Цели урока.
(Слайд №2. Презентация)
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: физическая карта мира, политическая карта Африки, стенная контурная карта Африки; магнитные значки полезных ископаемых; оценочные карточки: красная – “отлично”, зеленая - “хорошо”, белая – “надо подумать”; компьютер, мультимедиа оборудование (или интерактивная доска), атласы.
Оформление доски: план изучения материка (см. краткое содержание урока п.1);
Эпиграф урока (слова Н. Гумилева).
Краткое содержание урока: повторение, систематизация и обобщение изученного материала по теме “Африка” по плану:
1. Географическое положение материка.
- Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые.
- Особенности климата.
- Гидрография.
- Животный и растительный мир материка.
- Особенности населения.
- Политическая карта. Регионы Африки.
- Природа и человек.
2. Географический диктант по объектам номенклатуры.
3. Домашнее задание.
(Слайд №3)
Опорные знания.
- Общая характеристика Африки.
- Алгоритм деятельности при проведении обобщения.
- Характер деятельности при работе с контрольно-измерительными материалами.
Формируемые умения.
- Проводить систематизацию и обобщение на основе различных источников информации.
- Работать с контрольно-измерительными материалами разного вида.
- Проводить анализ различных источников географической информации.
- Проводить отбор информации, представлять отобранный материал в виде презентации или творческого проекта.
Практическая работа: составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
Предварительный этап: домашним заданием к этому уроку является повторение физической и политической карт Африки. Класс делится на 3 команды (по рядам).
Ход урока
Эпиграф урока:
(Звучат африканские мотивы)
“Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира”. Николай Гумилев
(Слайд №4)
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова Николая Гумилёва: “Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира”.
Сегодня на уроке мы должны с вами повторить все изученное, провести систематизацию знаний и обобщить их. Поможет нам это сделать путешествие по материку с помощью известного нам плана, который у нас на доске. Этот план будет служить нам маршрутным листом в нашем путешествии. По пути следования вы можете собирать оценочные карточки: красная - “отлично”, зеленая – “хорошо”, белая – “надо подумать”. В конце путешествия мы подведем итоги. (По ходу урока учитель выдает ученикам оценочные карточки за ответы. За работу команд подсчет баллов ведется на доске.)
В класс входят ученик с телеграммой и ученик в халате и очках (Доктор Айболит).
Ученик:
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!"
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей!
Доктор Айболит:
"Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?"
Ученик:
"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо".
Учитель: Ребята, о чём спрашивал Доктор Айболит? Что ему необходимо знать, чтобы попасть в Африку? (Географическое положение материка)
(Слайд №5)
Повторяются особенности географического положения материка.
Обязательно обращается внимание на “симметричность Африки” относительно экватора. Для повторения крайних точек и объектов береговой линии проводится игра “Немая карта” (учитель молча показывает объект, ученики из каждой команды по очереди называют их). (Баллы каждой команде)
Ученик:
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
Учитель: Сейчас мы повторяем геологическое строение, рельеф Африки – все вместе, а трое учеников будут выступать в роли геологов – они будут размещать значки полезных ископаемых на контурную карту Африки (работа выполняется на стенной контурной карте магнитными значками полезных ископаемых, на компьютере и на интерактивной доске). Учащиеся получают индивидуальную оценочную карточку и баллы команде.
Игра “Кто быстрее?” Нужно быстро дать правильный ответ на вопрос. Все называемые объекты необходимо показать на стенной карте. (Оценочные карточки + баллы команде)
Примеры вопросов:
- В основании Африки располагается платформа или складчатые области?
- В восточной части материка земная кора сдвигается или раздвигается?
- Материк надвигается на Евразию или удаляется от нее?
- Вулканический массив Килиманджаро находится на востоке или на западе Африки?
- Самая высокая вершина Африки Кения или Килиманджаро?
- Драконовы горы находятся на юго-востоке или на юго-западе Африки?
- Горы Атлас находятся на северо-западе или на юго-западе Африки?
- Какие горы находятся южнее Капские или Драконовы?
- Какое нагорье находится севернее Ахаггар или Эфиопское?
- Пустыня Калахари располагается в северном или южном полушарии?
Учитель (обращается к сидящему за первой партой Доктору Айболиту)
Как ты оделся, наш Айболит?
Климат Африки строго велит:
Жарко везде у тебя на пути,
Но зонтик с собой все же ты прихвати!
(Слайд №6)
Повторяются особенности климата.
Игра “Хлопай в ладоши!” Учитель зачитывает утверждение. Если оно верное, ученики хлопают один раз, если нет – два раза. Если неверно, то дается правильный ответ. (Оценочные карточки + баллы команде)
Пример утверждений:
- Африка располагается в 4-х климатических поясах.
- Экваториальный и субэкваториальный – это основные климатические пояса.
- На экваторе выпадает самое маленькое количество осадков.
- На экваторе выпадает самое большое количество осадков.
- На северном побережье Африки зимой теплее, чем летом.
