Классный час "Замечательные люди моей родины"

Разделы: Классное руководство


Классный коллектив разбит на 3 группы.

Учитель. Уже на протяжении многих лет в сентябре мы празднуем день города, так как статус города Орехово-Зуево получил 21 сентября 1917 года, когда были объединены село Никольское, Орехово и Зуево. В этом учебном 2011-2012 году мы так же посвящаем классный час нашей маленькой Родине, нашему горячо любимому городу Орехово-Зуево. Городу, чье историческое прошлое и настоящее заслуживает большого внимания.
– Давайте заглянем в прошлое.

В 1823 г. зуевский крепостной крестьянин Савва Васильевич Морозов (1770-1860) выкупил за 500 руб. у помещика Рюмина свободные земли на правом берегу реки Клязьмы на пустоши Плесы. У него было 5 сыновей и дочь. Сюда в 1830 году Морозов перенес из Зуева товароотделочное и красильное заведение. Местечко получило название Никольское в честь погоста Николы в Орехове, а также в честь пуска здесь первой фабрики в день Николая Чудотворца. Впоследствии и главная улица этого рабочего поселка стала называться Никольской. С. В. Морозов развернул широкое строительство в Никольском фабрик, заводов, казарм для рабочих. В 1847 году он построил громадную бумагопрядильную фабрику с ткацким отделением, считавшуюся по тем временам самой крупной фабрикой в России.
В 1860 году С.В. Морозов образовал торговый дом «Савва Морозов с сыновьями».
По фамильному древу Савва Васильевич, его сын Тимофей Савич (1830-1889) сделали все, чтобы их внук и сын Савва Тимофеевич пошел уже дальше в ногу со своим временем, достойно продолжил их дело.

1 ученик. С. Т. Морозов (1862-1905 гг.) До 14 лет Савву обучали преподаватели дома, родители определили Савву в Московскую гимназию, где он проучился 6 лет.
Затем Савва, увлеченный математикой и химией, поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, а брат его Сергей – на юридический факультет этого престижнейшего учебного заведения. Братья сдела­ли свой выбор самостоятельно, и родители не мешали им.
Основным предметом в программе обучения естественного отде­ления физмата, на котором учился Савва, была химия. Ее изучали не по учебникам, а на практике в известной всей России того времени лаборатории профессора В. В. Марковникова. С особым рве­нием студенты университета, и Савва в том числе, посещали лек­ции профессоров К. А. Тимирязева, А. Г. Столетова и других ученых-светил.
Но интересы студента Саввы Морозова не ограничивались лишь естественными науками. Он увлеченно изучал философию и полит­экономию, с огромной радостью посещал лекции своего бывшего домашнего учителя В. О. Ключевского, который впоследствии стал академиком, а затем и почетным академиком Петербургской АН, автором научных трудов по истории крепостного права, сословий, финансов.
Интересными для Саввы были и занятия у весьма именитого русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова.
В 1887 году Савва Тимофеевич получил аттестат об окончании Императорского Московского университета.
Далее он едет в Англию, где знакомится с опытом англичан в текстильной промышленности. Он слушал лекции в Кембриджском университете, в Манчестере и Ливерпуле, приглядывался к работе мастеров по ткачеству, прядению и крашению. Затем он вернулся в Орехово и стал исполнять обязанности технического директора Никольской мануфактуры.

