Интегрированный и комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


«Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным, частичным, а единым, целым».
Я.А.Коменский

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Уже в дошкольном возрасте 15–20% детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников – те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы дошкольных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, и направлено на его укрепление. Большие возможности в этом плане предоставляет интегрированный и комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса.

Интеграция и комплексность – одни из важнейших и перспективных методологических направлений современного образования. Это две важные составляющие организации образовательного процесса, ориентированного на эффективность и результативность в формировании разносторонне развитой личности дошкольника с обеспечением оптимальных условий здоровьесбережения.

Потребность организации интегрированных и комплексно-тематических занятий определяется целым рядом причин:

  • Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
  • Интегрированные и комплексно-тематические занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей, эмоциональной сферы.
  • Форма проведения интегрированных и комплексно-тематических занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

Интегрированный и комплексно-тематический подходы к организации образовательного процесса соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

Общие рекомендации педагога-психолога по организации занятий с детьми

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
  2. Использование методик и приемов, направленных на объединение, эмоциональное сближение детей группы.
  3. Взаимообусловленность и взаимосвязанность материала на каждом этапе занятия.
  4. Систематичность, информационная емкость и доступность изложения материала.
  5. Эмоциональное сопереживание и доброжелательность со стороны педагога, создание атмосферы взаимопонимания.
  6. Использование педагогически эффективных средств воздействия на ребенка, исключающих давление, принуждение, негативную оценку и осуждение.
  7. Включение в каждый вид деятельности элементов здоровьесбережения.

Комплексно-тематическое занятие в подготовительной к школе группе

Тема: «Составление творческих рассказов. Зима.»

Цель: продолжать работу по обучению рассказыванию

Задачи: закреплять умение придумывать название рассказа, выделять вступительную, основную и заключительную части рассказа, продолжать работу над интонационной выразительностью речи, формировать произвольность речи; развивать воображение, познавательный интерес; воспитывать любовь к прекрасному (поэзии, классической музыке).

Материал: листы бумаги, ножницы, карандаши, кукла.

Оснащение: компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдов, магнитофон для прослушивания музыкальных произведений, записи и прослушивания рассказа.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети на ковре. Беседа о настоящем времени года.

Загадки.

Наступили холода, обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает. (Зима.)

Старик-шутник на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз.)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь;
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)

2. Сообщение темы, целей. Работа по теме.

1) Д/игра «Подбери признаки».

(Как можно больше к одному слову)

Зима (какая?) – … . Снег (какой?) – … .

2) Слайд-шоу: зимние пейзажи на фоне музыки П.И. Чайковского из балета «Щелкунчика».

– Какие еще слова-признаки можно теперь дополнить? (Зима сказочная, волшебная, лес таинственный, тихий, молчаливый).

3) Проникновение в пространство (ТРИЗ).

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима».

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
И стоит он, околдован,
Не мертвец, и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.

– Предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы очутились в волшебном зимнем лесу. Оглянитесь вокруг. Какая красота, какое волшебство дарит нам это чудесное время года! Так и хочется послушать рассказы о ваших впечатлениях от посещения сказочного зимнего леса, об историях, настоящих и волшебных, которые могли произойти, о новых встречах и знакомствах. Но сначала вспомним, как правильно работать над составлением рассказа.

  • Надо представить, о ком или о чем буду говорить. (Ребенок)
  • Придумать название, начало, середину и конец рассказа. (Ребенок)
  • Надо рассказывать интересно.

– Вспомните красивые слова и выражения, используйте их, Это сделает рассказ более интересным, выразительным.

  • Когда начнете рассказывать, понаблюдайте, интересно ли слушателям

4) Построение рассказа по предложенному началу (2 рассказа).

Кого вы могли встретить в том сказочном домике, который видели на слайд-шоу? Вы повстречали сказочную птицу.

– Дети, внимательно слушайте, потом обсудим и оценим рассказ.(Постоянный акцент на том, как выполняются установки).

– За что можно похвалить рассказчика? Что в рассказе хотелось бы послушать еще раз?

5) Проблемная ситуация.

– Вы могли заблудиться в лесу?

6) Магнитофонная запись рассказа в форме звукового письма Деду Морозу.

– Почему было интересно слушать Сашу?

7) Физкультурная пауза (по необходимости).

Игра в снежки «Попади в цель».

8) Составление одного вида текста на основе другого

– Недавно мы с вами еще раз прочитали сказку «Морозко». Вспомните ее содержание и придумайте похожую на нее сказку или рассказ о себе.

– Как вы постараетесь рассказать? (Интересно, громко, понятно, не торопясь.)

9) Рассказ с использованием игрушки.

Кукла в зимней одежде.

– Что в этом рассказе вас заинтересовало?

3. Продуктивная деятельность

Коллективная работа «Снежинки украсят дерево».

На деревья, на кусты
С неба падают цветы –
Белые, пушистые,
Только не душистые.

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». «Январь»

4. Итог занятия (вместе с детьми)

– Что интересного было для вас на занятии? Что понравилось? Что захотелось бы повторить? Чей рассказ запомнился больше всего?

Практика использования комплексно-тематических занятий с применением методов и приемов здоровьесберегающих технологий показала, что:

  • активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • нормализуется речевое дыхание;
  • улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
  • повышается речевая активность детей;
  • повышается познавательная активность, что приводит к улучшению качества знаний о явлениях окружающей действительности
  • улучшается психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей;
  • улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Литература и информационные источники:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.– М.: АЙРИС– Пресс, 2007.
  2. Здоровьесберегающие технологии в образовательно–воспитательном процессе. Авт. коллектив: Чупаха И.В., Пужаева Е.З.,. Соколова И.Ю., – М.: «ИЛЕКСА», Ставрополь «Сервисшкола» 2001.
  3. Оздоровление детей в условиях детского сада./Под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. – М., 2008.
  5. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Физкультурные минутки.– М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005.
  6. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.– М.: АСТ: Астрель, 2005.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
  8. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.– Санкт-Петербург, 2003.