Цели: уточнение правильного произношения звуков “б” и “бь”,закрепление умения дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Продолжать учить синтезу двусложных слов (букет), производить звуко – слоговой анализ слов из пяти звуков. Знакомство с буквой Б, упражнение в “прорисовывании” буквы Б в воздухе. Чтение слов с пройденной буквой. Продолжать обучение детей разгадыванию ребусов, чтению букв, наложенных друг на друга. Развитие координации движений и мелкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного внимания. Воспитание отзывчивости, дружелюбия.
Ход занятия
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Хотите узнать, кто это? Отгадайте загадку:
Нос не в свои дела суют,
Носами перед носом клюют.
Зато один весёлый нос
Папаша Карло нам принес. (Буратино)
Логопед помещает на фланелеграф фигурку Буратино с конвертом в руке. Обращает внимание детей на выражение лица Буратино (грустное).
Логопед: Вот что произошло с Буратино. Его машина рассыпалась на части, а без неё он не сможет добраться до Мальвины и поздравить её с Днём рождения. Давайте поможем Буратино собрать машину. Для этого нужно выполнить задания, которые он принёс собой.
Логопед берет конверт, раскрывает его и достаёт задания. После выполнения очередного задания каждый ребёнок помещает на фланелеграф одну часть машины.
1 задание
Определить с какого звука начинается имя нашего гостя и рассказать об этом звуке.
Дети дают характеристику звука “б”, уточняют произношение звуков “б” и “бь”.
2 задание
Отгадать по первым звукам названий картинок слово. Это и есть подарок Буратино Мальвине.
Дети отгадывают слово “букет” по первым звукам названий картинок: барабан, усы, кирпичи, экран, табурет.
Логопед: Ребята, давайте и мы с вами подарим Мальвине цветы.
Логопед помещает на фланелеграф два цветка с синей и зелёной серединкой без лепестков. Проводится игра “Собери цветок” со звуками “б” и “бь” (с объяснением).
3 задание
Отгадать по звуку название музыкальной игрушки, которая находится в волшебном мешочке (бубен). Составить звуковую схему этого слова.
Дети выкладывают из звуковых символов слово “бубен”, называют все звуки этого слова, количество гласных звуков, определяют количество слогов.
Логопед: Ребята, есть буква, которая на письме обозначается звуки “б” и “бь”. Это буква Б.
Логопед демонстрирует букву Б и рассказывает стихотворение о ней. Дети повторяют стихотворение с одновременным “прорисовыванием” буквы Б в воздухе.
Физминутка (координация речи и движения).
4 заданиеСобрать из элементов букву Б ( ). При выполнении этого задания карточка с буквой Б переворачивается.
5 заданиеДля выполнения этого задания детям раздаются карточки со словами с пропущенной буквой Б. Необходимо вставить данную букву в пропущенную клетку и прочитать получившиеся слова: бык, бант, банка, кабина, батон, буква.
Перед выполнением этого задания проводится пальчиковая гимнастика.
6 заданиеПоказать и назвать буквы которые здесь спрятались. Детям демонстрируется карточка с наложенными друг на друга буквами: И, Т, Б, Л, П.
7 задание
Отгадайте ребус (бабочка).
Детям демонстрируется карточка со слогом БА - и нарисованной рядом бочкой.
Логопед незаметно переворачивает Буратино обратной стороной и обращает на него внимание детей. Дети замечают, что изменилось выражение лица Буратино (стало радостным, веселым). Логопед при помощи наводящих вопросов узнаёт от детей, почему Буратино стал весёлым (машина собрана, он может отправиться к Мальвине и поздравить её с Днём рождения). Подводится итог занятия, дети прощаются с Буратино.
Материалы к занятию:
- фигурка Буратино,
- машина, разрезанная на 7 частей,
- игра “Собери цветок” со звуками “б” и “бь”,
- картинки для составления слова букет (барабан, усы, кирпичи, экран, табурет),
- музыкальная игрушка бубен,
- волшебный мешочек,
- карточки с пропущенной буквой Б (бант, батон, кабина, буква, бык, банка),
- подносы со звуковыми символами на каждого ребёнка,
- 6 наборов с элементами буквы Б,
- ребус “бабочка”,
- наложенные буквы И, Т, П, Б, Л.