C внедрением в системе среднего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе, меняются взгляды на проведение учебных занятий как теоретического, так и производственного обучения. Проведение традиционных уроков, по классической схеме становится не актуальным. Руководствуясь тем, что в качестве результата образования признаются общие и профессиональные компетенции, в организацию и методику проведения учебных занятий необходимо внедрять что-то новое, связанное с компетентностным подходом в обучении.
Компетентностный подход основан на трех ключевых позициях:
- Самостоятельность в обучении.
- Активные методы и формы обучения.
- Практикоориентированность в обучении.
Обучающиеся должны не только знать учебный материал и уметь выполнять упражнения, но и иметь практический опыт, уметь применять знания и умения на практике.
В качестве примера реализации компетентностного подхода в процессе подготовки рабочих кадров мы предлагаем разработку учебного занятия по дисциплине “Технология малярных работ” по программе профессиональной подготовки по профессии “Маляр строительный” в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема урока: Цвет и его применение в отделке помещений.
Цели урока:
Обучающие:
– сформировать знания обучающихся о цвете, его влиянии на человека;
– формировать умения подбора цветового решения в зависимости от психологических особенностей человека.
Развивающие:
– развивать логическое мышление;
– развивать умение анализировать;
– развивать умение работать с литературой.
Воспитывающие:
– формировать профессиональные
убеждения;
– воспитывать профессиональную культуру;
– воспитывать любовь к профессии.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Вид урока: Исследовательская работа.
Методическая цель: Формирование познавательной деятельности на основе технологии развивающего обучения.
Методы обучения: Словесный, исследовательский, самостоятельная работа обучающихся.
Материально-техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактический материал (таблицы).
Время: 180 минут.
ХОД УРОКА
Часть 1
I. Организационный момент (4 минуты)
II. Мотивация обучающихся (10 минут)
– влияние цвета на эмоциональное состояние человека;
– основные функции цвета.
III. Формирование новых знаний (40 минут)
– виды темперамента его
характеристики;
– выбор цветового решения относительно
темперамента.
– типы восприятия, отличительные особенности;
– взаимосвязь восприятия с цветом.
IV. Самостоятельная исследовательская работа (30 минут)
Задания для первого звена:
- Выполнение мини-тестирования.
- Изучение закономерностей темперамента.
- Выбор цветового решения.
- Обобщение и вывод о влиянии темперамента на цветовое решение.
Задание для второго звена:
- Изучение и описание типов восприятия.
- При помощи тестов определить тип собственного восприятия.
- Обобщение и вывод о влиянии типа восприятия на цветовое решение.
V. Контроль усвоения нового материала (8 минут)
VI. Домашнее задание (2 минуты)
Часть 2
VII. Формирование новых знаний (40 минут)
– цветовое окружение его влияние на эмоциональное и психофизическое состояние.
– закономерность использования цвета в интерьере;
– оптические особенности цвета в интерьере.
VIII. Самостоятельная исследовательская работа (30 минут)
Задание для первого звена:
- Изучение таблиц “Восприятие основных цветов в интерьере”, “Физиологическое воздействие цвета”, “Психофизиологические характеристики цвета”.
- Обобщение и выводы об управлении настроением и воздействии цвета на человека.
Задание для второго звена:
- Изучение таблиц “Закономерности использования цвета в интерьере”, “Оптические особенности цвета в интерьере”.
- Обобщение и выводы об особенностях цвета при его использовании в помещении.
IX. Контроль усвоения нового материала (8 минут)
X. Домашнее задание (2 минуты)
XI. Подведение итогов урока (6 минут)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учебное занятие рассчитано на 4 учебных часа.
Всегда встает вопрос, как и с каких слов, начать учебное занятие. Можно начать сухо, со слов “Здравствуйте, проведем перекличку, или дежурный доложит…”, но это не способствует позитивному началу занятия и настрою студентов на работу.
Занятие рекомендуется начать с приветствия в форме чтения двумя обучающимися отрывка из стихотворения Булата Акуджавы:
Уважайте маляров,
как ткачей и докторов!
Нет, не тех, кто по ограде,
раз мазнул и – будь здоров.
И когда ложатся спать,
спят тела, не спится душам:
этим душам вездесущим
красить хочется опять.Бредят кистями ладони,
краски бодрствуют, спешат,
кисти, как ночные кони,
по траве сырой шуршат...
