Цели:
- Образовательная: сформировать понятие «озеро», «озерные котловины»; их происхождение и особенности;
- Развивающая: развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;
- Воспитательная: воспитание ответственного отношения человека к природе; повышение интереса к предмету.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта полушарий, атласы, интеллект-карты по теме.
Средства ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды компьютерной презентации.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: урок с использованием ИКТ и индивидуального стиля учебной деятельности.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня урок географии буду вести я, Тамара Владимировна Пшенова. От всего сердца хочу подарить вам свою улыбку в надежде, что вы мне ответите тем же.
Изучение нового материала
Предлагаю вам самим определить тему сегодняшнего урока. Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков на экране.
Цель: узнаем, что называется озером, познакомимся с разнообразием озер и их происхождением.
Работать будем не в тетрадях, а на интеллект-картах (Приложение 1), которые лежат у вас на парте. По ходу урока вы будете делать в них записи, а в конце урока посмотрим, как мы поработали. Сейчас вы уже можете записать на картах тему урока и свою фамилию.
Кто видел озеро, поднимите руку? Хорошо! А сейчас играем в слово.
Я игру начинаю, слово «озеро» называю. Подберите к этому слову ассоциации, т.е слова подходящие по смыслу и запишите их. Проверка ассоциаций:
- Кто желает прочитать, что у вас получилось? (по желанию, несколько человек)
- Какие слова чаще повторялись? Ожидаемые ответы учеников – вода
- А откуда поступает вода в озеро? Ожидаемые ответы – дождь, ручьи, родник, реки и т.д.
- Чтобы вода скапливалась, какой должна быть поверхность? Ожидаемые ответы учеников – углубление, ямы, понижение.
- Попытайтесь сформулировать определение понятия «озеро». Используйте для этого слова – опоры: углубление, водоем, поверхность.
Слайд 3
А теперь найдите в учебнике на с.95 и прочитайте определение данное автором учебника. (Учащиеся делают запись в своих картах).
(Озеро – замкнутый водоем, образующийся на поверхности в природном углублении)
Слайд 4
Итак, мы определили, что озеро- это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности.
Слайд 5
Если так то, каким может быть их образование? Вопрос, конечно, непростой. Давайте попробуем на него найти ответ.
Нам понадобятся атласы, стр. 16 «Физическая карта мира». По ходу моего рассказа не забывайте делать записи.
Взгляните на экран. По происхождению озерные котловины бывают: тектонические.
Тектонические озера возникают в результате движений земной коры. Они в свою очередь подразделяются на:
Слайд 6.
Тектонические в разломах.
Как правило, такие озера очень глубокие. Танганьика, Ньяса в Африке, Байкал в России – глубочайшее из них. (Учащиеся работают с картами атласа). Чему равна его глубина? Обратите внимание на конфигурацию этих озер? Что вы заметили? Правильно – узкие, длинные, вытянутые. Их происхождение легко можно определить по карте.
Слайд 7
Тектонические в прогибах. Они образовались за счет медленного опускания участков земной коры, которые заполнялись водой. Остатки древних морей. В настоящее время не имеющие связи с океаном. Из-за больших размеров и соленой воды названные морями. Например, Каспийское и Аральское в Центральной Азии, Мертвое море на Ближнем Востоке. Каспийское озеро – самое большое в мире озеро.
Слайд 8
Примерно 10 тыс.лет назад, когда с территории северо-западной части материка Евразии ушел ледник и его талая вода заполнила выпаханные им котловины образовались ледниковые озёра. Наиболее крупные из них находятся на территории нашей страны – Ладожское и Онежское. (Находят в атласах).
Слайд 9. Запрудные озера возникают обычно в горах в результате сильных обвалов, которые преграждают русла рек, создавая естественную плотину. Так образовалось Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, вызванный землертясением, преградил путь реке Мургаб. Глубина этого озера 500 метров, длина 70 км.
Слайд 10. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратерах потухших вулканов. Кроноцкое на Камчатке, много на Курильских островах, на острове Ява.
