Цели урока:
- Образовательная: Формирование на межпредметном уровне системы понятий о солях в условиях активной учебной деятельности
- Развивающая: Формировать приемы умственной деятельности, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
- Воспитательная : продолжать формирование адекватной самооценки на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности. Воспитывать культуру умственного труда.
Приоритетные виды межпредметных связей.
- Внутрицикловые содержательно-информационные – с курсами биологии(водно-минеральное питание растений, минеральные удобрения), географии (распространение солей в земной коре), валеологией (значение поваренной соли),физики(кристаллическое строение веществ) и т.д.
- Организационно-методические - на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ, синтез, сравнение и вывод, применение знаний и способов действий и др.)
- Специально-предметные - причинно-следственные, семиотические, исторические, взаимообратные и др.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Чтобы что-то узнать,
Нужно уже что-то знать.
С. Лем
1.1. Актуализация знаний.
Вспомним способ нашего продвижения по учебному материалу:
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания, которые соответствуют знаниям зоны их актуального развития.
1. Все вещества происходят от какого-либо элемента. На какие две группы делят химические элементы? (Металлические и Неметаллические.)
2. Какие простые вещества им соответствуют на макроуровне организации вещества? (Металлическим элементам соответствуют металлы, Неметаллическим – неметаллы.)
3. Какие простые вещества мы изучили? (Водород, кислород.)
4. К изучению каких веществ мы перешли дальше? (Сложных.)
5. Какие сложные вещества образуют металлы и неметаллы при взаимодействии с кислородом? (Оксиды. Металлы – основные оксиды, неметаллы – кислотные оксиды.)
6. Далее, в результате работы мы обнаружили, что кислотным оксидам соответствуют …, а основным оксидам … (кислотные гидроксиды и основные).
По ходу составляется схема на доске и в тетрадях учащихся.
С помощью химических реакций можно перейти от простых веществ к сложным, от одного класса к другому. Такая взаимосвязь активно используется в практической деятельности человека.
7. Что произойдет, если смешать раствор кислоты и раствор щелочи? (Проблемный вопрос.)
Учащиеся затрудняются ответить на последний вопрос, ибо мы вышли за пределы зоны их актуального развития.
1.2. Мотивация.
Для осмысления потребностей и мотивов изучения последнего вопроса учащимся предлагается проанализировать ситуацию:
При попадании щелочи на кожу на пораженное место после промывания содой накладывают повязку из марли или ватной тампон, пропитанный 5% раствором уксусной кислоты. Почему?
В процессе обсуждения этой ситуации учащиеся проходят к выводу, что возможно образуются какие-то новые вещества. Учащиеся осознают потребность в изучении материала зоны своего ближайшего развития.
1.3. Формулирование темы урока.
Какой основной продукт образуется при смешивании растворов кислот и щелочей, к какому классу неорганических веществ он принадлежит и соответственно название темы урока вы узнаете выполнив задание.
Задание. Определите в каждом столбике лишнее вещество и из букв составьте слово (4 балла).
Формирование учебной проблемы и планирование действий по ее реализации.
Записываем тему урока “Соли. Получение солей”.
1.4. Планирование действий учащихся на уроке.
В результате обсуждения совместно с учащимися составляется план изучения темы.
План
- Получение солей (выполнение лабораторной работы).
- Определение солей.
- Состав, строение солей.
- Значение солей.
- Номенклатура солей.
II. Операционно-исполнительский этап.
После того как человек определил,
что именно необходимо сделать,
он может сделать то, что нужно.
Китайская мудрость.
Реализация первого пункта плана.
Выполнение, моделирование и оформление результатов лабораторной работы. Лабораторная работа выполняется по инструкции (5баллов).
2. По каким признакам можно судить что произошла химическая реакция?
3. Что происходит при сливании растворов кислоты и щелочи? Давайте разберемся.
Моделирование процесса реакции.
Учитель показывает на доске используя набор трафаретов моделей ионов на магнитной основе.
В растворе кислоты присутствуют ионы Н+ и Clˉ, в растворе щелочи Na+ и OHˉ. При сливании растворов произошло соединение ионов Н+ и ОНˉ в молекулы очень слабо диссоцирующей воды Н+ + ОНˉ = Н2О
Теперь обратим внимание на второй продукт реакции. В растворе он находится в виде ионов Na и Сlˉ . Как его выделить из воды? (Провести выпаривание).
Нейтрализуются и кислота и щелочь и получается нейтральный раствор.
Реакцию кислоты с основанием, в результате которой получаются соль и вода, называют реакцией нейтрализации.
В общем виде схему реакции можно представить так:
Где же используются реакции нейтрализации в реальной жизни?
Реакции нейтрализации используется в качестве одного из способов очистки сточных вод. Сточные воды – это воды, которые возвращаются в окружающую среду после их использования. Сточные воды могут быть щелочными и кислыми. А обычная вода – нейтральная. Поэтому для очистки используется реакция нейтрализации (или смешивают кислые и щелочные сточные воды, или прибавляют специальные реагенты: кислоты, негашенную известь, каустик – Na OH
2.2. Реализация второго пункта плана.
Из всех химических соединений соли являются наиболее многочисленным классом веществ. В начале 19 века шведский химик И. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями.
Сформулируйте свое определение солей и запишите в тетради (2 балла).
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединенных с кислотным остатком.
Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислот.
2.3. Реализация третьего пункта плана.
Вы ознакомились с солями. Охарактеризуйте соли по схеме “состав-строение-свойства” и смоделируйте изученный материал (работа с учебником) (4 балла).
2.4. Реализация четвертого пункта плана.