Уважайте маляров –
звонких красок мастеров!
Лейтесь, краски, пойте, кисти,
крась, маляр, и будь здоров!
Начиная занятие с этих слов, обучающимся дается мотивация на важность данной профессии, что от их труда зависит красота нашего мира, дома и интерьера.
До начала изучения новой темы проверяем явку студентов и их готовность к занятию.
Так как с данного занятия начинается изучение нового раздела “Основы цветоведения” учебной программы, пункт “Актуализация знаний” в ходе занятия не предусматривается.
Каждый цвет вызывает какие-то ассоциации, его выбор всегда индивидуален, так как цветовое восприятие у людей развито неодинаково.
Цель изучение темы – ознакомить обучающихся с основами цветоведения и влиянием цвета на человека, сформировать умения подбора цветового решения в зависимости от психологических особенностей человека
Задача урока: донести до сознания обучающихся мысль о том, как гармоничный и правильный подбор цветов при оформлении помещений благотворно воздействует на условия жизни, отдыха и трудовую деятельность человека. Это даёт возможность лишний раз показать, что знание теоретических основ о цвете необходимо квалифицированному маляру для того, чтобы хорошо ориентироваться в выборе цвета для отделки различных по назначению помещений. Рабочий-маляр должен учитывать при этом воздействие цвета на человека, влияние темперамента на выбор дизайна и цвета в интерьере, чувствовать гармоничные сочетания цветов, умело смешивать пигменты и краски при составлении колеров, находить целесообразные для каждого случая, радующие глаз цветовые решения. Эти умения характеризуют маляра с высоким художественным вкусом. Решение вышеуказанной задачи определяют большое практическое значение темы занятия и его содержания в профессиональной подготовке будущего маляра и эстетическом воспитании обучающихся.
После сообщения темы, целей урока и мотивации обучающихся преподаватель излагает обучающимся необходимые теоретические сведения.
Оптимальный способ формирования системных знаний – это сочетание объяснения, демонстрации наглядных образов с использованием технических средств (компьютера, интерактивной доски и мультимедийного проектора), беседы и исследовательской работы. Такой организации учебной работы способствует последовательное изложение учебного материала.
Чтобы усилить познавательный интерес к теме, вызвать чувство гордости к своей профессии, преподаватель проводит беседу о значении цвета в жизни человека, о его влиянии на человека, используя иллюстрации и фрагменты видеофильма.
Заинтересовать обучающихся занятием можно серией вопросов: “Почему в мрачном цехе у рабочего нет настроения трудиться в полную силу?”, “Окна двух смежных комнат выходят на юг. Почему в одной из них очень жарко и душно, а в другой такой жары человек не ощущает?”, “Зачем цистерны с горючим окрашивают в жёлтый или алюминиевый цвет?”, “Для чего верхнюю часть фюзеляжа самолета окрашивают в белый цвет?”, “Почему внутренние поверхности оптических приборов окрашивают в чёрный цвет?”, “Почему детские игрушки окрашивают в яркие цвета?”, “Почему дорожные рабочие одеты в куртки ярко-оранжевого цвета?”, “Почему в картинных галереях стены окрашены в серые тона?”, “Почему летом предпочитают светлую одежду, а зимой – тёмную?”.
Различным предположениям обучающихся, основанным на их житейском опыте и высказанным в качестве ответов на поставленные вопросы, преподаватель должен дать научное объяснение.
Далее по ходу учебного занятия проводится анкетирование с целью определения влияния цвета на человека (Приложение 1). По итогам анкетирования формулируются выводы о том, что цвет является неотъемлемой частью жизни человека.
Люди по-разному воспринимают цвета, но существует определённая научно установленная взаимосвязь между цветом и психикой человека. Малярам нужно знать, как цвет влияет на эмоциональное состояние человека, его психику. Для этого преподаватель предлагает провести вместе с обучающимися небольшую исследовательскую работу, разделенную на 2 части:
1 часть – “Влияние темперамента на дизайн интерьера. Типы восприятия окружающего мира”. Проводится на первом занятии.
2 часть – “Восприятие основных цветов. Психофизиологическое воздействие цвета на особенности человека. Закономерности использования цвета в интерьере. Оптические особенности цвета в интерьере. Проводится на втором занятии.