Учитель. Еще до возвращения его из Англии произошла забастовка рабочих, которая именуется Морозовской стачкой. Это было 19 января 1885 года. Тогда в январе 1885 года рабочие бастовали фактически 17 дней. Это было первое политическое выступление российского пролетариата против самодержавия.
Известно, что В.И. Ленин высоко оценивал потенциальные революционные возможности орехово-зуевского пролетариата. В книге «Развитие капитализма в России» он, говоря об Орехово-Зуеве, подчеркивал, что « по числу рабочих оно уступает только столицам. Ленин неоднократно критиковал в своей газете «Искра» С. Морозова за эксплуатацию рабочих.
Но Савва Тимофеевич не обижался, а продолжал давать деньги на выпуск газеты.
В Орехово-Зуево приезжали такие видные революционеры, как Н.Е. Федосеев (1892г.), В.И. Ленин (1895г.), И.В.Бабушкин (1901г.), Л.Б. Красин (1904г.), Н.Э. Бауман и другие.
С 1886 года Савва Тимофеевич управляет производством, начинает думать об улучшении жилищных проблем рабочих. Были выделены средства на строительство новых казарм. За 2 года было построено 40 казарм. В том же году Сергей Тимофеевич Морозов, брат Саввы знакомится с художником Исааком Левитаном (1860-1900) и предоставляет ему помещение для мастерской. Здесь были созданы его лучшие картины.
В 1894-95 г. при Никольской мануфактуре была открыта богодельня, которую содержала мать Саввы Мария Федоровна. Сейчас это здание старого корпуса государственного педагогического института.
В конце прошлого века в районе нынешнего пединститута росла роща. В самом ее центре на расчищенной площадке фабрикантами Морозовыми была выстроена открытая сцена с артистическими уборными под ней. Справа располагался буфет, а вокруг него в землю были врыты круглые столы со скамейками. На северном участке рощи стоял Летний деревянный двухъярусный театр с боковыми местами и большой сценой. Построен он был на средства Сергея и Саввы в 1887 году. По воскресным дням в летнем театре выступали местные и приезжие артисты, ставили комедии, драмы, пьесы, такие, как "Братья-разбойники". "Дети капитана Гранта" и даже "Отелло". С утра в выходной день рабочие семьями и группами, с корзинками с провизией, самоварами, шли
на гулянье в парк, который официально назывался "Парк народного гуляния господ Морозовых". Столы у буфета в парке занимались на весь день.
Театр расположен в прекрасном парке, где рабочие за сравнительно ничтожную плату могут получить: чай, молоко, квас и прочее – за исключением спиртных напитков.
Савва хорошо знал литературу, дружил с Чеховым, ездил с ним в Пермский край в поисках сырья для своих фабрик и приобретая земли там он построил школу, присвоив ей имя писателя. Практически на средства Саввы было построено здание МХТ в Камергерском переулке, и морозовский архитектор Шехтель безвозмездно подготовил проект нового здания.
Убедившись, что тяга к настоящему искусству – это не только привилегия столиц, Савва Тимофеевич в 1904 году закладывает в Орехово-Зуеве Зимний театр, который в городе называли Большим. И такого названия он вполне заслуживал. Здание создавалось по планировке весьма сходное с МХТ. 1350 мест – такова была вместимость зала с партером, двумя ярусами и балконом.
Так складывались события, что завершать строительство одного из сокровенных детищ Саввы Морозова довелось Зинаиде Григорь­евне и их сыну Тимофею. В 1911-м году здание Зимнего театра освятили, 1912 год отмечен в Орехово-Зуеве – торжественным открытием красавца Зимнего театра со зрительным залом на 1350 мест, где в течение трех вечеров труппа Московского Императорского Большого театра давала торжественно-героическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя».
Газеты Орехово-Зуева писали в день открытия театра: «Наш город стал богат и славен театральным искусством... Близкое знакомство, деловые и дружеские отношения Саввы Тимофеевича Морозова со Станиславским, Горьким, Шаляпиным, Чеховым, и другими деятелями культуры России, любовь его к театру, постройка общедоступных театров дали возможность рабочим и служащим фабрик Орехово-Зуева приобщаться к большому искусству».
Зимний театр, достроенный уже после смерти Саввы Морозова, стал первым в России общедоступным драматическим театром, специально построенным для рабочих.
В 1912 году в центре Никольского архитектором Бугровым был построен трехэтажный дом для русских служащих текстильных фабрик (в народе дом назван «Бугров дом»), ныне известный как старое здание дома Советов. Четвертый этаж построен в советское время. Напротив дома Бугрова находился Морозовский сад (ныне горпарк) с дачей М.Ф. Морозовой. В особняке Морозовых в 1902 году гостил A.M. Горький.
В наш город, славящийся революционными традициями приезжали поэты, писатели, певцы и других литературные деятели. В 1918 году в наш город приезжал Ф.И.Шаляпин, в Парке 1 Мая он давал «благотворительный » концерт. В середине концерта раздался гром и пошел дождь, но никто из зрителей не ушел, все слушали со вниманием, как Шаляпин пел «Дубинушку». Кроме этого Шаляпин побывал в 3-ей школе, в конторе хлопчатобумажного комбината. Он подолгу и с интересом разговаривал с людьми нашего города.
Построенный фабрикантами Морозовыми и открытый незадолго до первой мировой войны, театр в советское время часто менял названия: кинодрамтеатр, городской дворец культуры. В последнее время его все чаще называют зимним.
Фабриканты Морозовы были меценатами и занимались благотворительностью. Кто нашел расшифровку этим словам?

