Изменение способов и критериев контроля качества образования, а именно введение строгого временного ограничения и запрещение пользования словарями на ЕГЭ по английскому языку, способствует признанию первостепенной значимости лексики как средства коммуникации и заставляет пересмотреть свое отношение к выбору приемов и методов работы. Уровень коммуникативной компетенции учащихся и эффективность выполнения заданий ЕГЭ по всем видам речевой деятельности определяется богатством лексического запаса. С одной стороны, при обучении стратегиям выполнения заданий в формате ЕГЭ учащиеся должны научиться не обращать внимания на незнакомые слова, опираться на ключевые, развивать догадку и прогнозирование. Но с другой стороны, повышать лексический запас можно только в заданном коммуникативном контексте, то есть подробно прорабатывая некоторые тексты.
Для примера возьмем текст, который предлагался на контроль ко второму модулю учебника New Opportunities upper intermediate по теме “Юмор”. (Приложение I)
Учащиеся подчеркивают незнакомые слова. Во-первых, чтобы их запомнить, можно поработать с дефинициями, заполнив таблицу. Так как в этом тексте лексика высокого уровня, можно использовать перевод.
1. Read the definitions, find the words in the text and write their translation.
Definitions |
Words |
Translation |
a baby or a very young child | infant |
младенец |
a very young child just learning to walk | toddler |
ребенок начи-нающий ходить |
a young person usually between the age of 12 and 18 | adolescent |
юноша, подросток |
a fully grown person, legally responsible | adult |
взрослый |
a young person behaving in a sensible way as an adult is expected to do | mature |
зрелый |
not easy to notice or understand until you pay careful attention | subtle |
тонкий, неуловимый |
the opinions and feelings that you usually have about smth | attitude |
отношение |
a feeling that you like or love smb or smth and that you would be unhappy without them | attachment |
привязанность, преданность |
a promise to do smth or to behave in a particular way | commitment |
обязательство |
a request for smth important, an attempt to persuade smb | appeal |
призыв, обращение |
not obeying people in rules of behaviour | rebellious |
непослушный, бунтующий |
an unreasonable dislike or distrust of people who are different from you especially because of sex, race, religion | prejudice |
предубеждение, предрассудок |
very rude, unpleasant and likely to upset people | offensive |
оскорбительный |
not to have something you need | lack |
недостаток |
having a lot of experience; good judgment about socially important things | sophisticated |
утонченный, опытный |
Для запоминания и проверки понимания дефиниций мы играем в крестики-нолики, даже в старших классах это мотивирует.
Во-вторых, обязательно работаем с синонимами и антонимами.
2. Find the synonyms.
1) to influence smth – to affect
2) to be connected – to be related
3) to be devoted – to be attached to
Очень важно узнать сочетаемость слов, проследить словообразование. Предлагаю учащимся заполнить такие таблицы, где они находят не только разные части речи, но и обращают внимание на образование отрицаний, предлоги.
3. Fill in the table with the forms of the new words.
n |
v |
adj |
adv |
appeal | to appeal | appealing (attractive) | appealingly |
maturity immaturity |
to mature | mature immature |
maturely immaturely |
attachment for (привязанность,
приспособление) detachment from (отделение, обособленность) |
to attach to detach |
attached unattached detached (отдельный) detachable (съемный) |
|
commitment (a promise to do smth) | to commit | committed | |
offender offence offensiveness |
to offend | offensive inoffensive offended |
offensively inoffensively |
При выполнении заданий на словообразование (в формате ЕГЭ) учащиеся должны помнить про два шага:
1) сначала определяем, какая часть речи
должна быть (в первых двух предложениях разные
части речи от одного слова).
2) потом обязательно смотрим, что по смыслу –
какое число, нужно или нет отрицание (как в
третьем предложении).
Иногда правильная форма слова зависит от сочетаемости. В 4-м и 5-м предложениях должны быть имена существительные, от глагола attach можно образовать два существительных, по смыслу подходят оба, здесь важен предлог.
