Цель: овладение умением выделять звуки [с,], [с] в словах, характеризовать их, находить буквы в тексте, сливая их в слоги.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
2. Основной этап.
Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение-загадку и постарайтесь отгадать, что это будет?
Хлопушки, конфеты, сосульки,
Шары золотистого цвета.
Подарки, мерцанье цветных огоньков,
Звезды, снежинки, гирлянды флажков;
Песни и пляски, и смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?... (Елка)
- А кто является главным действующим лицом на елке? (Дед Мороз)
- Произнесите второе слово по слогам. Сколько гласных? Сколько слогов?
Назовите последний звук, который слышится в этом слове? Давайте проверим, какой он? (Глухой)
Дед Мороз принес на елку ананас.
Какой звук слышите в конце этого слова?
- Значит, сегодня мы будем знакомиться с новой буквой, которая слышится в конце этих слов…
Значит, тема нашего урока будет….
Может быть, кто-то знает эту букву и покажет ее? На что она похожа?
Словно С повис над клёном
Серп луны на небе тёмном.
Свет волшебный с неба льёт -
Сказку в гости к нам зовёт.
Шёл конь, подковами звеня,
Как буква С следы коня.
Раз у нас праздничная елка, то в конце урока мы будем ее наряжать. Насколько она будет яркой и нарядной, зависит от вас, от вашей работы.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Кто услышал слова в этом стихотворении, которые начинаются со звука С? Назовите их.
- Придумайте сами слова, в которых звук с (твердый или мягкий) стоит в начале слова., в конце…При этом покажите, как он произносится: твердо или мягко.
А теперь подберите слова, начинающиеся на звук с к этим схемам.
- Кто считает, что он справился с заданием, прикрепите на елочку игрушку.
Дед Мороз предлагает вам игру “Доскажи словечко” (Учитель читает загадки, дети отгадывают, предметные картинки с отгадками прикрепляет на доску).
Больше всех на суше он,
Очень, очень, добрый… (Слон)Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!
Небольшая пёстрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто… (Синица)Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался… (Сом)
- Что объединяет слона, синицу и сома? (Они представители животного мира)
- С какого звука начинаются все эти слова?
3. Физминутка.
4. Работа со столбиками слов в учебнике. (С.58)
- Прочитайте названия букв. Покажите их в кассе букв.
- Прочитайте слова второго столбика, в которых буквой с обозначается твердый согласный звук “с”. (Спор, спорт)
- В каком слове буквой “С” обозначен мягкий согласный звук? (Сила)
- Прочитайте слова третьего столбика, в которых звук [с] слышится в конце слова и в начале слова.
- Прочитайте слова из четвертого столбика, которые отвечают на вопросы какой? что делали? что?
- К слову слабый подбираем слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? (Человек, спортсмен, пульс, удар, голос)
- Подбираем к словам четвертого столбика слова с противоположным значение: старт – финиш, слабый – сильный, строили – разрушали.
Чтение текста в парах по предложению.
- О каких видах спорта идет речь в тексте?
- Какие еще виды спорта вы знаете?
- Придумайте заголовок к тексту.
- Что значит “дружим со спортом”?
- А вы дружите со спортом? Для чего это надо делать? Где это может пригодиться?
5. Работа в рабочей тетради.
Расшифруй и запиши слово переданное азбукой Морзе. (С. 35 рабочей тетради)
6. Домашнее задание: еще раз прочитать текст и обсудить его с родителями, а также узнать, какими видами спорта увлекаются родители.
7. Итог урока.
С какой буквой и звуком мы сегодня познакомились?
Кто сегодня хорошо работал на уроке, погладьте себя по голове. (Эмоциональная разрядка)
Спасибо вам за урок.