторые люди не могут общаться с помощью слов по причине болезни (глухонемые) и в силу своей профессии (регулировщик, спортивный судья, сурдопереводчик, дирижёр.) Какие невербальные средства общения используете вы сами? (ответы детей)
У.: Чтобы понять, как происходит невербальное общение, и какие чувства испытывает человек при невербальном общении, выполним следующее упражнение.
Упражнение "Театр без слов".
У.: Каждой группе предлагаются карточки. На них обозначены те или иные эмоциональные состояния (радость, любовь, страх, злость), которые необходимо изобразить с помощью невербального общения. Дети из других групп должны угадать показанные чувства, при этом они могут задавать вопросы, выяснять в правильном ли направлении они мыслят, но отвечать игрок может только без слов.
Группы готовятся. Затем каждая группа по-очереди изображает свои эмоциональные состояния.
У.: Можно ли обидеть человека средствами невербального общения? (отвечают дети). Каждое движение, совершаемое нами должно соответствовать смыслу разговора, иначе можно стать непонятым, обидев при этом своего собеседника.
У.: - Какая черта характера является фундаментом, основой общения? (доброта)
У.: Доброта - качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому человеку, умеет посочувствовать ему.
(На доске появляется запись)
"Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло". В. Ключевский
У.: Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен контролировать свои поступки. В какой-то ситуации сдержаться, промолчать. Потому что, если он ответит таким же
образом, ему еще хуже ответят, и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет. Терпимость (толерантность)- это форма поведения.
Обратимся к словарю.
- tolerancia (испанский) - Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
- tolerance (французский) - Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
- tolerance (английский) - Готовность быть терпимым, снисходительность.
- kuan rong (китайский) - Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
- tasamul' ( арабский) - Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
У.: А всегда ли, получается, понимать друг друга?
Ученики. Иногда между людьми возникает непонимание.
У.: Что означает выражение "правильно понимать других людей"?
Ученики. Надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других.
У.: К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
Ученики. Непонимание ведет к спорам и ссорам.
У.: А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)
У.: Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.
Послушайте стихотворение "Два козла". Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.
Ученик.
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
У.: Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей)
У.: Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово "конфликт"? (Ответы детей)
У.: Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова:
"Конфликт - это столкновение, серьезное разногласие, спор".
У.: Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи.
Наверно все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой - плохие, приводящие к конфликтам.
Учащимся предлагается произнести словосочетание "давай дружить", как можно выразительнее, отразив его интонацией написанной на лепестках ромашки.
У.: Что такое интонация?
Обратимся к словарю. Интонация - манера произношения, отражающая чувства или состояние говорящего. Каждый ученик по очереди выбирает понравившийся лепесток и произносит нужное слово с выбранной им интонацией.
Варианты: удивленно, нежно, злобно, восторженно.
У.: Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (ответы детей).
У.: Необходимо постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Неслучайно об этом говорится в народных пословицах: "Слово пуще стрелы разит"; "От одного слова - да на век ссора". Сейчас я предложу вашему вниманию сценку, где вы попробуете найти ошибку в общении, повлекшую возникновение конфликта.
Упражнение "Найди ошибку"
Сценка в исполнении учеников.
Папа подарил Вове на день рождение новые марки. Вова показал их своему приятелю Косте и радостно сообщил:
- Смотри, какие мне марки папа подарил! Редкие, красивые! Тебе нравится?
- Да у меня таких навалом! - засмеялся Костя. - И ничего особенного в них нет! А отец твой, по-моему, совсем в марках не разбирается! В общем, ерундовые марки! Давай я лучше тебе свои покажу?
Но Вова не захотел, и потом еще три дня с Костей не разговаривал.
У.: Как вы думаете, ребята, почему? (ответы детей).
У.: Да, ребята. Костя вел себя не тактично.
Обратимся к словарю. "Такт - умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках".
Важно научится чувствовать, что нужно другому человеку, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего.
У.: Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен?
Я приготовила для вас сложное задание, выполняя которое, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.
Упражнение "Картина двух художников"
Участники делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги формата А 4 и карандаш. Участники сидят по двое за столом и выполняют следующее задание: держась одновременно за карандаш и не разговаривая друг с другом, им предстоит нарисовать дом, кошку и цветок. Когда рисунок будет готов, "художники" ставят (не произнося ни слова) одну подпись. Затем работы демонстрируются всем и подводятся итоги.
У.: Как вы действовали: рисовал кто-то один или вы менялись ролями?
Что мешало, а что помогало выполнять задание?
Чтобы рисунок получился, нужно договориться.
У.: Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Ценное качество в людях - умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
У.: Путь решения конфликта с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Ответы детей)
У.: Что ещё помогает разрешить конфликт?
Ученики. Можно обратиться к какому-нибудь авторитетному человеку за советом.
У.: Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом.
Практикум. Способы предотвращения конфликтов.
У.: Конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых
распространенных. Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется "конструктивное предложение". Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.
Мягкое противостояние
У.: Вам не нравится, что ваш сосед по парте постоянно пользуется вашими школьными принадлежностями. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
(Дети пробуют воссоздать ситуацию, обращаясь друг к другу в максимально доброжелательной форме).
Конструктивное предложение
У.: А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?
(Дети высказываются, как и в предыдущем случае.)
У.: Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Чтобы в общении не было барьеров, необходимо взаимное сотрудничество, умение слушать и принимать интересы собеседника, развивать коммуникативные навыки.
У.: А теперь давайте попробуем подвести итог нашего урока и выработаем правила бесконфликтного общения. У вас на столах лежат цветные карточки, с помощью которых вы объединялись в группы. На обратной стороне этих карточек написаны фрагменты правил общения, о которых мы с вами говорили. Вам надо правильно соединить эти фрагменты, тогда мы получим правила бесконфликтного общения. Работа в группах.
У.: Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. (На доску вывешивается 1-е правило бесконфликтного общения)
У.: Какое правило будет самым первым?
"Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо".
У.: А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо.
Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
У.: Молодцы, назовите следующее правило. (На доске появляется правило)
"Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки".
У.:. Ребята, какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?
Ученики. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.
У.: Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила):
"Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу".
"Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят".
"Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
"В споре будь сдержан и тактичен".
"Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
У.: Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их.
На доске появляются правила:
"Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали, и ссора произошла - скорее помирись.
"Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс".
Каждый ученик получает памятку "Правила бесконфликтного общения"
У.: Вот и заканчивается наш урок. Достигли мы целей, которые поставили перед собой? Чему мы научились на уроке? Зачем нам нужны эти знания? Сегодня мы с вами попытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять, как найти общий язык друг с другом. Конечно, сразу научиться искусству общения нельзя. Человек учится этому всю жизнь, и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Упражнение "Доброе тепло": встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдёт "тепло", то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он - следующему, и так по кругу. А теперь, то же самое, но с закрытыми глазами.
Рефлексия. Давайте оценим наше занятие на счет "три" с помощью невербального общения.
Дом. задание.
Посмотрите внимательно на маму, бабушку, отца, дедушку. Что в их глазах вы видите тревогу, покой, озабоченность? Подумайте, чем можно помочь поднять их настроение? Как выразить сочувствие и понимание?
Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы. Подумайте, как легче снять с них усталость: расспросить о прошедшем дне, приготовить или подогреть ужин к их приходу, усадить поудобнее, подать домашние тапочки, газету.
Присмотритесь к тому, как работают на уроке, участвуют в общественной жизни ваши одноклассники. Не упускайте случая выразить им свое одобрение и благодарность. Не скрывайте своего положительного отношения.
У.: В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: "Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого:".
Источники.