2 ученик. Меценат – бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и искусства. Из Древнего Мира пришло к нам понятие меценатства.
Меценат (Maecenas) Гай Цильнис, живший между 74 и 64 г. до нашей эры, был приближенным римского императора Августа, исполнял его дипломатические, политические и частные поручения: примерял противников, успокаивал народные волнения, используя свое влияние, смягчал жестокость императора, которая могла бы навредить самому Августу. Лучшие поэты того времени, Вергилий и Гораций, пользовались поддержкой Мецената. Он устраивал роскошные пиры и угощения для людей искусства. Покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным. Сейчас меценатством называется направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства, реже – науки. Меценатство не предусматривает запланированной, заранее намеченной выгоды.

3 ученик. Благотворительность. Под словом "благотворительность" в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения – больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Богодельня – это благотворительное учреждение для престарелых или неспособных к труду людей. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства.
Путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны. Можно сказать, что крупное предпринимательство является основой благотворительности. Сначала наживается немалый капитал, а затем уже появляется возможность жертвовать.

Учитель. Ребята, а известно ли вам слово – «филантроп»?
В переводе с греческого – покровитель нуждающихся, приверженец благотворительности. А можно ли назвать Морозовых филантропами?

Ученики. Можно.

Далее ученики делают выводы.

Савва Тимофеевич Морозов принадлежит к числу необычных, удивительных людей, достойных памяти народа. Его деятельность протекала в бурное, сложное, неоднозначное время: рушились старые авторитеты, взгляды; все новое неумолимо врывалось в повседневную жизнь. Родившийся и выросший в консервативной купеческой среде, он во многом преодолел религиозные предрассудки, смог понять или почувствовать насущные задачи общественного развития.
История Морозовых – это история превращения крепостных крестьян, самоучек в высококвалифицированных бизнесменов, истинных интеллигентов и утонченных ценителей искусств.

4 ученик. В суровых и трудных российских условиях, Морозовы своим повседневным трудом, предпринимательской хваткой и огромным интеллектуальным напряжением создали гигантские по тем временам, на высоком техническом уровне свои предприятия, участвовали в сооружении железных дорог, учреждении банков, в экономическом освоении окраин России.
Наряду с этим как истинные патриоты своего Отечества они прославились своими благотворительными делами, созданием театров, выдающихся музейных коллекций, учебных заведений, больниц, храмов, богаделен.

Учитель. Внук Саввы Тимофеевича Морозова – его полный тезка Савва Тимофеевич Морозов (1911-1995) был московским журналистом и писателем. Участник Великой Отечественной войны, почетный полярник, автор романа «Льды и люди», «Дед умер молодым». Несколько раз приезжал в Орехово-Зуево, встречался с общественностью города, выступал в краеведческом музее и Зимнем театре. На вопрос журналистов «Что у вас от деда?» Савва Тимофеевич ответил: – Чувство общности со страной. Я – русский и горжусь этим, хочу познать как можно больше, как дед люблю театр
.
Значительную роль в истории нашего города сыграл музыкант Яков Флиер.