- Самый сухой климатический пояс Африки – это тропический.
- В южном полушарии в Африке в январе лето.
- В субтропическом поясе южного полушария зима влажнее, чем лето.
Доктор Айболит:
А в Африке,
На чёрной
Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.
Повторяются объекты гидрографии Африки.
Игра “Лысая карта”: ученикам выдается пустая контурная карта, где необходимо подписать объекты гидрографии. Работа выполняется по двум вариантам:
1 вариант | 2 вариант |
1. Река Нил | 1. Река Конго |
2. Озеро Ньяса | 2. Озеро Виктория |
3. Река Нигер | 3. Река Белый Нил |
4. Вдп. Виктория | 4. Водопад Ливингстона |
5. Река Голубой Нил | 5. Река Замбези |
6. Озеро Чад | 6. Озеро Танганьика |
7. Река Лимпопо | 7. Река Оранжевая |
По окончании работы ученики проводят взаимопроверку контурных карт с помощью карты атласа. (Оценка каждому ученику)
Доктор Айболит:
И рыщут по дороге
Слоны и носороги…
А рядом бегемотики,
И тут же страусята.
А рядом прикорнула
Зубастая акула…
И полосатые тигрята…
Горбатые верблюжата…
(Слайд №7)
Повторяются природные зоны материка.
1. Используя карту на экране, ученики называют природные зоны Африки и климатические пояса, в которых они расположены.
2. Игра “Угадай природную зону”:
- зачитывается краткая характеристика природной зоны;
- по фотографии на экране
(Слайды №8-19)
(Оценочные карточки +баллы команде)
Характеристики природных зон Африки:
Влажные экваториальные леса:
- В условиях жаркого влажного климата деревья образуют несколько высотных ярусов…
- Растения буквально карабкаются друг на друга, старясь подняться как можно выше, как можно ближе к солнцу. Стволы деревьев увиты многочисленными лианами…
- Растений так много, что солнечные лучи пробиваются сквозь листву с большим трудом, и у земли царит постоянный полумрак…
- На крупных ветвях, а очень часто и прямо на стволах распространены растения-паразиты. Они используют деревья в качестве опоры и источника питательных веществ, а необходимую влагу получают непосредственно из воздуха….
- Большинство животных ведет древесный образ жизни. Очень много обезьян, особенно некрупных: мартышек и колобусов…
- И на деревьях и на земле много змей, ящериц и самых разных, в том числе очень крупных, насекомых. Особенно много муравьев….
- Нижние части стволов деревьев лишены ветвей и поднимаются вверх как огромные колонны. Оставаться в вертикальном положении им помогают корни особой формы, которые широкими гребнями отходят от ствола, образуя подпорки…
Саванны:
- Одиночные деревья и небольшие их группы стоят на расстоянии десятков, а то и сотен метров друг от друга. Это баобабы, зонтичные акации…
- Нигде в мире нет такого разнообразия животных, как здесь…
- Здесь много антилоп самого разного размера. Самая крупная – канна – ростом 2 м и весом около тонны, самая маленькая - дукер – с небольшую собаку или крупного зайца…
- Много разнообразной травы…
- Самые большие стада образуют антилопы гну и зебры…
- Много хищников. Самый крупный хищник Африки – лев…
- Гиены и дикие собаки образуют большие, хорошо организованные стаи и успешно ведут охоту на традиционную добычу львов: зебр и гну…
- Самое главное украшение этой природной зоны – слоны, носороги и жирафы…
- Много птиц. Это и огромные нелетающие, но зато исключительно быстро бегающие страусы, и большое число хищных птиц…
Тропические пустыни:
- Занимают большие площади к северу и к югу от саванн…
- Крайняя сухость воздуха, пыльные и песчаные бури. Исключительно жаркий день сменяется довольно прохладной ночью…
- Растительность весьма скудная, имеет специфические приспособления…
- Если близко к поверхности подходят грунтовые воды, то развивается богатая растительность, самое распространенное растение в таких местах – финиковая пальма…
- Животный мир своеобразный. Здесь живут животные, способные в поисках скудной пищи и воды преодолевать большие расстояния и подолгу обходиться без воды…
- Здесь африканские одногорбые верблюды и некоторые антилопы…
- Грызуны, ящерицы, змеи, черепахи, которые способны зарыться в песок…
- Здесь изредка можно увидеть молочаи, дикие арбузы, а в южной Африке – вельвичию…
Субтропические жестколистные вечнозеленые леса и кустарники:
- Сухое жаркое лето и влажная теплая зима. Поэтому зона давно и хорошо заселена…
- Из растительности преобладают культурные растения…
- Много цитрусовых деревьев, рощи маслин, грецких орехов и фисташек…
- Диких животных практически не осталось…
Учитель:
Африканский весь народ:
Белый, смуглый, черный,
Айболита бережет:
Доктор он ученый!
(Слайд №20)
Повторяются народы Африки.
