Цели и задачи:
- Закрепить и расширить знания о произведении А.Волкова.
- Развивать умения давать характеристику героев произведения, учить краткому пересказу, развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать чувство товарищества, душевные качества: доброту, взаимовыручку.
Оборудование:
- портрет А.Волкова;
- выставка книги «Волшебник Изумрудного города»;
- детские рисунки сказочных героев;
- музыкальное сопровождение, кроссворд.
(Приложение. Слайд 1 – портрет А.Волкова)
Ход урока
Организационный момент.
Ну, вот мы и снова у сказки в гостях.
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок, впопыпах
Что чудо-то держим с тобою в руках.
- О каком чуде идет речь? (О книге.)
(Приложение. Слайд 2 – с книгой А.Волкова)
Беседа, инсценировка по сказке.
- Ребята, у нас сегодня завершающее занятие по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». Оно будет чуть грустным, ведь сказка закончилась, мы расстаемся с ее героями, которые нам полюбились. Но сегодня мы еще раз отправимся в Изумрудный город.
- В путешествие мы совершим ни одни, а с главным героем сказки Элли и ее верным другом Тотошкой.
(Слайд 3)
(Выходят Элли и Тотошка.)
- Ребята, а зачем Элли отправилась к Гудвину в Изумрудный город в такое путешествие, полное приключение? (Чтобы попасть домой в Канзасс.)
- А что для этого ей нужно было сделать? (Исполнить 3 заветных желания – 3 существ.)
Он на палочке висит
Из соломы состоит
Кто же это отгадай
Быстро руки поднимайте. (Страшила.)
(Слайд 4)
(Выходит Страшила.)
- Да, ребята первым Элли встретился Страшила.
- А какое у него было заветное желание? (Получить мозги.)
- А разве у него не было мозгов? (Нет, он был набит соломой.)
- Скажите, чего боялся Страшила больше всего? (Спички.)
Раньше жил в лесу дремучем
Ноги скрючив, руки скрючив
Весь от ржавчины больной
Отгадайте, кто такой? (Железный Дровосек.)
(Слайд 5)
(Выходит Дровосек.)
- Какое самое заветное желание было у Дровосека? (Получить сердце.)
- Из чего он был сделан? (Из железа.)
- Почему он заржавел? (Бастинда наслала на него дождь.)
- Чего боялся Железный Дровосек больше всего? (Заржаветь.)
- Взяли в свою компанию наши друзья Железного Дровосека? (Да.)
Как осенний лист дрожит
Очень жизнью дорожит
Будет скоро он герой
Догадайся кто такой? (Лев.)
(Слайд 6)
(Выходит Лев.)
- А почему Лев дрожит? (Потому что он был трусливым.)
- Заветное желание, какое у него было? (Получить смелость.)
- И конечно же Трусливого Льва Элли и ее друзья взяли в путешествие.
(Слайд 7 – вся компания)
- Итак, ребята, мы отправляемся вместе с героями сказки по дороге вымощенной желтым кирпичом к Волшебнику Изумрудного города, Гудвину, чтобы он исполнил 3 заветных желания и Элли возвратилась домой в Канзас.
(Слайд 8)
(Гудвин.)
Физкультурная минутка.
(Проводят сказочные герои под музыку и песню.)
- Ребята, а какое путешествие было у наших героев? Все ли у них по дороге было хорошо? (Встречались трудности, опасности.)
- Какие же опасности подстерегали наших друзей? (Элли, чуть не съел Людоед, встретились саблезубые тигры, река, маковое поле.)
- Почему из всех испытаний наши герои вышли победителями? Что им помогло? (Дружба, взаимовыручка, поддержка.)
- Давайте прочитаем пословицы, которые мы видим.
(Слайд 9 – пословицы)
Сам погибай – друзей выручай.
Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Дружба в делах помощница.
Нет друга – ищи, нашел – береги.
- О чем эти пословицы? (О дружбе, о взаимовыручке.)
- Какие из них можно применить к нашим героям? (Все.)
- Да, действительно наши герои готовы были отдать свою жизнь за жизнь друга. Они были очень самоотверженными.
Беседа.
- В чем же состоит красота, ценность дружбы, ее значение в жизни?
- Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радость, но и горе.
- Часто в играх, труде и других занятиях вы начинаете спорить по пустяках, зазнаваться, если лучше получается. А нужно просто научить своего друга всему, что умеешь сам. Не завидовать, радоваться успехам других.
У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.
- Ребята, почему Элли, которая так рвалась домой, горько зарыдала, когда эта возможность ей открылась? (Потому что она нашла настоящих друзей.)
(Слайд 10. Слайд 7 – вся компания)
- Ребята, давайте вспомним какие хорошие слова благодарности перед расставанием сказали Страшила, Дровосек и Лев Элли (чит. по книге).
- Грустно расставаться с героями.
Конечно!
(Слайд 11 – семья читает сказки)
Прочитанная нами сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» впервые была напечатана в 1939 году. А значит, что ее читали ваши мамы и папы, и даже бабушки и прабабушки. Для них мы с вами составили небольшую экспресс викторину: «Помнишь сказку?». На которую я думаю они с большим удовольствием ответят и вспомнят детские годы.
Итог урока.
- У сказки «Волшебник Изумрудного города» – счастливая судьба: ее прочитали миллионы детей во многих странах земного шара. Она была переведена на 13 языков.
- И небольшой секрет: потом получилось так, что Элли, Страшила и другие герои «Волшебника» смело шагнули из этой сказки в другие, навстречу новым путешествиям и приключениям.
(Слайд 13 – вся компания)
- Ребята, я думаю мы с удовольствием присоединяемся к нашим друзьям!
(Слайд 14)
Спасибо за Внимание!