Перед выполнением первой части исследовательской работы, обучающиеся должны познакомиться с некоторыми теоретическими сведениями о дизайне интерьера и темпераменте.
Еще Гиппократ разделил всех людей по темпераменту на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Каждому из них присущи особый взгляд на мир и свое представление о прекрасном. От того, каким темпераментом отмечена наша личная жизнь зависит, в какой обстановке мы будем чувствовать себя лучше всего. Например, какая мебель для нас неприемлема, а с какой будет спокойно и уютно; какие цвета будут раздражать, а какие, напротив, умиротворять.
Декорируя домашний интерьер под свой темперамент, люди как бы ищут точку пересечения двух миров: мира интерьеров, с их законами, канонами, историей, и мира собственных душевных и вкусовых предпочтений. Потому требования к “своему стилю” интерьера и просты и сложны одновременно: соответствие привычкам, комфортность пространства, элементы декора должны гармонировать с внутренним миром человека.
Каноны основных интерьерных стилей в некоторой мере учитывают психологические особенности различных людей. К примеру, считается, что “Классика” и “Модерн” больше подходят для людей спокойных и уравновешенных. “Кантри” по душе романтикам и мечтателям, “Хай-тек”, “минимализм”, “техно” – стили для динамичных и энергичных личностей.
Итак, что такое среда, в которой живет человек? Это окружающие его люди, вещи, цвета, запахи, формы. Что такое интерьер? В сущности, то же самое. Просто мы привыкли этому термину придавать несколько более узкий смысл: стены, пол, потолок, мебель, аксессуары, домашние растения. Но ведь все это имеет свою форму, свой цвет, свой объем, даже свой запах и вкус. И каждая из этих составляющих по-разному может быть воспринята нами.
Люди различаются не только по типу нервной системы (темпераменту), но и по способу восприятия поступающей к ним из окружающего мира информации. Психологи выделяют три типа восприятия – зрительное, осязательное и слуховое. Как правило, внешнее поведение и речь человека могут нам подсказать, к какому типу восприятия он принадлежит.
В каждом человеке преобладает один из трех основных типов восприятия. Людей, у которых ведущим типом восприятия является зрение, называют визуалами. Если же самым активным становится осязание, то это кинестетик. А если ведущим типом восприятия является слух, то перед нами аудиал.
После изложения теоретических ведений организуется самостоятельная исследовательская работа студентов: подобрать цветовое решение интерьера конкретного помещения. Учебная группа делится на 2 звена. Каждому звену выдаются задания и дидактический материал в виде таблиц, характеристик.
Первое звено выполняет задание: влияние темперамента на выбор дизайна интерьера и цветовой палитры помещения. При выполнении задании обучающиеся осуществляют:
- Выполнение мини-тестирования (Приложение 2).
- Изучение темперамента и выбор цветового решения согласно его характеристикам (Приложение 3).
- Обобщение и вывод о влиянии темперамента на цветовое решение.
Второе звено выполняет задание по типу восприятия поступающей информации из окружающего мира. При выполнении задании обучающиеся осуществляют:
- Изучение, описание типов восприятия и определение собственного типа восприятия (Приложение 4).
- Обобщение и вывод о необходимости применения умений по определению типа восприятия людей в оформлении интерьера помещений.
Обобщив материал первой части исследовательской работы, обучающиеся приходят к выводу, что современные тенденции предъявляют новые требования к дизайну интерьера. Среда обитания человека должна быть не просто красивой и гармоничной, она должна предполагать установление обратной связи между дизайном помещения и психикой человека, где выгодно акцентируется та или иная особенность характера и темперамента владельца, либо наоборот, сглаживает нежелательные черты.
В рамках контроля усвоения нового материала и результатов исследовательской работы, обучающиеся должны продемонстрировать способность применять знания на практике. Для этого обоим звеньям выдается практическое задание: подобрать цветовую гамму поверхностей в зависимости от назначения помещения и оформить проект помещения на листах с изображением контура помещения (Приложение 5).
В завершение первой части учебного занятия выдается домашнее задание творческого характера:
- Определить психотипы членов семьи.
- Практическое задание: используя полученные данные, подобрать цветовое решение поверхностей стен комнаты в своей квартире. Оформить проект помещения (на листах с изображением контура помещения).
На этом первая часть учебного занятия по теме “Цвет и его применение в отделке помещений”, рассчитанного на 4 учебных часа, заканчивается.
