Формирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения

Разделы: Начальная школа


Учение без размышлений – тщетный труд;
Размышления без учения – пагубны.
Конфуций

Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Исследовательская работа приводит к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Мы говорим о творческой исследовательской деятельности учащегося, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков, как показывает исследование, эффективно реализуется в процессе творческой учебно-исследовательской деятельности в школе и в дальнейшем применении знаний в жизни.

Учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями. Это, прежде всего, помощь советом, информацией. Проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими исследовательской деятельности. Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом:

  1. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  2. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
  3. Работая с младшими школьниками, я руководствуюсь тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста школьника

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: педагога, родителей учащихся, конечно, самих учеников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д. При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания.

Исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Я начала заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще использовала групповые формы работы.

Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках окружающего мира, литературного чтения.

Б.М. Теплов говорил: “Хороший мастер тем и отличается от человека, только умеющего выполнить данное дело, что он владеет множеством приёмов и может применять любой из них в зависимости от данных обстоятельств”.

Младший школьный возраст – это время, наиболее благоприятное, чтобы формировать приёмы умственной деятельности. К ним относятся приёмы обобщения, абстракции, анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, переноса, индукции, дедукции. И одним из условий формирования приёмов умственной деятельности является систематическое использование методов проблемного обучения.

Проблемное обучение - по мнению большинства учёных нашей и зарубежных стран, создаёт условия для оптимального развития их умственных способностей, для формирования их эмоционально-ценностного отношения к миру, их творческого мышления.

Проблемное обучение – это особая стратегия обучения, функция которого заключается в том, чтобы стимулировать активный познавательный процесс, воспитывать исследовательский стиль мышления, знакомить учащихся с логикой исследования. Проблемное обучение соответствует целям воспитания творческой активности личности.

Проблемное обучение – процесс организации и управления познавательной деятельностью учащихся, происходит на основе создания, решения проблемных ситуаций. Управление усвоением знаний осуществляется путём создания проблемных ситуаций и условия для их решения, воздействием на ведение поиска учащихся в процессе решения проблемы. Проблема является тем дидактическим рычагом, который делает задачу интересной для обучающегося.

Выделяют следующие методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я, Лернер):

1. Проблемная ситуация (постановка задачи, экспериментальное задание).

2. Организация коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемы.

3. Подтверждение правильности выводов.

4. Выдвижение готового проблемного задания.

5. Проблемное изложение материала.

6. Эвристическая беседа.

7. Наглядные методы проблемно-поискового типа (пособия, рисунки, схемы).

8. Проблемно-поисковые практические методы (упражнения, практические задания.

9. Исследовательские методы (работы исследовательского типа: опытная работа, эксперимент, лабораторный метод).

Основными методами проблемного обучения считают: проблемное изложение, эвристическую беседу, исследовательские методы.

Проблемное изложение – первый этап формирования творческого мышления. Этот метод предполагает изложение материала в виде проблемных вопросов ход решения которых показывает учитель. При этом учитель не предъявляет готовые знания, а раскрывает процедуру, путь и логику решения проблемы.

Эвристическая беседа – метод, который предполагает формулировку проблемы и её решение через систему проблемных, вытекающих друг из друга вопросов, решение которых шаг за шагом привело бы к конечному ответу, к приобретению новых знаний.

Исследовательский метод – является основным методом обучения опыту творческой деятельности учащихся. Этот метод предполагает постановку проблемы и её решение, которое самостоятельно осуществляется учеником. Деятельность учителя сводится лишь к построению такой системы заданий, которая бы обеспечила творческое применение учащимися знаний,

умений, к консультации и контролю за ходом исследовательской работы детей.

Проблемное обучение не навязывает школьнику знания. Оно опирается на его интересы, основывается на вере в способности ребёнка, в силу его интеллекта. Мышление начинается с проблемной ситуации, с того удивления, изумления, чувства неопределённости, неясности, которое переживает ребёнок при столкновении с чем-то новым, непонятным, неясным, неожиданным в процессе обучения. Именно это состояние психики, эмоций, чувств человека в условиях обучения и становится своего рода “толчком” к размышлению и умственному поиску.

Экскурсия как вид исследовательской деятельности

Во время проведения экскурсий в природу особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту и т.д.

Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсии учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы.

В методике выделяют три вида экскурсий:

  • иллюстративный (преобладает метод готовых знаний с элементами эвристической беседы );
  • исследовательский (преобладает метод исканий);
  • комбинированный ( оба метода присутствуют в равных долях).

В начальной школе, особенно в 1-2 классах, когда учащимся шесть-семь лет, организовать исследовательскую экскурсию порой невозможно из-за отсутствия у детей специальных и общеучебных умений, из-за слабого произвольного внимания.

Во время экскурсий учащиеся проявляют деятельную активность, интерес к наблюдаемым предметам и явлениям природы, хорошо усваивают учебный материал, и всё это происходит потому, что исследовательский подход более естествен для младшего школьника, больше соответствует природе ребёнка. В исследовательской экскурсии используется рефлекс на новизну, т.е. любопытство, любознательность.

Форма представления итогов исследований во время экскурсии:

  • оформление гербария, коллекции;
  • выставка рисунков, поделок, фотографий;
  • написание мини-сочинений по материалам экскурсии;
  • оформление устного сообщения.

Формирование исследовательских навыков
во время проведения игр-исследований

В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Для знакомства учащихся с методикой проведения учебных исследований необходимо провести два-три тренировочных занятия. Я готовлю карточки (можно слайды) с символическим изображением методов исследования: “Подумать”, “Спросить”, “Понаблюдать”, “Получить информацию из книг”, “Посмотреть по телевизору”, “Получить информацию из сети Интернет”, “Провести эксперимент” и др. Тему выбирают наиболее интересную все вместе. Учитель объясняет, что задача учащихся заключается в составлении небольшого сообщения о предмете, но для этого надо собрать всю доступную информацию. Далее, в ходе эвристической беседы выясняется, где можно найти информацию. Отвечая на вопросы учителя, ребята выстраивают логическую цепочку из карточек с символами (“Подумать” и т.д.).

Это и есть план исследования. Важно на этом этапе сообщить детям, что необходимо фиксировать все найденные результаты, чтобы не забыть. Показать учащимся, как можно сделать краткую запись или рисунок. Развитие навыков постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр-исследований.

Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого все работы учащихся с данными выкладываются на стол, чтобы все могли их видеть. Выясняется, что нового узнали участники исследования о предмете исследования, какие выводы можно сделать. В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления и творческих способностей младших школьников, они учатся выделять главные идеи видеть второстепенные, пытаются дать определения понятиям.

Как только информация обобщена, можно начинать подготовку сообщения по теме исследования.

Форма выступления может быть различной:

  • презентации; диспуты;
  • защита проекта, чертежа, схемы;
  • выпуск тематической газеты, журнала;
  • творческий отчет
  • проведение утренника; выступление агитбригады;
  • создание телепередачи и др.

В ходе исследования ребята должны научиться:

  • давать определения понятиям;
  • отмечать все необычное, малознакомое;
  • подобрать сравнения, метафоры;
  • сделать выводы;
  • найти пути дальнейшего изучения темы исследования;
  • готовить текст выступления;
  • готовить иллюстративный материал для выступления

Метод проектов как эффективное средство формирования
навыков исследовательской деятельности

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

2. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Типы проектов.

  1. Исследовательские.
  2. Творческие.
  3. Ролевые, игровые.
  4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные).
  5. Практико-ориентированные (прикладные).

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически и морально) для самих педагогов. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.