Урок географии "Закономерности распределения тепла и влаги на территории России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели и задачи урока:

  • Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России.
  • Познакомить с климатическими "рекордами" России. Формировать умение работы с климатическими картами и сопоставлять данные тематических карт и карто-схемс физической картой России и делать выводы на основе анализа карт.
  • Выявить различия отдельных регионов по комфортности жизни и условиям хозяйственной деятельности людей. Закрепить знания ранее изученных понятий и терминов.

Оборудование: климатическая и физическая карты России, электронные карты и климатограммы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Диктант на знание основных терминов по теме: "Климат"

На экране термины: суммарная радиация, изотерма, амплитуда, циклон, антициклон, атмосферный фронт, осадки, испаряемость, испарения, коэффициент увлажнения, изотермы.

Беседа по вопросам:

-Какие показатели (элементы) характеризуют климат? (Средняя температура января и средняя температура июля, годовое количество осадков, режим выпадения, господствующие ветры, воздушные массы.)

-Как распределяются показатели климата в России?

-От чего зависит распределение температуры воздуха?

-Как может повлиять на климат господство над территорией устойчивого циклона?

-Каковы закономерности распределения осадков на земле?

-Что такое амплитуда температур?

3. Изучение новой темы и в форме практикума.

Работа по изучению тематических карт, формулировка выводов на основе текста учебника 20.

Выявление особенностей зимнего сезона.

Используя рисунок 40 стр.97 определите где в России самая высокая ср t января, Самая низкая ср t января, как распределяются изотермы на территории России зимой ?

Почему таков ход изотерм?

Что влияет на распределение январских изотерм зимой?

Изотермы января над Россией вытянуты субмеридианально. На западе России средние температуры января -10 градусов, к востоку температура понижается в Восточной Сибири до -40 градусов, а на северо-востоке Сибири до -48 градусов.

Чем восточнее, тем холоднее зима. Изменение температуры идет не с севера на юг, а с юго-запада (там зима самая теплая) на северо-восток.

-Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой? (Это согревающее влияние морских умеренных воздушных масс приносимых с Атлантического океана западными ветрами.)

Выявление особенностей летнего сезона.

Используя рис.43 стр.99 определите где в России самая высокая срtиюля, Самая низкая ср tиюля, как распределяются изотермы на территории Россиилетом?

Почему таков ход изотерм июля?

Что влияет на распределение июльских изотерм?

Годовая амплитуда температур.

Важным показателем является годовая амплитуда среднемесячных температур января и июля.

-Подумайте, где на Земле амплитуда равна 0 градусов? (На экваторе, где весь год - лето.)

Вопрос: Как изменяется амплитуда колебания температур при движении с запада на восток? -О чём говорит увеличение амплитуды температур января и июля? (О континентальности климата.)

В России амплитуда увеличивается в направлении с запада на восток:

Мурманск-20 градусов

Салехард-35 градусов

Оймякон-58 градусов.

Учащиеся делают вывод, анализируя карту на стр.98 рис.42.:

Увеличение амплитуды температур свидетельствует об увеличении степени континентальности климата.

-Где в России самые холодные зимы? -Определите годовую амплитуду температур в городах Мурманск, Салехард, Оймяконе.

-О чём говорит увеличение амплитуды температур января? (О континентальности климата.)

Распределение осадков

-Как распределяются осадки на территории России?(анализ рис.44 стр.99)

-Где самые "мокрые" районы? Самые сухие?

-Какие факторы влияют на такое распределение осадков?

Анализируя карту учащиеся делают выводы и находят подтверждение в тексте учебника.

4. Практическая работа№16 "Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа по картам суммарной радиации, средних температур, коэффициентов увлажнения.

Определить и записать в колонки таблицы: суммарную радиацию, средние температуры января и июля, среднегодовое кол-во осадков, испаряемость коэффициент увлажнения и тип климата.

Пункт(город) Суммарная радиация Ср t янв

ср t июля

Среднегодовое кол-во осадков Испаряемость Кувл. Тип климата.  

Учащиеся сопоставляют климатическую карту и тематические карто-схемы в учебнике и формулируют вывод по оценке климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Города:

Санкт-Петербург;

Мурманск;

Петр.-Камчатский;

Екатеринбург;

Хабаровск.

Красноярск;

Норильск;

Якутск;

Сделать вывод.

Тетради с практической работой собираются на проверку у всего класса, т.к. это итоговая программная работа.