5 ученик. В 1912 году родился в нашем городе Яков Флиер, выдающийся российский музыкант, вписавший строки в летопись отечественного фортепианного искусства, в историю российской музыкальной культуры. В раннем детстве мама обучала его нотной грамоте. Двоюродная сестра Якова, студентка Московской консерватории, приехавшая в Орехово-Зуево навестить родных, обнаружила у брата замечательные способности и стала настаивать, чтобы братца отдали в «хорошие музыкальные руки». В1923 году его семья уехала из Орехово-Зуево. А 17 января 1971 года Флиер приезжал в родной город. Во дворце культуры Ореховского хлопчатобумажного комбината наш земляк – пианист, получивший мировое признание, давал концерт. В этот памятный вечер звучала музыка Рахманинова, Шопена и Скрябина. Прощаясь с народным артистом СССР, корреспондент поинтересовался: «За 40 лет жизни в искусстве вы дали много концертов. Какой из них самый памятный?» – «Самые памятные и дорогие – 10 благотворительных концертов, которые я играл в осажденном Ленинграде зимой 1942 года – ответил Яков Владимирович. – «В зале холодище. Лишь у рояля несколько обогревателей: трудно было ленинградцам, а в зале – ни одного свободного места». Флиер много гастролировал по миру, везде у него были ученики, поклонники его таланта . Умер он в 1977 году. У нас в городе есть улица имени Якова Флиера, где расположена школа искусств. В юбилейные годы Флиера по приглашению руководства города и школы искусств к нам приезжают именитые музыканты и преподаватели Московской государственной филармонии, а также его студенты из США, Австралии, Молдавии. А с 1993 года проводится Всероссийский конкурс юных пианистов имени Якова Флиера.
В настоящее время то же существует благотворительность. Как говориться в народе «Мир не без добрых людей». У нас есть и предприятия и благотворительные фонды и просто люди, которым не безразличны проблемы нуждающихся.

8 Ученик.

Как бы жизнь ни летела,
Дней своих не жалей
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Так живем на Земле.

Учитель. Ребята, готовясь к классному часу, вам было дано задание найти информацию о благотворительном фонде или о спонсоре. Какой материал вы нашли?

1 группа. Детский дом-школу поддерживает благотворительный фонд «Дети России» города Москвы, членом попечительского совета которого является актриса Мария Шукшина.
Фонд помог в ремонте и оборудовании кабинета домоводства и столярной мастерской.
Мария Шукшина и Павел Рогожин – учитель кулинарного искусства, представители компании Lacoste приезжали в 2009 году к нам в город, в детский дом.
Дети провели экскурсию по своему дому, показали, как они живут, учатся и проводят свободное время. А после пресс-конференции началось волшебство кулинарии в новом кабинете домоводства, где дети под чутким руководством Марии Шукшиной и Павла Рогожина и его помощника Алексея Беседина приготовили греческий салат, куриную грудку с цукини, и творожный грушевый десерт.
В процессе работы дети узнали не только рецепты приготовления блюд, но и простые основы – как правильно выбирать и нарезать овощи, сыр, правильно жарить куриные грудки, взбивать крем и делать вкуснейшие соусы, красиво оформлять и подавать блюда.
После завершения готовки у всех была возможность сфотографироваться, получить автографы и рецепты приготовленных блюд на память.

