Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать умения подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне.
  2. Совершенствовать умение составлять текст из деформированных предложений. Определять его тему.
  3. Воспитывать умение работать в парах и группах, осуществлять самоконтроль.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Знакомство с планом урока. План записан на доске.

  1. Повторить правило о правописании безударных гласных в корне.
  2. Изучить новый материал.
  3. Составить рассказ.

- Скоро наступит зима, а значит у ребят появятся новые зимние забавы: игра в снежки, лепка снеговиков, катание на лыжах и санках. Итак, представьте – зима пришла!

II. Повторение правила о проверке безударных гласных в корне слова.

Давайте поиграем в снежки. Я вам бросаю слово с пропущенной буквой, а вы мне – букву. Кто правильно показал букву, тот попал в цель. (У детей «веера» с гласными буквами.) (Приложение. Слайд 2)

  • З . мовать, посп . шил, сн . жинка, см . хнул, пос . нел, к . рмушка.

- Молодцы! Все были меткими стрелками!

- Какая орфограмма во всех этих словах? (Слайд 3)

- Что вы знаете о правописании безударных гласных в корне слов?

III. Минутка чистописания.

- Мы с вами играли и немного устали. Сядьте прямо, откройте тетради. (Учитель показывает на доске образцы.)

  • ел ся им

- Над чем будем работать? Пропишите образцы.

- Прочитайте слова на второй строчке:

  • зима месяц летел.

- Какое слово лишнее?

- Что общего у всех слов?

- Запишите: число, классная работа.

IV. Знакомство с новой темой.

- Положите ручки и послушайте загадку.

За белой дверцей стужа, лёд.
Там Дед Мороз, друзья, живёт.

(Дети отгадывают загадку.) (Слайд 4)

- Послушайте, как я произнесу отгадку [халадил`ник].

- Какие гласные звуки слышим в корне слова?

- А как запишем это слово? (2-3 человека называют.)

- Я запишу его так, как вы сказали.

- Докажите, что я записала это слово верно. А для этого выделите корень и обозначьте ударение.

- Что интересного вы заметили? (В слове две буквы, обозначающие безударные гласные звуки.)

- Как быть? Учитель выслушивает ответы детей. Верно. Сначала проверим первую безударную гласную. Подберите проверочное слово.

- Как проверить вторую безударную гласную?

- Сколько в корне этого слова безударных гласных?

- Сколько проверочных слов мы подобрали? Почему?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? А цели? Чему должны будем научиться? (Слайд 5)

V. Закрепление нового материала. Упражнения.

- А сейчас выполним упражнение из учебника. Стр. 100, упр. 201.

1-ая группа слов разбирается у доски, со 2-ой группой слов учащиеся работают самостоятельно.

- Проверим.

- Сколько было безударных гласных в корне слов?

- Сколько проверочных слов вы подбирали? Почему?

Физкультурная минутка!

VI. Работа в парах. Карточки.

- Продолжим наши зимние забавы.

- Зимой ребята любят катать друг друга на санках. Вот и мы поработаем в парах.

На столах карточки со словами, в которых пропущены буквы. Посоветуйтесь, проверьте, вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь. Карточки со словами:

  • В . ч . рок, х . л . док, в . с . лить, н . б . са, з . рк . ла.

Самопроверка. (Слайд 6)

VII. Составление рассказа. Работа в группах (по рядам).

- Прочитайте слова (Слайд 7):

  • стоят холода зимой сильные,
  • голодают птицы,
  • кормушки ребята развешивают,
  • зерно дети кладут туда и крошки.

- Найдите среди написанных слов, слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подберите проверочные слова.

- А сейчас мы разделимся на группы и будем строить снеговика. У каждого на парте «ком» снега (круг из белой бумаги). Составьте из данных слов предложения и запишите их на «комках снега».

Проверка составленных предложений. Каждая группа зачитывает по предложению. Одновременно на слайде высвечиваются правильно составленные предложения. (Слайд 8)

- Можно ли назвать эти предложения текстом? О чём этот текст?

И верно, зимой нужно не только играть, но и помогать птицам: делать кормушки, столики, вешать несолёное сало для синичек.

Закончите текст 1-2 предложениями, показав свое отношение к ребятам.

Когда все предложения составлены, дети прикрепляют «комки» к доске, составляя снеговика.

- Ребята, мы увлеклись игрой. Давайте вспомним, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

VIII. Итог урока.

- Итак, с какими новыми знаниями вы уходите сегодня с урока?

- Вернемся к плану урока и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили? А достигли целей, поставленных в начале урока.

- Что скажем сами себе? Молодцы!!! (Слайд 9)

Учитель объявляет отметки за работу на уроке.

Домашнее задание: стр. 100, упр. 202, составить правило о проверке двух безударных гласных в корне слова.