Слайд 11. После паводка извилистая река часто спрямляет свое русло, пробивая новое русло. А участок старого русла в виде серповидной излучины превращается в озера-старицы. Озера небольшие, поэтому на карте не обозначаются. Много их на Урале.
Слайд 12. Карстовые озера. Расположены в местах, сложенных легкорастворимыми породами. Подземные воды растворяют их. Появляются пустоты, поверхность над которыми начинает проседать. После провала верхнего слоя, образуется котловина. Обычно они не велики по размерам. Их много на Кавказе и Урале.
Слайд 13. Проверка усвоения знаний: Игра «Лото» (Приложение 2).
Давайте вспомним игру «Лото». Работать будем в парах. Вам нужно закрыть определения подходящими по смыслу терминами.
Слайд 14
Самое большое море-озеро | Котловины озёр, образующихся в разломах? | Озёра, образующиеся в кратерах вулканов |
Озера – остатки бывших русел рек | Какое происхождение имеют Ладожское и Онежское озеро | Самое глубокое озеро мира |
Карточки ответов (разрезные):
Каспийское | тектонические | вулканические |
старицы | ледниковое | Байкал |
Самопроверка. Учитель открывает на слайде правильные ответы учащиеся сами проверяют, оценивают свою работу (количество правильных ответов фиксируют на обратной стороне карты).
Слайд 15. Посмотрите внимательно на рисунки, найдите отличие.
Сточные озёра – это озёра, из которых вытекают реки. В районах, где много атмосферных осадков, воды в озёра поступает больше, чем теряется при испарении и фильтрации, поэтому озёра дают начало рекам, по которым сбрасывается избыток воды. Какая река вытекает из Байкала?
Бессточные озёра – это озёра, из которых реки не вытекают. Как правило, располагаются они в засушливых районах (с сильным испарением), воды для образования реки недостаточно, поэтому озёра там не имеют стока. Например – Каспийское, озеро Чад в Африке.
(Учитель напоминает о заполнении карты урока)
Озёра служат накопителями веществ, приносимых с водой, причем количество растворенных веществ сильно меняется в зависимости от проточности.
Слайд 16
Озёра делятся на пресные (всегда сточные) и соленые (как правило, бессточные) с содержанием солей от 1‰ до 35‰.
Рекордсменом по солености является Мертвое море – озеро. Соленость в нем составляет 270‰.
– Послушайте, что рассказывает об этом озере человек, побывавший на его берегу:
«Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. Мы решили искупаться, но нас отговорили. Было холодно. Мы лишь умылись густой, как крутой рассол водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус, от которого нельзя было отделаться.
Иногда из реки Иордана в Мертвое море заплывает рыба. Она гибнет уже через несколько минут. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире».
Много соленых озер на Прикаспийской низменности. Среди них выделяется озеро Баскунчак. Ученые подсчитали, что соли в этом озере около 40 млрд.т. Если бы все население земного шара потребляло соль из этого озера, то ему хватило бы ее на 1500 лет.
На карте сильно соленые озёра обозначаются розовым цветом, а пресные – голубым.
- Озеро Байкал соленое или пресное?
- Найдите озеро Балхаш. Почему часть озера окрашена в голубой цвет, а часть в розовый?
- Какие озера более соленые сточные или бессточные? (Бессточные озера более соленые, потому что, минеральные вещества, приносимые реками – накапливаются, а в сточных они выносятся).
Впишите примеры озер в схему (Приложение «Интеллект-карта).
Проверка усвоения знаний
Слайд с 17 по 21
Тестовая работаВзаимопроверка. Учитель открывает на слайдах правильные ответы, учащиеся проверяют, выставляют оценки.
Итоги урока
Вот и подошел к концу наш урок. Насколько плодотворным был наш урок, покажут ваши записи и выполненные задания. Передайте их по рядам мне на стол.
И прежде чем расстаться с вами хочу сказать, что видеть вас была я рада. Глядеть в смышленые глаза ведь для меня награда.
Домашнее задание: § 31, подписать на контурных картах озёра, упомянутые в тексте учебника. Приготовить сообщение (по желанию) о необычных озерах: озеро «кастрюля», сладкое озеро, озеро чернил, асфальтное озеро, горящее озеро, озеро-призрак.