Вторая часть учебного занятия необходимо начинать с проверки домашнего задания, то есть с актуализации знаний и умений по подбору и обоснованию цветового решения своей комнаты. Обучающиеся на конкрентном примере должны показать применение полученных знаний на практике, продемонстрировав оформление комнаты на изображенном контуре в цвета, подходящие своему психотипу.
Следующим этапом учебного занятия является продолжение исследовательской работы по влиянию цвета на психологию человека. Однако вначале преподаватель излагает необходимые теоретические сведения.
Говоря о психологических особенностях интерьера, нельзя не сказать о психологии цвета и его влиянии на человека. Ведь цвет и цветовые сочетания делают интерьер помещения комфортным или дискомфортным. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции.
Таким образом, каждый конкретный цвет, доминирующий в интерьере, может изменить мироощущение его хозяина. С помощью цветов и их сочетаний можно управлять своим настроением. А потому при благоустройстве жилища очень важно знать характеристики основных цветов, их психофизическое влияние на человека.
Создавая в помещении приятную атмосферу, цвет выполняет еще одну важную функцию: создает иллюзию увеличения или уменьшения пространства, изменения пропорций. Светлые, холодные, пастельные тона стен зрительно расширяют пространство. Оранжевый цвет, наоборот, “сжимает” его. Например: если вы собрались красить стены, помните, что в качестве фона для мебели, картин, тканей наиболее подходят нейтральные тона. К тому же они наименее агрессивны в отношении человеческой психики. В помещениях, где люди заняты умственным трудом, и окраска стен, и колорит мебели должны способствовать сосредоточению внимания и препятствовать утомлению глаз. Подходят цвета успокаивающие, но не монотонные: зеленый, серо-зеленый; также возможна гамма желтого с добавлением белого.
Цветом можно также подчеркнуть и деление интерьера на “зоны”, окрасив, например, часть стен в более темные или контрастные тона. Приятные цветовые сочетания достигаются, если размер цветового пятна соответствует его яркости: большие поверхности требуют светлого тона, мелкие предметы более темного, насыщенного, а иногда и вызывающего.
Цвет воздействует и на восприятие объемности. Нежные пастельные тона могут компенсировать чрезмерную строгость объемов. Ажурные, резные, решетчатые вещи тяготеют к темным цветам. Тонкие перила должны быть, скорее, темными, а объемные балясины светлыми.
После изложения теоретических ведений организуется самостоятельная исследовательская работа студентов: как цвет влияет на восприятие, психофизиологию человека, определение оптических особенностей цвета. Как и в первой части учебного занятия, группа делится на 2 звена.
Первое звено должно определить, как цветовое окружение непосредственно влияет на психофизическое состояние человека. Для выполнения данного задания обучающимся необходимо:
- Изучить таблицы “Восприятие основных цветов в интерьере”, “Физиологическое воздействие цвета”, “Психофизиологические характеристики цвета” (Приложение 6).
- Обобщить и сделать выводы о влиянии цвета на психофизическое состояние человека.
Второе звено определяет воздействие цвета на восприятие объемности. Студентам нужно:
- Изучить таблицы “Закономерности использования цвета в интерьере”, “Оптимальные цвета в интерьере”, “Оптические особенности цвета в интерьере” (Приложение 7).
- Обобщить и сделать выводы об особенностях цвета при использовании его в помещении.
Выполняя исследовательскую работу обучающиеся должны понять, что кроме психофизических факторов при выборе колорита в интерьере жилья существуют и другие факторы, которые при правильном управлении цветом зрительно изменяют размеры пространства, гасят шум и даже нейтрализуют запахи.
Когда каждое звено выполнит свое задание, их результаты объединяются и делается общий вывод, что каждый из нас воспринимает цвет по своему, поскольку природа наделила нас цветовым зрением – неотъемлемой частью нашей жизни. Знание цветов и особенностей их восприятия являются важной составляющей профессии маляра.
В завершение учебного занятия по данным исследовательской работы, обучающиеся должны выполнить задание, по результатам которого преподаватель будет судить о степени усвоения изученного материала. Практическое задание заключается в следующем: подобрать цветовую гамму поверхностей в зависимости от назначения помещения и оформить проект помещения на листах с изображением контура помещении (Приложение 5).
После завершения практические работы демонстрируются преподавателю, который их анализирует и оценивает.