Цели урока:
Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.
Развивать умение составлять предложения, записывать его, находить изученную орфограмму.
Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание сотрудничать на уроке.
Оборудование:
Рисунок ёжика, ёлочки, карточки с заданиями (в виде яблочек и грибочков), грибочки для награждения, рисунок муравейника со словами.
Ход урока
1. Оргмомент:
У нас сегодня в гости ожидается очень интересный обитатель леса. Нужно отгадать загадку, чтобы узнать, кто это:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Появляется рисунок ёжика)
Он пришел к нам, чтобы узнать, как мы научились писать буквы, слова и предложения. Покажем ему наши умения?
Где живет ежик? Как вы узнаете лес? В лесу очень много растет деревьев – березы, елки и т.д. Одну елочку ежик принес нам в подарок. Что вы видите на ней? (буквы Ж Ш Щ Ч)
Какая буква среди них лишняя? (Ж – так как она звонкая, а другие глухие)
2. Минута чистописания:
Открыли тетради и прописываем эту букву(объяснение порядка каллиграфии) до середины строки, а дальше пишем её подругу по глухости. Какая это буква? (Ш).
Какое правило дают эти две буквы? Пропишем эти два соединения на следующей строке, чередуя их, начиная с ЖИ, а затем ШИ. Кто записал, вспомните слова с этой орфограммой и назовите их.
3. Зрительный диктант:
Игра ”Фотоглаз”: ёрш, ёжик, ежиха, ежата.
Какое здесь слово будет лишним? Почему? (ёрш – потому, что это рыба и слово не имеет одинаковой части-корня). Найдите в других словах наше правило и подчеркните его.
4. Закрепление навыка правописания:
У нашего ёжика по соседству живет один очень хороший знакомый. Он очень трудолюбивый, общительный и живет со своими братьями и сестрами в большом, многоквартирном доме. Про них есть загадка:
В лесу у пня беготня, суетня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Себе дом строят. (Муравейник и муравьи)
Муравьи бывают разные: черные (домашние) и рыжие (лесные). Рыжего муравья называют доктором леса, так как он уничтожает вредных насекомых–тлей, которые поедают листья растений. Живут муравьи в своих домиках – муравейниках. У нас на уроке тоже появился небольшой муравейник, но не лесной, а словарный. Рассмотрите его, что знакомое вы увидели? Здесь записаны слова с пропущенными буквами. Ваша задача прочитать слово и вставить нужную букву. (Задание по рядам: 1 ряд – выписывает с ЖИ, 2 ряд – с ШИ).
Подчеркните орфограмму и проговорите правило шепотом.
А далее вспомните правила поведения человека в лесу: что можно, а чего нельзя.
5. Физминутка.
Маша шла, шла, шла и грибок нашла.
Наклонилась, собрала и опять пошла
6. Работа по учебнику:
У нашего ежика в лесу очень много друзей. Но увидев человека, зверюшки испугались, что мы можем забрать их домой. Объясните, почему этого делать нельзя?
Молодцы, что понимаете это. А сейчас нужно навести порядок в животном мире и распределить животных соответственно их поведению – стр.14 упр.3 – в учебнике пишем с комментированием:
Стрижи летают.
Ерши плавают.
Ужи ползают.
Найдите орфограммы и подчеркните их.
7. Самостоятельная работа:
Работа по карточкам – 3 уровня:
1 уровень: спиши предложение
КЛАДИ РУЧКУ И КАРАНДАШИ В ПЕНАЛ.
2 уровень: Составь из данных слов предложение и запиши его:
ЁЖИК, ПОД ЁЛКОЙ, ЖИВЕТ, ЛЕСУ, В
3 уровень: Придумай и запиши предложения про ёжика, ежиху и ежат.
(Проверка)
8. Итог урока:
Наш гость ещё мал и не привык учиться. Он устал и ему захотелось вернуться в лес. Вспомните, что мы ему хотели показать на нашем уроке? Ещё раз повторим наше правило.
9. Оценивание:
Кто хорошо работал, тому ежик подарит очень красивые грибочки. А мне хочется отметить продуктивную работу всех ребят. Уверена, что наши следующие уроки пройдут также успешно. Спасибо за работу!