2 группа. Сергей Борискин, наш земляк, гармонист организовал в 1989 году в городском парке клуб «Играй, гармонь!». Через несколько лет к ним примкнули любители со всего Подмосковья, их по праву считают пропагандистами народной песни. Они принимали участие во Всероссийских фестивалях, знакомились с музыкантами из других областей. Наш земляк попал в первую золотую десятку гармонистов России. Каждый его концерт – это маленькая победа русской музыки, песни, культуры. 2005 год Сергей посвятил благотворительной деятельности под девизом «Поставим памятник гармони». Открытие памятника гармонисту Василию Теркину проходило во время празднования дней города в сентябре 2009 года.
Дом Сергея – гостиница для творческих людей, поэтов, художников, бардов-гитаристов, где проводятся вечера, обмениваются опытом. В нем – музей и мастерские, студия звукозаписи и школа для обучения игры на гармони и балалайке.
Он дал около 130 благотворительных концертов.
Как говорит Сергей Борискин – центр «Святой исток» большое значение придает патриотическому воспитанию молодежи. С коллективом гармонистов я выступаю в школах нашего города и района.
Знакомлю детей с историей инструмента, с новыми песнями, коллекцией заслуженных
медалей, приношу подарки, диски. Участвую в организации досуга пожилых людей в домах престарелых, интернатах, больницах. В рамках акции «Деревенская радость» мы выступали в сельской местности. Ежедневно проводили по пять концертов. В ответ получили тысячи благодарностей, улыбок, писем, поздравлений.
3 группа. Мы прочитали о детско-молодежном православном лагере «Благовест», который не один год бывает на отдыхе в бывшем здании лагеря «Юность», помещение которого бесплатно предоставил ОАО НПП Респиратор. В лагере отдыхало 100 детей из воскресных школ со всего Подмосковья. В лагере работал духовный наставник, вместе они посещали храмы в городе, богослужения, проводили различные конкурсы и спортивные мероприятия. Закончился лагерь 2 августа.

Учитель. Молодцы, ребята. А теперь давайте заглянем в будущее нашего города и посмотрим, кто как себе это представляет.

Ученики фантазируют, мечтают, представляют город Орехово-Зуево в будущем.

9 ученик. Говорит о строительстве объездной дороги, чтобы тяжелогрузные машины не заезжали в город и не создавали пробки, чтобы город не задыхался от выхлопных газов.

10 ученик говорит о том, чтобы в городе появились крупные предприятия (например совместные с ведущими мировыми производителями бытовой техники или комплектующих к автомобилям) и больше людей тогда работали в нашем городе, а не в Москве.

11 ученик мечтает, что бы детей в детских домах было как можно меньше, чтобы родители не бросали своих детей, а сами о них заботились

Учитель. Викторина. Кто быстрее ответит на вопросы, та команда победит.

1. Главная улица старого Орехова (Никольская)
2. Человек, любящий свою родину, готовый подчинить свои интересы интересам отечества. (Патриот)
3. Греческое название покровителя нуждающихся. (Филантроп)
4. Фамилия основного мецената старого Орехова. (Морозов)
5. Название театра в Орехово-Зуеве. (Зимний)
6. Покровитель нуждающихся. (Благотворитель)
7. Фамилия музыканта, чье имя носит улица, где расположена школа искусств (Флиер)
8. Покровитель науки и искусства. (Меценат)
9. Современное название благотворителя. (Спонсор)

Итог

– Завершая мероприятие, хочется верить, что подрастающее поколение, а именно вы, ребята, выучившись, получив профессию не забудете про свой родной город, а станете приумножать его богатства, прославлять своим трудом и благотворительностью. Ведь мы с вами любим родной город, а кто любит свой город, значит любит свою страну – Россию. Поэтому мы – патриоты своей страны.

Выводы ребят о мероприятии

Нужно любить свою малую родину, изучать ее историю, всегда помнить замечательных людей нашего города, жить, учиться и трудиться на их примере. Делать все для процветания нашего края-то есть быть патриотом своей Родины.

Литература:

  1. В. Н. Алексеев, В. С. Лизунов «Моя малая родина» изд. Орезово-Зуево 1998 г.
  2. М. Д..Барышникова «Все родное и близкое».Изд Орехово-Зуево 2007 г.
  3. Составитель А. Верюжский, под ред. Поляковой «Город на Клязьме» М. Московский рабочий 1977г.
  4. А. Д. Коновалов «Записки старого ореховца» изд. Орехово-Зуево 2002 г.

Приложение 1