Звуки [с'],[с], буквы С, с

Разделы: Начальная школа


Цель: овладение умением выделять звуки [с,], [с] в словах, характеризовать их, находить буквы в тексте, сливая их в слоги.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

2. Основной этап.

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение-загадку и постарайтесь отгадать, что это будет?

Хлопушки, конфеты, сосульки,
Шары золотистого цвета.
Подарки, мерцанье цветных огоньков,
Звезды, снежинки, гирлянды флажков;
Песни и пляски, и смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?... (Елка)

 

- А кто является главным действующим лицом на елке? (Дед Мороз)

- Произнесите второе слово по слогам. Сколько гласных? Сколько слогов?

Назовите последний звук, который слышится в этом слове? Давайте проверим, какой он? (Глухой)

Дед Мороз принес на елку ананас.

Какой звук слышите в конце этого слова?

- Значит, сегодня мы будем знакомиться с новой буквой, которая слышится в конце этих слов…

Значит, тема нашего урока будет….

Может быть, кто-то знает эту букву и покажет ее? На что она похожа?

Словно С повис над клёном
Серп луны на небе тёмном.
Свет волшебный с неба льёт -
Сказку в гости к нам зовёт.
Шёл конь, подковами звеня,
Как буква С следы коня.

Раз у нас праздничная елка, то в конце урока мы будем ее наряжать. Насколько она будет яркой и нарядной, зависит от вас, от вашей работы.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Кто услышал слова в этом стихотворении, которые начинаются со звука С? Назовите их.

- Придумайте сами слова, в которых звук с (твердый или мягкий) стоит в начале слова., в конце…При этом покажите, как он произносится: твердо или мягко.

А теперь подберите слова, начинающиеся на звук с к этим схемам.

- Кто считает, что он справился с заданием, прикрепите на елочку игрушку.

Дед Мороз предлагает вам игру “Доскажи словечко” (Учитель читает загадки, дети отгадывают, предметные картинки с отгадками прикрепляет на доску).

Больше всех на суше он,
Очень, очень, добрый… (Слон)

Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!
Небольшая пёстрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто(Синица)

Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался… (Сом)

- Что объединяет слона, синицу и сома? (Они представители животного мира)

- С какого звука начинаются все эти слова?

3. Физминутка.

4. Работа со столбиками слов в учебнике. (С.58)

- Прочитайте названия букв. Покажите их в кассе букв.

- Прочитайте слова второго столбика, в которых буквой с обозначается твердый согласный звук “с”. (Спор, спорт)

- В каком слове буквой “С” обозначен мягкий согласный звук? (Сила)

- Прочитайте слова третьего столбика, в которых звук [с] слышится в конце слова и в начале слова.

- Прочитайте слова из четвертого столбика, которые отвечают на вопросы какой? что делали? что?

- К слову слабый подбираем слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? (Человек, спортсмен, пульс, удар, голос)

- Подбираем к словам четвертого столбика слова с противоположным значение: старт – финиш, слабый – сильный, строили – разрушали.

Чтение текста в парах по предложению.

- О каких видах спорта идет речь в тексте?

- Какие еще виды спорта вы знаете?

- Придумайте заголовок к тексту.

- Что значит “дружим со спортом”?

- А вы дружите со спортом? Для чего это надо делать? Где это может пригодиться?

5. Работа в рабочей тетради.

Расшифруй и запиши слово переданное азбукой Морзе. (С. 35 рабочей тетради)

6. Домашнее задание: еще раз прочитать текст и обсудить его с родителями, а также узнать, какими видами спорта увлекаются родители.

7. Итог урока.

С какой буквой и звуком мы сегодня познакомились?

Кто сегодня хорошо работал на уроке, погладьте себя по голове. (Эмоциональная разрядка)

Спасибо вам за урок.