«Все, чему учат человека, должно
быть не разрозненным, частичным, а единым, целым». Я.А.Коменский |
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Уже в дошкольном возрасте 15–20% детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников – те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы дошкольных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, и направлено на его укрепление. Большие возможности в этом плане предоставляет интегрированный и комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса.
Интеграция и комплексность – одни из важнейших и перспективных методологических направлений современного образования. Это две важные составляющие организации образовательного процесса, ориентированного на эффективность и результативность в формировании разносторонне развитой личности дошкольника с обеспечением оптимальных условий здоровьесбережения.
Потребность организации интегрированных и комплексно-тематических занятий определяется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
- Интегрированные и комплексно-тематические занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей, эмоциональной сферы.
- Форма проведения интегрированных и комплексно-тематических занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес.
- Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
Интегрированный и комплексно-тематический подходы к организации образовательного процесса соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.
Общие рекомендации педагога-психолога по организации занятий с детьми
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
- Использование методик и приемов, направленных на объединение, эмоциональное сближение детей группы.
- Взаимообусловленность и взаимосвязанность материала на каждом этапе занятия.
- Систематичность, информационная емкость и доступность изложения материала.
- Эмоциональное сопереживание и доброжелательность со стороны педагога, создание атмосферы взаимопонимания.
- Использование педагогически эффективных средств воздействия на ребенка, исключающих давление, принуждение, негативную оценку и осуждение.
- Включение в каждый вид деятельности элементов здоровьесбережения.
Комплексно-тематическое занятие в подготовительной к школе группе
Тема: «Составление творческих рассказов. Зима.»
Цель: продолжать работу по обучению рассказыванию
Задачи: закреплять умение придумывать название рассказа, выделять вступительную, основную и заключительную части рассказа, продолжать работу над интонационной выразительностью речи, формировать произвольность речи; развивать воображение, познавательный интерес; воспитывать любовь к прекрасному (поэзии, классической музыке).
Материал: листы бумаги, ножницы, карандаши, кукла.
Оснащение: компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдов, магнитофон для прослушивания музыкальных произведений, записи и прослушивания рассказа.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети на ковре. Беседа о настоящем времени года.
Загадки.
Наступили холода, обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает. (Зима.)Старик-шутник на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз.)Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь;
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)
2. Сообщение темы, целей. Работа по теме.
1) Д/игра «Подбери признаки».
(Как можно больше к одному слову)
Зима (какая?) – … . Снег (какой?) – … .
2) Слайд-шоу: зимние пейзажи на фоне музыки П.И. Чайковского из балета «Щелкунчика».
– Какие еще слова-признаки можно теперь дополнить? (Зима сказочная, волшебная, лес таинственный, тихий, молчаливый).
3) Проникновение в пространство (ТРИЗ).
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима».
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
И стоит он, околдован,
Не мертвец, и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
– Предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы очутились в волшебном зимнем лесу. Оглянитесь вокруг. Какая красота, какое волшебство дарит нам это чудесное время года! Так и хочется послушать рассказы о ваших впечатлениях от посещения сказочного зимнего леса, об историях, настоящих и волшебных, которые могли произойти, о новых встречах и знакомствах. Но сначала вспомним, как правильно работать над составлением рассказа.
- Надо представить, о ком или о чем буду говорить. (Ребенок)
- Придумать название, начало, середину и конец рассказа. (Ребенок)
- Надо рассказывать интересно.
– Вспомните красивые слова и выражения, используйте их, Это сделает рассказ более интересным, выразительным.
- Когда начнете рассказывать, понаблюдайте, интересно ли слушателям
4) Построение рассказа по предложенному началу (2 рассказа).
Кого вы могли встретить в том сказочном домике, который видели на слайд-шоу? Вы повстречали сказочную птицу.
– Дети, внимательно слушайте, потом обсудим и оценим рассказ.(Постоянный акцент на том, как выполняются установки).
– За что можно похвалить рассказчика? Что в рассказе хотелось бы послушать еще раз?
5) Проблемная ситуация.
– Вы могли заблудиться в лесу?
6) Магнитофонная запись рассказа в форме звукового письма Деду Морозу.
– Почему было интересно слушать Сашу?
7) Физкультурная пауза (по необходимости).
Игра в снежки «Попади в цель».
8) Составление одного вида текста на основе другого
– Недавно мы с вами еще раз прочитали сказку «Морозко». Вспомните ее содержание и придумайте похожую на нее сказку или рассказ о себе.
– Как вы постараетесь рассказать? (Интересно, громко, понятно, не торопясь.)
9) Рассказ с использованием игрушки.
Кукла в зимней одежде.
– Что в этом рассказе вас заинтересовало?
3. Продуктивная деятельность
Коллективная работа «Снежинки украсят дерево».
На деревья, на кусты
С неба падают цветы –
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». «Январь»
4. Итог занятия (вместе с детьми)
– Что интересного было для вас на занятии? Что понравилось? Что захотелось бы повторить? Чей рассказ запомнился больше всего?
Практика использования комплексно-тематических занятий с применением методов и приемов здоровьесберегающих технологий показала, что:
- активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
- нормализуется речевое дыхание;
- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
- повышается речевая активность детей;
- повышается познавательная активность, что приводит к улучшению качества знаний о явлениях окружающей действительности
- улучшается психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей;
- улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Литература и информационные источники:
- Аверина И.Е.