Цели: образование существительных с помощью суффикса -ниц-, укрепление физического здоровья детей.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- учить образовывать и правильно использовать существительные, образованные с помощью суффикса -ниц-;
- вводить новые слова в предложения.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже;
- развивать умение регулировать положительные и отрицательные эмоции;
- развивать артикуляционную и глазодвигательную моторику посредством игр;
- развивать умение дифференцировать движения пальцев рук;
- развить речевое дыхание и голос;
- развивать умение координировать речь с общими движениями;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, строго следуя правилам обращения с посудой.
Оборудование:
- герой Самовар-Самоварыч;
- предметные картинки – продукты питания и посуда;
- муляжи продуктов;
- простые сюжетные картинки по теме;
- картинка с наложенным изображением.
Ход занятия | Элементы здоровьесберегающих технологий |
1. Организационный момент | |
Психогимнастика “Живой чайник”
Дети застывают в определенной позе, изображая чайник, показывают у чайника носик, ручку. Педагог предлагает почувствовать напряжение, а затем – расслабление, изображая разбившийся чайник, дети в это время опускают голову и руки. Чайник разбился – у детей на лицах испуг и огорчение; купили новый – радость. Педагог напоминает о том, что разбитая посуда может быть опасна и нужно всегда помнить о правилах обращения с ней. Педагог сообщает детям о том, что для каждого продукта есть своя посуда, с которой они познакомятся на занятии. |
Использование мышечной и эмоциональной релаксации по контрасту с напряжением. |
2. Основная часть | |
Повторение пройденного | |
Игра с мячом: Назови со словом “много”: чашка - много чашек. тарелка – много тарелок стакан – много стаканов и т. д. |
Развитие ловкости и чувства равновесия при ловле и отбрасывании мяча. |
Артикуляционная гимнастика с сочетанием движений кистей рук (биоэнергопластика) | |
Изображение кувшина с узким и широким горлышком: упражнения “Рупор” и “Дудочка”, чашечки, блюдца: упражнения “Чашечка” и “Лопаточка”, сочетая движения артикуляционного аппарата с кистями рук. | Развитие гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с кистями рук. |
Новая тема. | |
Появление Самовара-Самоварыча с
продуктами (муляжами) и посудой. Дети выбирают
себе продукты и садятся на свои места. а) Игра “Помогай-ка” Дети помогают Самовару-Самоварычу разложить продукты в соответствующую посуду; при этом герой чётко проговаривает названия посуды, интонационно выделяя часть слова -ниц-. Если ребенок дает правильный ответ, то соответствующий муляж кладётся в нужную посуду: сахарница-…сахар, конфетница-…конфеты, салатница-…салат, салатница –… салат, селедочница –… селедка, хлебница –… хлеб, сухарница –… сухари, супница –… суп, перечница – …перец. Затем дети повторяют новые слова. б) Игра “Разложи продукты по своим местам”: работа в парах по предметным картинкам на закрепление новых слов. |
|
Пальчиковая гимнастика | |
В сахарницу сахар насыпаем, (Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук.) Хлеб и булку в хлебницу кладем. (Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.) Вкусный суп мы в супницу вливаем, (Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.) А в солонку соли наберем. (Сгибать одновременно мизинцы.) |
Развитие координированных движений пальцев левой и правой руки в процессе речи. |
Составление предложений с новыми словами по простым сюжетным картинкам | |
Составление предложений по простым сюжетным картинкам (Мальчик насыпает сахар в сахарницу. Мама наливает суп в супницу, и т.д.) | |
Физминутка с сочетанием глазодвигательной и дыхательной гимнастики | |
Я – маленький чайник, на столе
начальник, (повороты туловища вправо и влево, руки на поясе) Вот моя ручка, ручка – ручка закорючка, (правую руку вытянуть перед собой, затем на пояс) Вот мой носик, носик – вопросик, (левую руку вытянуть перед собой, затем на пояс) Вот мои подружки, чашки и кружки, (взять со столов картонные разноцветные чашки) Взгляд налево отведу – чашку красную найду. Теперь вправо посмотрю – чашку синюю найду. Затем подуть на чашку с горячим чаем. |
Развитие умения координировать
речь с общими движениями. Снятие зрительного утомления и укрепление глазодвигательных мышц. Развитие направленности и силы воздушной струи. |
Составление графической схемы предложения. Анализ предложения | |
3. Итог занятия | |
Самовар-Самоварыч показывает
детям салфетки и спрашивает название посуды,
предназначенной для них. Дети складывают салфетки и помещают их в салфетницу. Самовар-Самоварыч доволен работой детей, предлагает улыбнуться соседу и погладить друг друга по голове |
Развитие точных
дифференцированных движений пальцев рук. Снятие эмоционального напряжения с применением элементов массажа. |