Урок литературного чтения. Проектная образовательная технология "В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели.

1. Учить составлять сравнительную характеристику героев, учить анализировать содержание произведения, уточнить и расширить знания учащихся об укладе жизни крестьян на Руси.

2. Развивать качества навыка чтения, речь, умение давать полный ответ на вопрос, умение работать с дополнительным материалом, умение видеть проблему и намечать пути ее решения.

3. Воспитывать любовь к родному языку, интерес к чтению, патриотизм.

Оборудование: магнитная доска, проектор, экран, компьютеры, презентация, таблички с названиями команд, листы с дополнительными материалами для каждой группы, которые содержат вопросы и задания для подготовки проектов, иллюстрации для проведения рефлексии, иллюстрации к сказке, карточки со словами для характеристики героев.

Структура урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня мы проведем с вами урок литературного чтения.

2. Актуализация ранее изученного.

А) Сообщение темы и целей.

Урок чтения – урок раздумья, размышления.

Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять над сказкой “Мороз Иванович”, которую написал прогрессивный писатель 19 века, интересный человек Владимир Федорович Одоевский, которую вы уже прочитали на предыдущих уроках.

Слайд 1.

Эпиграфом нашего урока будут слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

Слайд 2.

Как они связаны с темой нашего урока?

п/о Прочитали сказку Одоевского, получили определенные жизненные уроки.

Сегодня на уроке мы с вами в процессе сотрудничества выясним, какие уроки преподносит нам эта сказка, чему учит, над чем заставляет задуматься.

Б) Фронтальный опрос.

Вспомним основные моменты сказки и ее главных героев. Поможет кроссворд. Слайд 3.

Отрывки из сказки читают дети.

1. Была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела. (Рукодельница)

2. Эта героиня сказки меж тем в постельке полеживала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: “Нянюшка, надень мне чулочки”. (Ленивица)

3. Прослушайте следующий отрывок и подумайте, как охарактеризовать состояние Ленивицы одним словом.

Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку – да спать не хочется; ей бы покушать – да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать – да и то надоело. Сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно… (Скука)

4. Чем постоянно занималась Рукодельница?

п/о – трудилась.

Образуйте однокоренное существительное. (Труд)

5. Какой предмет стал причиной беды, которая приключилась с Рукодельницей? (Ведро)

6. Кто сможет дополнить недостающие буквы, воссоздать ключевое слово. Этот предмет играет важную роль в сказке. (Студенец)

В) Словарная работа.

Что обозначает это слово?

Слово студенец - устаревшее слово - архаизм.

Слайд 4.

Таких слов в сказке немало, вы над ними уже работали.

Предлагаю поиграть в игру “Юные лингвисты”.

Нужно восстановить слова.

Слайд 5.

Исс*ар*

Платки ру****

Горни**

Почи****

Студе***

Назовите зашифрованные слова.

Слайд 6.

Исстари

Платки рубить

Горница

Почивать

Студенец

Что обозначают эти слова?

Чем вы можете объяснить наличие большого количества архаизмов в сказке?

п/о Была написана в 19 веке. Архаизмы точно характеризуют крестьянский быт, описанный в сказке.

Г) Создание сказочной ситуации.

Итак, вслед за Рукодельницей мы отправляемся в студенец.

3. Продолжение работы над произведением.

А) Мотивация, цели.

Какие жизненные уроки получим мы вместе с нашими героями, узнаем, разработав проект.

Кто знает, что такое проект?

Проект – мысленное прогнозированное того, что затем будет воплощено в виде предмета, творческого действия.

Для реализации ваших проектов мы будем работать с учебником, с дополнительной литературой, с компьютером; будем учиться оформлять свой проект и защищать его.

Б) деление на группы, организация деятельности.

Сейчас я раздам темы проектов каждой группе. Ознакомьтесь с темой проекта и дополнительными материалами (см. Приложение № 1). Вам предстоит составить проект и защитить его.

1 группа “Юные литературоведы”

Ваша группа должна сравнить главных героинь сказки и представить свои выводы в форме заметки в газету “Литературный дебют”.

2 группа “Юные историки”

Ваша группа исследует материал по теме “Уклад жизни крестьян” и представит свой проект в виде телепередачи “Экскурс в историю”.

3 группа “Юные исследователи”.

Ваша группа выделяет те научные сведения, которые содержатся в сказке. Ваш проект вы представляете в форме интервью.

Чтобы наша задумка удалась, нужно следовать правилам:

В) Подготовка проектов.

Консультация учителя.

Распределение ролей.

Г) Защита проекта.

Приступаем к защите проектов.

1 группа. Сейчас мы находимся в редакции газеты “Литературный дебют”. Ее сотрудники хотят представить статью “Рукодельница и Ленивица”. Им слово.

Итак, какой важный жизненный урок мы с вами сделаем?

п/о Трудолюбие, настойчивость, душевные качества помогут преодолеть все трудности.

Слайд 9.

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!

Терпенье и труд все перетрут.

2 группа “Юные историки”

Теперь предлагаем посмотреть телепередачу “Экскурс в историю”. Представит ее телекомпания “Бибигон”.

Слайд 10.

Благодарю за интересную информацию.

Какой урок мы получаем на этот раз?

п/о - Узнаем об укладе жизни крестьян.

Слайд 11.

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!

Терпенье и труд все перетрут.

Узнаем об укладе жизни крестьян.

3 группа “Юные исследователи”.

Далее наш путь лежит в Центральную библиотеку имени М.Горького. Представит интервью 3 группа.

Слайд 12.

Итак, какой вывод мы можем сделать? Чему научила нас эта сказка?

Слайд 13.

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!

1. Терпенье и труд все перетрут.

2. Узнаем об укладе жизни крестьян.

3. Научные сведения.

Д) Оценка.

Посмотрите на главные выводы, которые мы получили благодаря реализации ваших проектов. Осмысление их позволит каждому из нас стать мудрее, добрее.

Понравилось ли вам выступать в роли исследователей ?

Чей проект вам понравился больше? Почему?

По итогам урока получили такие оценки:

- за реализацию наиболее интересного проекта отметку “5” получают члены группы …

- за чтение на уроке получают такие оценки…

- за активное участие в подготовке проектов…

Итог урока.

Рефлексия.

Сегодня мы пытались добыть знания в форме исследования. Я стремилась зажечь в вашей душе огонь знаний.

Опишите свое мироощущение на этом уроке:

Пылающий факел,

Мерцающий огонь,

Тлеющий уголек.

Поднимите карточку с соответствующим изображением.

Дифференцированное домашнее задание.

Дома попробуйте написать свою сказку, те, у кого это задание вызовет затруднение, подготовьте пересказ сказки “Мороз Иванович”.