Цель урока систематизация знаний учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Задачи:
- Повторить правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей, умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.
- Совершенствовать у учащихся навыки устного счета, математическую речь.
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Создавать условия для проявления познавательной активности учащихся, расширения кругозора.
- Воспитывать чувство товарищества, вежливость, дисциплинированность, ответственность, честность. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и добросовестность.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.Г.Мордкович, И.И.Зубарева, презентация.
План урока:
- Организационный момент. (2 мин).
- Актуализация знаний. Устная работа.(5 мин)
- Повторение опорных знаний. (5 мин).
- Закрепление материала. (12 мин).
- Физкультминутка. (3 мин).
- Решение задач и примеров. (13 мин).
- Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
- Домашнее задание.(2 мин)
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Учитель: сегодня у нас необычный урок закрепления знаний, умений и навыков по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”. Необычность его в том, что это будет сказка. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний.
А какие сказки вы знаете? Да, есть самые разные сказки – это сказки о животных, волшебные, бытовые и др.
И сегодня мы вспомним, а точнее попадем в одну из них, но я вас познакомлю с ее математической версией. Надеюсь, вы поможете главному герою преодолеть все препятствия и преграды, которые встретятся на его пути. Итак, о ком же идет речь? Попробуем отгадать.
Задание 1. (Слайд 2) Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем.
2 + 0,2 6,75 – 3 3,1 + 2,487 7,8 – 0,5 14,7 – 1,3 |
Ш 7,3 Е 5,587 А 2,2 Л 3,75 А 13,4 |
(Алеша) |
III. Повторение опорных знаний.
Учитель: много богатырей – защитников Земли русской было с этим именем в разные исторические периоды, кто назовет нам их? (Слайд 3) Мы же поведем речь об Алеше Поповиче.
Кто изображен на этой картине? Кто ее написал? Где она хранится?
(Слайд 4) В славном городе Ростове у попа был единственный сын, звали его Алеша, по отцу Поповичем. Рос Алеша не по дням, а по часам. Вырос и стал учиться ратному делу. А во времена те лихие повадились войска тугарские землю русскую топтать, да русских людей неволить. Прискакала сила черная, собрала с жителей Ростова дань немалую. (Слайд 5) Обратились тогда жители к Алеше за помощью, вернуть золото и очистить от злых людей землю русскую. Но предупредили, чтоб один не ходил. Ребята! Давайте поможем Алеше и его друзьям.
Задание 2. (Слайд 6) Ответьте на вопросы:
1) Как сравнить десятичные дроби?
2) Как сложить десятичные дроби?
3) Как вычесть десятичные дроби?
Задание 3. (Слайд 7) А вот и первое препятствие, чтобы выйти из города необходимо отгадать шифр замка – это разряд числа 0,987654321,в котором находится цифра 7. Ребята! Помогите Алеше.
(Слайд 8) Не успели выйти за ворота, а там пропасть и перебраться через нее можно лишь перекинув мост из равных дробей.
Задание 4. Найдите равные дроби и помогите друзьям перебраться через ров:
0,5 0,050 0,005
0,5000
0,00050 0,50
IV. Закрепление материала.
Учитель: перебрались через мост и попали в волшебный лес, здесь нужно двигаться осторожно, и чтобы не заблудиться, друзья решили оставлять стрелки – математические знаки. Давайте, им поможем. (Слайд 9)
Задание 5. (Слайд 10) Решают в тетрадях и по очереди выходят к доске.
Сравните дроби:
3,005 3,02 4,73 4,703
0,07 0,028 0,18 0,178
8,16 8,016 2,04 2,401
53,60 53,600 5,123 5,321
0,0202 0,2020 1,033 1,0330
Учитель: благополучно выбравшись из волшебного леса, друзья вышли к домику Святогора и очень этому обрадовались, ведь, если Святогор видел тугарино войско с золотом, он им укажет путь. Но Святогор уже довольно стар, и так как память стала его подводить, он все записывает. Надо постараться разгадать его записи, и тогда мы узнаем, куда направился Тугарин – змей.
Задание 6. (Слайд 12)
Учитель: Молодцы! Справились с заданием. Записи Святогора указывали на дорогу к пещере, ведь именно там он последний раз видел войско Тугаринское. И вот мы уже у пещеры. Войдя в нее, Алеша увидел на стене пещеры наскальные надписи и рисунки, чтобы двигаться дальше, нужно помочь их разгадать.
Задание 7. (Слайд 13) Восстановите в записях запятые, чтобы данные равенства были верными:
а) 57 + 23 = 8;
б) 8 + 103 = 903;
в) 34 + 28 = 314;
г) 13 – 3 = 1;
д) 105 – 42 = 63.
Учитель: вы не устали от столь длительного перехода? Давайте немного отдохнем. Лучший отдых – это смена деятельности.
V. Физкультминутка. (Слайд 15)
VI. Решение задач.
Учитель: пора в путь, а где же выход из пещеры, за какой он дверью? Ключ от ворот за одной из четырех дверей.
Задание 8. (Слайд 16) Выполните действия и найдите число, соответствующее номеру двери. (Каким числом может быть номер?)
12,5 :10;
0, 103·100;
87,2:100;
0,4·10.
Учитель: вы справились и с этим заданием, молодцы! И отправились друзья дальше. Вот вышли они на огромную поляну, а на ней камень, на камне надписи, что это? Да, это уравнения, если их решить, то больший из корней этих уравнений укажет дорогу. А для того, чтобы не терять время, поступим так. Каждый ряд решает свое уравнение, а один представитель от каждого ряда решает его у доски. Будьте внимательны. Не допустите ошибки, чтобы не потерять драгоценное время. (Трое решают у доски, затем проверяют.)
Задание 9. (Слайд 17) Решите уравнения и сравните их корни, больший укажет путь
Вариант 1: 9,3 + 4х = 17,3
Вариант 2: 13,5 – 3х = 1,5
Вариант 3: 2х – 8,6 = 1,4
Учитель: быстро справились с заданием. И вот впереди лес, где спрятался со своим войском Тугарин – змей, мы почти у цели, но перед лесом – огромный ров, как через него перебраться? Нужен мост. Алеша быстро сообразил: можно перекинуть через ров деревья и по ним перебраться на другую сторону, но какой они должны быть длины? (Слайд 18) Помогите решить эту задачу. Ширина рва 2,5 м, но учтите, чтобы мост не провалился нужно, чтобы часть бревна не менее 0,8 м с каждой стороны рва лежала на земле.
Задание 10.Вычислите длину моста, если ширина рва 2, 5 м и не менее 0,8 м бревна должно находиться на земле с каждой стороны рва.
Учитель: мост перекинут! В путь! Мы у цели. Алеша с его верными спутниками сразился с тугариным войском и победил в битве. Повязав врага, забрав золото, они двинулись в Ростов. Жители города были счастливы. (Слайд 19)
VІI. Итог урока.
Молодцы! Не без вашей помощи Алеша одолел Тугарина – змея. Давайте посмотрим на сколько каждый смог помочь?
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Анкета для проведения рефлексии.
Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив “галочкой” выбранный ответ | ||
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. Своей работой на уроке | доволен | не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким | длинным |
4. За урок я | не устал | устал |
5. Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен | не понятен |
полезен | бесполезен | |
интересен | скучен |
VIII. Задание на дом. П.42; № 749; 736. (Слайд 20)
“От сказки душе счастье и уму раздумье”.