Цель урока: формирование образа территории средствами игровыми средствами (Приложение. Слайд 1).
Задачи урока:
- Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах одной из семи чудес Сургутского района – р. Обь.
- Развитие навыков описательной речи, овладение приёмами образного мышления
- Развитие умений отбирать необходимый материал, рассуждать, делать выводы.
- Воспитание любви к малой Родине, чувства гордости и восхищения её красотой, необходимости бережного отношения к природе (Приложение. Слайд 2).
Оборудование урока:
- карта ХМАО (физическая и экономическая), лоция путешествия;
- выставка детских рисунков «Ее величество – Обь».
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма проведения: урок-путешествие.
Межпредметные связи: история, география, биология, ОБЖ.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по великой сибирской реке – Оби.
Его высочество – орел.
Его сиятельство – солнце.
Ее величество – Обь.
II. Актуализация знаний.
Наш Сургутский край необычайно красив… Необычайно красив он летом и зимой, ранней весной и золотой осенью. Прекрасны леса, реки и озера, многообразен животный мир. Вся жизнь людей, животных нашего края связаны с водой. Искренне почтительны к реке были наши предки. «Верх тоя же реки великия Оби…» Это из повести «О человеках незнаемых в восточной стране». Просвещенная Европа впервые услышала о ней как о «Великой реце» от посланника австрийского императора, побывавшего в Московии – в тот же год получила известие об открытии Америки Колумбом.
«Обь Великая пала в море в летнюю в раннюю зарю…» Именно так государственно величалась – почтенно – заглавной буквой – сибирская река в первые годы после официального присоединения Сибири к России. И чтобы не забыть величие нашей реки мы отправляемся в путешествие. (Приложение. Слайд 3)
Лоция нашего путешествия перед вами. Мы должны остановиться на следующих
станциях: историко-географическая, гидрологическая, биологическая,
экологическая, безопасная.
Учитывая то, что вы любите соревноваться, параллельно с путешествием будем
проводить турнир между командами. Команда Лямин и команда Тромъеган. А так как
наша река особенная и протекает по хантыйской земле то на станциях нас встретят
духи реки. Они будут смотреть за тем, правильно ли мы ведем себя во время
путешествия. Все замечания они занесут в маршрутные листы каждой команде.
III. Восприятие учебного материала.
Путешествие начинается. Станция «Историко-географическая».
Нас встречает князь Федор Курбский. (Приложение. Слайд 4)
- Здравствуйте ребята. Река Обь появилась на русских картах в начале 16 века, после моего похода через Уральские горы. Я исследовал левые притоки Оби и саму реку в верхнем течении, но моя карта была потеряна. И только в петровскую эпоху геодезист Петр Чигатов во время экспедиции «на восток до Беринга» смог нанести на карту всю реку от истока до устья.
А теперь проведем викторину «Знакомая и незнакомая река».
- Где протекает река Обь? (По Западно-Сибирской равнине.)
- Путешествие по реке начинается с ее имени. Существуют множества версий перевода нашей реки. Приведите примеры какие вы знаете? («Снежная вода», «бабушка вода» с зырянского; «оби» из-за слияния Катуни и Бия; «вода» с таджикского.)
- Исток реки? (В горах Алтая, в месте слияния рек Бия и Катуни.)
- Устье реки? (Обская губа Карское море.)
- Длинна реки? (С Иртышем – 5569 км, без – 3650 км.)
Спасибо вам большое, порадовали князя. Желаю вам счастливого пути
Станция «Гидрологическая». (Приложение. Слайд 5)
Я – Ас так величают меня коренные жители моих берегов. Я – большая река, мать своих притоков, зимой я засыпаю, чтобы проснуться весной. Я – текущая река прекрасно понимаю язык людей, могу радоваться и сердиться. Обращайтесь ко мне добрым словом и я помогу. И если человек не разгневал меня дурными поступками, ему нечего бояться.
Вам было дано домашнее задание: рассказать о моих правых и левых притоках. Пожалуйста, порадуйте меня. (Ребята рассказывают о реках Сургутского района.)
Ведущий: Команды замечательно справились с домашним заданием и
нам можно продолжить путешествие до станции « Биологическая».
Махар-Торун: А вот и я ! Что, не ждали?
Ребята: Ой! Кто это? Ой что это?
Махар-Торун: Махар-Торун, я, не узнали что ли ? В детстве по приданию я был
проглочен рыбой и в ней я принял облик лягушки. С тех пор я охраняю рыбные
запасы. А вы сюда чего явились?
Ведущий: Мы туристы путешествуем по реке Обь и ее притокам, много нового
узнали, да и к тебе вот зашли.
Махар-Торун: По реке? Много нового? Это, наверное, очень интересно? А мне можно
с вами?
Ведущий: Возьмем ее с собой?
Махар-Торун: Возьмите, я вам «живое серебро» обь – иртышья покажу.
