Авторская дидактическая игра "Матрешкины сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дидактическая игра — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для детей - учёба, труд, способ познания окружающего, форма воспитания.

“Программа воспитания в детском саду” предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: “С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни”. Особенность дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей.

Авторская дидактическая игра “Матрешкины сказки”

создана мною именно с этой целью она включает в себя следующие элементы: дидактические задачи, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

У воспитателя всегда есть возможность проявить творчество, профессионализм и спланировать задачи, содержание, правила и игровые действия по своему усмотрению, учитывая педагогическую необходимость.

Дидактические задачи разнообразны, постоянно меняются и зависят от того какую цель ставит воспитатель. В своей работе определяю цели и задачи, учитывая рекомендации комплексной программы воспитания, образования и развития детей “РАДУГА”. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком успешнее, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Правила игры: определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели, развивают у детей различные способности, воспитывают терпимость, доброжелательность, сдержанность,

Игровое действие: это проявление активности детей в игровых целях: отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль, придумать сюжет, и т.д. детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Наличие игровых действий в дидактической игре, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Формирование у детей психических качеств в игре: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, дети применяют в игре имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируются разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Воспитание в игре: правильных взаимоотношений между детьми. В процессе игры дети проявляют чуткое отношение к друзьям, учатся быть справедливыми, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

Предлагаю один из вариантов использования авторской игры “Матрешкины сказки”.

Дидактическая игра “Путешествие Матрешек в сказку “Курочка ряба”
для детей 4-5 лет

Программные задачи:

  • формировать навыки счета;
  • формировать геометрические представления;
  • закреплять знания цвета;
  • развивать творческие и театральные способности;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, воображение;
  • воспитывать терпение, уважение к окружающим.

Предварительно воспитатель подготовил дополнительный дидактический материал: разноцветные ленточки разной длинны (дорожки), крупные плоскостные цветные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (домики), шапочки для матрешек к сказкам “Курочка ряба”, “Три поросенка”.

Правила игры и игровые действия.

В игре участвует 4 ребенка. Каждый ребенок берет по матрешке, на столе разложены разноцветные дорожки разной длинны, домики (цветные геометрические фигуры) возле каждой фигуры по 2 маски для матрешек (одна героя сказки “Курочка ряба”, другая “Три поросенка”). Каждая Матрешка должна найти самую короткую дорожку к домику, назвать какой геометрической формы домик, какого он цвета, выбрать (из двух) маску для матрешки к сказке “Курочка ряба”. После выполнения игровых действий дети инсценируют сказку “Курочка ряба”.

Вариантов игры огромное количество, все зависит от желания, фантазии и желания учить детей играя. Уважаемые коллеги, желаю творческих успехов!