4. Complete the sentences with the correct form of the word
- I found her remarks deeply OFFENSIVE. OFFEND
- The problem was how to say ‘no’ to her without causing OFFENCE. OFFEND
- He couldn’t forgive his son’s IMMATURE behaviour. MATURE
- He felt a sense of DETACHMENT from what was happening around him. ATTACH
- She had a strong ATTACHMENT for her motherland. ATTACH
Для активизации новой лексики обязательно должен быть перенос в устную и письменную речь, т.е. ставится задача употребления этих слов в ответах на вопросы, в диалогах, пересказе, высказывании своего мнения, написании эссе. Учащиеся знают, что им будет снижена оценка на этом этапе, если они не будут использовать новые слова.
5. Answer the questions using new words
- What kind of jokes do most adolescents laugh at?
- Why do adults have a more subtle sense of humour?
- Why do American jokes have a universal appeal?`
- What do people say when they find a joke offensive?
- Does humour help to fight prejudice in the world?
- Do you think your friends have a sophisticated sense of humour?
Конечно, приучать детей к работе с дефинициями и словообразованием я начинаю еще в средней школе. Так, в 7 классе, занимаясь по учебнику CLICK ON 3, мы создавали word families или искали родственников новых слов. Ребята быстро привыкают к такой работе, им нравится делать маленькие исследования. Например,
Обращаю внимание учащихся на так называемые confusing words, то есть слова, которые имеют одинаковый перевод, но разное употребление
или похожи по звучанию, но имеют разное значение, или употребляются в непривычном значении.
effect to have an effect on |
(result) the way in which an event or person changes to start to produce result |
следствие, результат оказать влияние вступать в силу приводить в жизнь |
affect | 1) to do smth that produces an effect or change in smth 2) to make smb feel strong emotions |
задевать, затрагивать |
affective(ly) | having an effect on emotions | эмоциональный |
(in)effective(ly) | successful, working in the way that was intended | эффективный, результативный |
presently | in a short time, soon (Br) now (Am) |
скоро, спустя некоторое время |
current(ly) | at the present time | текущий, современный |
Эффективным методом формирования лексических навыков является анализ типичных ошибок письменных работ учащихся. Когда делаем работу над ошибками, готовлю презентации чтобы вспомнить различие в употреблении слов, а также легко проверить выполненные упражнения, заполняя пропуски (ответы выскакивают по щелчку).
Когда писали эссе о самоуправлении школьников, многие учащиеся повторяли выражение take it seriously несколько раз. Избежать повторов можно, употребляя синонимы.
Часто обобщаем орфографические или спелинговые ошибки. Уверена, зрительно (со слайда) лучше запоминается и меньше уходит времени. Например, часто повторяются такие ошибки
Для повышения мотивации учащихся, особенно на резервных уроках, эффективен такой вид работы как co-operative story telling или совместное составление рассказа. Ученики работают в группах. Все записывают ключевые строки учителя и развернуто отвечают на вопросы. Главное правило – нельзя изменять свой текст при появлении новой строчки, а подстроиться под сюжет, чтобы это был рассказ. Алгоритм этого задания был предложен в книге ‘Working with Words’ by Gairns and Redman. Этот вид деятельности формирует способность учащихся к лексическому и речевому творчеству. Можно поставить задачу написать юмористический или фантастический рассказ. В конце урока все читают свои рассказы и сравнивают идеи. Вот, например, задание к одному из рассказов.
Применение таких методов работы расширяет коммуникативные возможности учащихся и помогает им успешно пройти итоговую аттестацию (в 2011 году 80% учащихся получили 80-95 баллов на ЕГЭ). В целом, лексический запас учащихся в группах с углубленным изучением языка должен соответствовать высокому уровню, при этом главной задачей учителя остается развитие у учащихся навыка свободно оперировать лексическими единицами для решения поставленной коммуникативной задачи.