Цели:
- Развивать умения подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне.
- Совершенствовать умение составлять текст из деформированных предложений. Определять его тему.
- Воспитывать умение работать в парах и группах, осуществлять самоконтроль.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Знакомство с планом урока. План записан на доске.
- Повторить правило о правописании безударных гласных в корне.
- Изучить новый материал.
- Составить рассказ.
- Скоро наступит зима, а значит у ребят появятся новые зимние забавы: игра в снежки, лепка снеговиков, катание на лыжах и санках. Итак, представьте – зима пришла!
II. Повторение правила о проверке безударных гласных в корне слова.
Давайте поиграем в снежки. Я вам бросаю слово с пропущенной буквой, а вы мне – букву. Кто правильно показал букву, тот попал в цель. (У детей «веера» с гласными буквами.) (Приложение. Слайд 2)
- З . мовать, посп . шил, сн . жинка, см . хнул, пос . нел, к . рмушка.
- Молодцы! Все были меткими стрелками!
- Какая орфограмма во всех этих словах? (Слайд 3)
- Что вы знаете о правописании безударных гласных в корне слов?
III. Минутка чистописания.
- Мы с вами играли и немного устали. Сядьте прямо, откройте тетради. (Учитель показывает на доске образцы.)
- ел ся им
- Над чем будем работать? Пропишите образцы.
- Прочитайте слова на второй строчке:
- зима месяц летел.
- Какое слово лишнее?
- Что общего у всех слов?
- Запишите: число, классная работа.
IV. Знакомство с новой темой.
- Положите ручки и послушайте загадку.
За белой дверцей стужа, лёд.
Там Дед Мороз, друзья, живёт.
(Дети отгадывают загадку.) (Слайд 4)
- Послушайте, как я произнесу отгадку [халадил`ник].
- Какие гласные звуки слышим в корне слова?
- А как запишем это слово? (2-3 человека называют.)
- Я запишу его так, как вы сказали.
- Докажите, что я записала это слово верно. А для этого выделите корень и обозначьте ударение.
- Что интересного вы заметили? (В слове две буквы, обозначающие безударные гласные звуки.)
- Как быть? Учитель выслушивает ответы детей. Верно. Сначала проверим первую безударную гласную. Подберите проверочное слово.
- Как проверить вторую безударную гласную?
- Сколько в корне этого слова безударных гласных?
- Сколько проверочных слов мы подобрали? Почему?
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? А цели? Чему должны будем научиться? (Слайд 5)
V. Закрепление нового материала. Упражнения.
- А сейчас выполним упражнение из учебника. Стр. 100, упр. 201.
1-ая группа слов разбирается у доски, со 2-ой группой слов учащиеся работают самостоятельно.
- Проверим.
- Сколько было безударных гласных в корне слов?
- Сколько проверочных слов вы подбирали? Почему?
Физкультурная минутка!
VI. Работа в парах. Карточки.
- Продолжим наши зимние забавы.
- Зимой ребята любят катать друг друга на санках. Вот и мы поработаем в парах.
На столах карточки со словами, в которых пропущены буквы. Посоветуйтесь, проверьте, вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь. Карточки со словами:
- В . ч . рок, х . л . док, в . с . лить, н . б . са, з . рк . ла.
Самопроверка. (Слайд 6)
VII. Составление рассказа. Работа в группах (по рядам).
- Прочитайте слова (Слайд 7):
- стоят холода зимой сильные,
- голодают птицы,
- кормушки ребята развешивают,
- зерно дети кладут туда и крошки.
- Найдите среди написанных слов, слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подберите проверочные слова.
- А сейчас мы разделимся на группы и будем строить снеговика. У каждого на парте «ком» снега (круг из белой бумаги). Составьте из данных слов предложения и запишите их на «комках снега».
Проверка составленных предложений. Каждая группа зачитывает по предложению. Одновременно на слайде высвечиваются правильно составленные предложения. (Слайд 8)
- Можно ли назвать эти предложения текстом? О чём этот текст?
И верно, зимой нужно не только играть, но и помогать птицам: делать кормушки, столики, вешать несолёное сало для синичек.
Закончите текст 1-2 предложениями, показав свое отношение к ребятам.
Когда все предложения составлены, дети прикрепляют «комки» к доске, составляя снеговика.
- Ребята, мы увлеклись игрой. Давайте вспомним, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
VIII. Итог урока.
- Итак, с какими новыми знаниями вы уходите сегодня с урока?
- Вернемся к плану урока и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили? А достигли целей, поставленных в начале урока.
- Что скажем сами себе? Молодцы!!! (Слайд 9)
Учитель объявляет отметки за работу на уроке.
Домашнее задание: стр. 100, упр. 202, составить правило о проверке двух безударных гласных в корне слова.