Цели:
Образовательные: обобщить знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих я с натуральным показателем.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, культуры общения и диалога.
Развивающие: развивать память, математически грамотную речь, логическое мышление.
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: комбинированный.
План урока
- Оргмомент.
- Устная работа (актуализация знаний).
- Развивающий тренинг по свойствам степени “Афиша спектаклей”.
- Введение понятия степенной функции.
- Усвоение понятия “Степенная функция”.
- Закрепление понятия “Степенная функция”.
- Тест по теме: “Свойства степени”.
- Подведение итогов.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! (Проверка отсутствующих)
- Скажите, с каким новым математическим понятием мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (C понятием степени)
- Какие свойства степени изучили? (Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями, возведение степени в степень, возведение в степень произведения и дроби)
- Сегодня мы с вами продолжим работать над этой темой. Но для начала вспомним, что же такое степень числа а с натуральным показателем n.
2. Устная работа.
Задания на доске
1. Представьте произведение в виде степени
1) 15 . 15 . 15
2) b. b . b . b . b
3) –0,2. (–0,2) . (–0,2) . (–0,2)
4) (a+ с)(a+ с)
5)
- Так что же такое степень? (Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен a)
- Хотелось бы начать наш урок словами великого Михаила Васильевича Ломоносова: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уйдешь”.
Слайд 1
- Как вы думаете, почему еще так давно степени играли важное значение? (Простота записи, быстрота вычислений, связь с другими разделами математики). Сегодня мы докажем, что, действительно, степени – важное понятие в математике.
- Открываем тетради, записываем дату, “Классная работа”, тему урока.
- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Дети перечисляют)
- Давайте сейчас устно вспомним, как применяются свойства степени на практике.
Слайд 2
При выполнении данного задания с детьми еще раз подчеркиваем, что свойства степени, справедливые для умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями, не справедливы при сложении и вычитании степеней с одинаковыми основаниями.
Слайд 3
Ответ: Осип Бове.
- Следует отметить, что по проектам этого известного архитектора также были построены здание Манежа и Триумфальные ворота, создан проект Александровского сада (учащиеся видят данные архитектурные памятники на слайде)
Слайд 4
3. Развивающий тренинг “Афиша спектаклей”.
- Давайте с вами конкретно определим, с какими еще понятиями математики связано понятие степени? (Ученики отвечают, в результате беседы появляется слайд 5)
Слайд 5
- Сейчас мы на примерах убедимся, что это действительно так. Итак, заполняем “Афишу спектаклей”. Здесь код спектакля – связь степени с буквенными выражениями, код композитора – с числовыми.
Задание. Aфиша спектаклей (таблица для заполнения).
День | Код спектакля | Наименование спектакля | Код композитора | Фамилия композитора |
Пн. | 81 |
|||
Вт. | ||||
Ср. | ||||
Чт. | 0,16 |
|||
Пт. | ||||
Сб. | 144 |
|||
Вс. | 0,16 |
В репертуаре музыкального театра есть оперы и балеты. Составьте программу спектаклей на неделю и оформите афишу, написав названия спектаклей и фамилии композиторов. Для этого:
1-вариант
1) Приведите заданные выражения к стандартному виду (буквенный код спектакля).
“Иоланта”: ____________________________
“Щелкунчик”: ______________________
“Золушка”: _________________________________
“Спартак”: ________________________________
“Руслан и Людмила”: _________________
“Евгений Онегин”: _________________
“Лебединое озеро”: _____________________________
2-вариант
2) Найдите значения выражений (числовой код композитора).
М.И. Глинка: ___________________________
С.С. Прокофьев: __________________________________
Н.А. Римский-Корсаков: ____________________
П.И. Чайковский: __________________
А.И. Хачатурян: _______________________________
4. Введение понятия степенной функции.
Слайд 6
Слайд 7 (определяем степенную функцию с натуральным показателем)
В результате сразу оговариваем с учащимися, что частные случаи степенной функции им уже знакомы – это функция и . На слайдах с ребятами нужно вспомнить, как выглядят их графики и повторить основные точки для построения графика (слайды 11-12).
5. Усвоение понятия степенной функции.
На этапе усвоения понятия в процессе взаимодействия “Ученик-Учитель” учащиеся должны:
- выучить определение;
- научиться определять, подходит ли объект (функция) под понятие (степенная функция) или нет. На следующем слайде решается задача №2, поставленная перед учителем.
Слайд 8
6. Закрепление понятия степенной функции.
Задание. Проанализируйте формулы функций и выберите соответствующий график.
Слайд 13
Графики и их номера <приложение 1>
Самостоятельная работа (карточки в 4-х вариантах) <приложение 2>
7. Подведение итогов.
(Слайды 16-17)
8. Постановка домашнего задания.
В качестве домашнего задания ребятам можно предложить те самостоятельные работы, которые они выполняли на уроке (другие варианты).