Из приведенного списка выпишите формулы солей (4балла)
SO2
NaCl
Zn (OH)2
Ca CO3
H2SO4
CaCl2
MgO
NaJ
Рассказ о значении солей, которые выписали учащиеся.
Na Cl, Са Cl2, Ca CO3
Соли широко распространены в природе и играют важную роль в процессах обмена веществ и растительных организациях. Соли содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав различных тканей: костной, нервной, мышечной и другие. В организме человека различные соли составляют 5,5 % его массы. Велика роль солей в технике. Соли используют, направляют для получения стекла, минеральных красок, мыла, многих металлов, минеральных удобрений и др.
2.5. Реализация пятого пункта плана.
Как дать названия солям, которые выписали?
Учитель объясняет номенклатуру солей.
Название соли = название аниона + название катиона металла.
(в именительном падеже) (в родительном падеже)
Если один и тот же металл проявляет несколько степеней окисления, они указываются в скобках римской цифрой.
Учащиеся дают название солям, которые выписали (4 балла).
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Силу уму придают упражнения, а не покой
А.Поп.
3.1. Первичная проверка усвоения знаний.
Необходимо выполнить одно из трех заданий (по выбору). Выберите только то задание, с которым справитесь.
Задание 1. (репродуктивный уровень) – (3 б)
Выпишите формулы солей и назовите их
Na2SO4, Ba (OH)2, CO2, Ca (NO3 )2, KCl, H2 SO4, HNO3, CuO, HCl.
Задание 2.(прикладной уровень) – (4 б).
Найдите лишнюю формулу и объясните свой выбор.
А) K 2SO4 Na2 SO4 Na2 CO3 CuSO4 |
б) NaCl Na3 PO4 FeCl3 MgCl2 |
в) KCl Na NO3 Mg (NO3 )2 Al (NO3 )3 |
Задание 3. (творческой уровень) – (5 б).
Вы заметили, что комнатные растения в школе нуждаются в подкормке азотом и калием. В вашем распоряжении есть следующие вещества: H2O, K2CO3, KOH, HNO3 .Можно ли из этих соединений получить такое, которое обеспечило бы одновременную подкормку азотом и калием.
Взаимопроверка проводится сразу после написания работы по готовым ответам на доске.
3.2. Подведение итогов занятия
1. Какую проблему мы поставили в начале урока?
2. Удалось ли нам ее решить?
Учащиеся подсчитывают общее число баллов, набранных за урок, и оценивают свою работу по пятибальной системе:
27–28 баллов – “5”
20–26 баллов – “4”
13–19 баллов – “3”
меньше 13 баллов – “2”
Отметки выставляют в дневник. Тетради сдают учителю на проверку.
Оцениваются учащиеся, получившие 5 и боли жетонов за устные ответы на уроке.
3.3. Осмысление домашнего задания..
I уровень – §33, задание 1, стр. 126(учебник Кузнецова Н.Е,Титова И.М.,Гара Н.Н.,Жегин А.Ю.химия:8класс-М.:Вентана-Граф,2007)
II уровень – §33, задание 4.стр.126
III уровень – §33, Творческое задание: Однажды мне в руки попала книжка с названием “Без соли не проживешь”. А немного позже в одном из журналов я прочитала статью, которая была названа “Белый яд”. Напишите заметку с одним из названий о поваренной соли (в стиле вашей любимой газеты).
3.4 Осмысление темы следующего урока.
Для лечения некоторых заболеваний принимают ванны из морской воды. Морская вода содержит ионы Na+, Mg2+, Ca2+, K+, Cl-, SO42- , Br-, J-. В лечебницах, расположенных далеко от моря морскую воду готовят искусственно. Какие соли надо растворить в пресной воде, чтобы приготовить морскую воду ?
Как составить формулы солей? Этот материал нам предстоит изучить на следующем уроке.
Учебник.
- С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин “Химия. 8–9”.
Учебник подготовлен в соответствии с авторской программой, которая предусматривает дифференцированный, развивающий подход к обучению. Полученные школьниками знания становятся базой для творческого и сознательного восприятия последующего материала.
Содержание данного учебника полностью соответствует обязательному минимуму содержания химического образования и времени, отведенному Базисным учебным планом на изучение химии (2 ч в неделю). Кроме того, учебник содержит дополнительный материал, на изучение которого может быть использован 1 ч сверх учебного плана (3 ч в неделю). Это первый учебник по неорганической химии, который рассчитан на изучение предмета в разном объеме и с разной степенью глубины и в котором предлагаются задания разной степени сложности.
Учебник отличает строгая научность изложения: на тщательно отобранном фактологическом материале в доступной и живой форме раскрывается содержание важнейших понятий, законов и теорий химии. Учебное содержание распределено по годам обучения в строгом соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, логикой учебного процесса и общей методикой формирования химических знаний.
Текст учебника сопровождается большим количеством иллюстраций, обобщающих схем, рисунков, таблиц; к каждому параграфу предложены четырехуровневые (по степени сложности) вопросы и задания, инструкции по выполнению лабораторных опытов и практических работ. Особую педагогическую ценность учебника составляет то, что его содержание доступно для всех школьников, обучающихся по системе развивающего обучения
Содержание учебника выстроено в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Это позволяет учителю работать в зоне ближайшего развития учащихся и организовывать развивающиеся логически соподчиненные действия. Только таким образом учитель будет учить школьников учиться, т.е. строить процесс собственной учебной деятельности, при которой действия учащихся переносятся во внутренний план, и в последствии они смогут реализовать их в других, неучебных формах практической и умственной деятельности.