Цель урока: расширение знаний учащихся о птицах.
Задачи урока.
Образовательные.
- Познакомить с мероприятиями по охране птиц.
- Определить для чего нужны птицы.
- Формировать знания о птицах Кемеровской области (г. Новокузнецка).
Развивающие.
- Развивать мышление, память.
- Развивать речь (при высказываниях своего мнения).
Воспитательные.
- Воспитывать бережное отношение к птицам.
- Воспитывать уважение к чужому мнению.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, запись голосов птиц, иллюстрации птиц, кормушки для птиц, стихотворный материал, мультимедия.
Ход урока
I. Организация класса.
Тут зверюшки и пичужки.
Игры, песни, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
II. Стадия вызова.
1. Сейчас мы послушаем музыку леса.
- Что вы услышали? (Голоса птиц)
2. Два раза родится, один раз умирает.
В большой комнате – избушка, а в избушке – щебетушка. (Птица)
Сегодня на уроке мы ответим на вопросы:
- Для чего нужны птицы?
- Как человек заботится о птицах?
- Какие птицы живут зимой в нашем крае?
III. Стадия осмысления.
1. Рассмотрите птиц, изображенных на доске.
- Кто знает их названия, какие это птицы? (Ласточка, снегирь, сова, цапля, воробей, галка, грач, ворона)
- Какие из этих птиц улетают осенью на юг? (Перенести на другую сторону доски ласточку, грача, галку, ворону)
- Ребята, а эти птицы живут в доме? Человек заботится об этих птицах? (Нет, они сами добывают себе пищу, это дикие птицы)
2. А сейчас давайте откроем учебник на с. 73, познакомимся с другими птицами. Прочитайте задание. (Назови взрослых животных)
- Кто изображен на рисунке?
- Они живут в лесу? Какие это птицы? (Домашние)
Давайте решим задачу: мама у цыплят кто?
Сидит птах на белых горах,
Дожидается из скорлупы живого.
(Появляется на доске изображение курицы, ниже – надпись “цыплята”)
- У утёнка кто мама?
(Появляется на доске изображение утки, ниже – надпись “утёнок”)
- У гусят кто?
Красные лапы,
Длинная шея,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки!
(Появляется на доске изображение гуся, ниже – надпись “гусята”)
3. Посмотрим на следующее задание в учебнике на с. 73, прочтите его.
- Кто прочитает стихотворение Ю. Кушака?
- Как вы думаете, ребята, верно ли охарактеризовал автор этих птиц? Почему вы так считаете?
- Какие слова и звуки помогли определить что действительно идёт треск?
4. Физминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки - на плетень.
Тири-тира, тень-тень-тень.
5. Какую птицу вы чаще всего видите на улице? Правильно ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Загадка:
Морозов не боится,
живет среди людей
Зимующая птица,
Бесстрашный. (Воробей)
- Почему всегда около человека? Мы сейчас прочитаем про воробья в учебнике на с. 74
(Чтение хорошо читающими детьми по-цепочке)
- Почему воробью понравилось в метро?
- Воробей – это домашняя или дикая птица? Почему вы так считаете?
Интересно, что этой простой птичке поставлен памятник в Америке в г.Бостоне. А случилось это так. В прошлом столетии птицы расселялись с помощью человека. Из Англии в Америку привезли 8 пар этих птиц. Они быстро освоились на новом месте. Однажды вблизи Бостона появилась огромная масса гусениц. Они стали уничтожать поля, сады, посевы, овощи. Людям грозил голод. К счастью, воробьи полетели на поля и вмиг справились с гусеницами. В честь такого важного события жители г.Бостона построили памятник с надписью “Победителю гусениц”.
Вот какую пользу приносят птицы людям.
6. Откройте рабочие тетради на с. 29
- Кто как кричит? Соедини стрелками с помощью карандаша.
Раскрасьте птицу, изображённую на этой же странице, а правильно это сделать вам поможет рисунок на доске.
- Где живет эта птица? (В болоте)
IV. Стадия рефлексии.
- Сейчас какое время года?
- А каких птиц вы видите сейчас (зимой) на улицах нашего города, в садах и парках?
(На доску вывешивается плакат с временами года)
Дети по одному человеку выходят к доске и ставят картинки зимующих птиц к изображению зимы.
- Ребята, ещё я вам хочу рассказать про интересных птиц – клестов. Это обитатели таежной зоны. Птицы от кирпичного до малиново-красного цвета, голоса у них звучные.
Их пение производит незабываемое впечатление, когда слышится в зимний морозный день в заснеженном февральском лесу – в это время птицы справляют свои “свадьбы” и выводят птенцов даже при температуре ниже 20 градусов. (Показ репродукции)
- Скажите, а дикие птицы смогут сами прожить снежной, холодной зимой?
- А что необходимо делать, чтобы помочь им?
Делать кормушки и регулярно насыпать корм.
- Кто из вас, ребята, сделал кормушки?
Посмотрите как просто своими руками смастерить кормушки для птиц. Молодцы!
Звучит стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- О ком мы говорили на уроке?
- Что нового узнали о птицах?
- Что ждут птицы о человека зимой?
Я рада, что вы со мной сегодня активно сотрудничали! Урок окончен.