Игра “Третий лишний”. Учитель зачитывает три слова, ученики выбирают лишнее, объясняют почему. (Оценочные карточки)
Например: европеоидная, монголоидная, экваториальная; арабы, банту, бразильцы и т.п.
Ученик:
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро -
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава вам, ученики!
(Слайд №21)
Повторяются регионы и страны Африки.
Игра “Ты – мне, я – тебе!” На экране карта регионов Африки. Представители команд по очереди выполняют задание: первый ученик называет страну определенного региона, второй – столицу этой страны, третий – показывает на стенной карте. (Оценочные карточки)
“Угадай страну”: используются задания-определители стран Африки, которые являются основой для подготовки учащихся к ЕГЭ (задания части В). Задания выполняются по командам (по 2 страны каждой команде)
1. Эта африканская страна по форме правления – республика; расположена на острове, который является четвертым по размеру в мире. Разнообразная флора и фауна острова содержит 5% видов животных и растений мира, 80% которых – эндемики. Основа экспорта страны – пряности и хромиты. Национальный состав страны однороден, наблюдается высокий естественный прирост населения. (Мадагаскар)
2. Более половины территории этой африканской страны, относящейся к региону Восточная Африка, занимают горы, нагорья и высокие плоскогорья. В пустыне Афар, расположенной на востоке страны, бьют горячие ключи; из озера Тана вытекает река Абай, называемая Голубой Нил. Растительный мир очень богатый: здесь растут деревья, дающие благовонные смолы (ладан и камедь), много диких кофейных деревьев. Население многонационально (более 70 языков). Из мировых религий здесь распространены ислам и христианство. (Эфиопия)
3. Эта страна Африки – бывшая колония Бельгии, расположена в центре материка, имеет узкий выход к Атлантическому океану. Большая часть территории – в плоской впадине, занятой влажными экваториальными лесами. Страна – многонациональная, наиболее многочисленные народы – банту. Республика занимает одно из ведущих мест в мире по добыче кобальта, германия, технических алмазов; африканский лидер по запасам меди, цинка, олова. Сельскохозяйственные экспортные культуры: кофе, какао, натуральный каучук, пальмовое масло. Несмотря на богатые минеральные ресурсы, страна относится к беднейшим странам мира. (Демократическая Республика Конго)
4. Это государство – единственная экономически развитая страна Африки. По разнообразию полезных ископаемых она также является явным африканским лидером. В стране добывают каменный уголь, железную руду, алмазы, золото, а по запасам марганцевых руд она занимает первое место в мире. В названии страны заложена особенность ее географического положения. Главный сектор экономики – это сфера услуг, наряду с горнодобывающей промышленностью – мощная обрабатывающая промышленность с развитой энергетикой, металлургией и машиностроением. (ЮАР)
5. Это государство – единственная монархия на севере Африки, королевство. Около 1/3 ее территории занято молодыми горами, остальная часть страны – это пустыня и плодородные равнины морских побережий. Большая часть населения – это арабы, потомки древних ливийцев, пришедших на эти земли в VII-IV вв.н.э. недра страны богаты фосфоритами и горючими сланцами, а побережье с мягким средиземноморским климатом привлекает большое количество туристов. (Марокко)
6. Эта страна – бывшая английская колония, а в настоящее время – крупнейшее государство Африки по численности населения. Когда-то территория этой страны была почти полностью покрыта влажными экваториальными лесами, вырубка и выжигание которых привели к потере около 2/3 лесов и распространению саванн. Столица страны не является крупнейшим городом. В последнее время в стране мощными темпами развивается промышленность. Здесь появились нефтехимические, химические, машиностроительные предприятия, стала развиваться черная и цветная металлургия. (Нигерия)
Учитель: Наше путешествие по Африке подошло к концу. Подведем итоги и подсчитаем набранные вами карточки. Оценки выставляются по наибольшему количеству карточек одинакового цвета.
(Слайд №22)
Домашнее задание:
- Повторить тему “Африка”, подготовиться к контрольному тестированию.
- Дополнительное творческое задание: “Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке”.
- Практическая работа носит домашний характер, на уроке даются рекомендации по ее выполнению.
Задание:
- Определить тему туристического путешествия.
- Определить маршрут путешествия.
- Определить страны, населенные пункты, интересные объекты на пути следования маршрута.
- Подобрать интересную информацию по точкам маршрута и иллюстративный материал.
- Определить вид представления работы (презентация, рекламный ролик, рекламный проспект и т.д.)
- Оформить туристический план-проспект путешествия.
Для выполнения данной работы класс можно поделить на творческие группы, минимальное количество участников работы – 2 человека.
Темами туристического путешествия могут быть:
- Древняя родина человечества.
- Историко-географические места Африки.
- Уникальные объекты природы.
- Путешествие по берегам Нила. От истока до устья реки.
- Особо охраняемые территории.
- Культурное наследие ЮНЕСКО и другие.
Поскольку наиболее часто используется представление результатов работы в виде презентации, то необходимо познакомить учащихся с правилами создания презентации.