(Приложение. Слайд 6)
Велика и щедра земля, раскинувшая в среднем течении реки Обь. Вековая тайга щедро одаривает людей древесиной, химическим сырьем, насыщает атмосферу живительным кислородом. Недра богаты нефтью и газом. Обилен и разнообразен животный мир этой земли. Но, пожалуй, самое уникальное богатство этого края – рыба, причем особо ценных видов: осетр, стерлядь, нельма, муксун. Повсеместно водятся щука, язь, карась, окунь. Места для них тут благодатные: Обь – Иртышский бассейн крупнейший в мире. Море пресной воды и пищи, создают прекрасные условия для нагула рыб.
Ведущий: Ребята, вы уже догадались, что это за живое серебро называется?
Махар-Торун: А я хочу проверить, как знают ребята наших рыб (кроссворд).
Вопросы кроссворда:
- Эта рыба от осетра отличается меньшими размерами, удлиненным острым носом. (Стерлядь.)
- Эта рыба ярко окрашена зеленовато –желтого цвета с ярко красными грудными плавниками. (Окунь.)
- Как называются места нереста рыб. (Сор.)
- Какая рыба помогла Емеле в исполнении желаний. (Щука.)
- Какая рыба получила название от слова «линять», т.к. вынутая из воды. Она сейчас жеменяет окраску. (Линь.)
- Ведущий: Махар-Торун ты доволен ответами ребят?
- Конечно, они смогли разгадать мой кроссворд.
Махар-Торун: А сейчас пусть отгадают загадку:
Много меня – пропал бы мир,
Мало меня – пропал бы мир. (Вода.)Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река.)
Станция «Экологическая». (Приложение. Слайд 7)
Культ-отыр (дух водоплавающей птицы): Это кто сюда добрел? Покой мой
нарушил. А. это школьники? Ненавижу школьников!
- Они мне всегда пакости делают!
Ведущий: Мы дедушка туристы, по разным местам ходим, вот и на речку забрели.
Проведи нас, пожалуйста, через нее!
Культ-отыр: Через речку говорите? А постройте в начале мост знаний и
расскажите всем людям о том, как тяжело реке живется сейчас.
Рассказ об экологических проблемах р. Обь. Называют дети. Например:
- загрязнение нефтью (за годы эпопеи р. Обь «проглотила» 250 тыс. тонн нефти);
- гниющая древесина лесоповала;
- коммунальные сбросы, бытовые отходы;
- кислородное голодание обский «замор» рыб зимой;
- исчезновение рыбных запасов и т.д.
Культ-отыр: Спасибо вам. А чтобы меня хоть немного порадовать из тех слов,
что я вам сейчас назову, надо составить произведение об охране реки. Внимательно
слушайте слова:
Река, вода, рыба, защита, красота, чистота (оценивается правильное и смешное).
Ведущий: Дедушка понравилось!
Культ-отыр: Да, очень. Теперь я вам помогу через речку вас переведу, но будьте
осторожны вода таит много опасности.
Станция « Безопасная». (Приложение. Слайд 8)
Лух: Ага, попались. Я Лух – дух реки. Я неукротим и неутомим, я тку вечную пряжу движения потока. Где я живу? (В водовороте.)
Задание командам: составить алгоритм действий если человек попал в полынью (1 команда), начал тонуть в летнее время (2 команда).
IV. Обобщение знаний. (Приложение. Слайд 9)
Ведущий: Но вот и подошло к концу наше путешествие. Много мы встретили на своем пути. И хочется порадовать нашими знаниями нашу реку Обь – великую сибирячку.
- Самая длинная река России.
- Самая большая площадь водосбора.
- Длинна ее притоков – 200 тыс. км и можно 5 раз обернуть ее водами Землю по экватору.
- 3 место в России по мощности водотока.
- Самая спокойная: 4см на 1 км –средний уклон реки (у Волги – 7см, у Енисея – 30см).
- Самая рыбная река Сибири (3/4 сибирского улова ).
- Самая щедрая по разнообразию рыбных пород (25 видов промысловых рыб).
- Самая трудолюбивая (за год переносит 50 мил. т ила и песка).
- Самая разветвленная в Евразии.
- Самое «гнусное» место (35 видов комаров, 8 видов мошек, 7 видов мокрецов, 40 видов слепней).
V. Рефлексия. (Приложение. Слайд 9)
На своих лоциях каждый нарисуйте человечка-моряка, если он улыбается то вам плавание по р. Обь понравилось, если серьезный – то не очень, а если грустит – то вам было скучно и не интересно.
Литература:
- География ХМАО: Учебное пособие для 8-9 классов. - М.: Экопрос, 2000.
- Захаров И.П. Географический словарь Сургутского района. - Сургут: Внебюджетный экологический фонд Сургутского района, 1998.
- Никонов Г.И. «Живое серебро» Обь-Иртышья. - Тюмень: Софт-дизайн, 1998.
- Омельчук А.И. Ее величество Обь. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.
- Энциклопедия ХМАО, том 2. - Ханты-Мансийск, 2000.
- www.dic.academis.ru
- www. myfhology.narod.ru