Обобщающий урок по теме "Степень с натуральным показателем и ее свойства"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

Образовательные: обобщить знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих я с натуральным показателем.

Воспитательные: воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, культуры общения и диалога.

Развивающие: развивать память, математически грамотную речь, логическое мышление.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: комбинированный.

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Устная работа (актуализация знаний).
  3. Развивающий тренинг по свойствам степени “Афиша спектаклей”.
  4. Введение понятия степенной функции.
  5. Усвоение понятия “Степенная функция”.
  6. Закрепление понятия “Степенная функция”.
  7. Тест по теме: “Свойства степени”.
  8. Подведение итогов.
  9. Постановка домашнего задания.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! (Проверка отсутствующих)

- Скажите, с каким новым математическим понятием мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (C понятием степени)

- Какие свойства степени изучили? (Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями, возведение степени в степень, возведение в степень произведения и дроби)

- Сегодня мы с вами продолжим работать над этой темой. Но для начала вспомним, что же такое степень числа а с натуральным показателем n.

2. Устная работа.

Задания на доске

1. Представьте произведение в виде степени

1) 15 . 15 . 15

2) b. b . b . b . b

3) –0,2. (–0,2) . (–0,2) . (–0,2)

4) (a+ с)(a+ с)

5)

- Так что же такое степень? (Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен a)

- Хотелось бы начать наш урок словами великого Михаила Васильевича Ломоносова: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уйдешь”.

Слайд 1

- Как вы думаете, почему еще так давно степени играли важное значение? (Простота записи, быстрота вычислений, связь с другими разделами математики). Сегодня мы докажем, что, действительно, степени – важное понятие в математике.

- Открываем тетради, записываем дату, “Классная работа”, тему урока.

- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Дети перечисляют)

- Давайте сейчас устно вспомним, как применяются свойства степени на практике.

Слайд 2

При выполнении данного задания с детьми еще раз подчеркиваем, что свойства степени, справедливые для умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями, не справедливы при сложении и вычитании степеней с одинаковыми основаниями.

Слайд 3

Ответ: Осип Бове.

- Следует отметить, что по проектам этого известного архитектора также были построены здание Манежа и Триумфальные ворота, создан проект Александровского сада (учащиеся видят данные архитектурные памятники на слайде)

Слайд 4

3. Развивающий тренинг “Афиша спектаклей”.

- Давайте с вами конкретно определим, с какими еще понятиями математики связано понятие степени? (Ученики отвечают, в результате беседы появляется слайд 5)

Слайд 5

- Сейчас мы на примерах убедимся, что это действительно так. Итак, заполняем “Афишу спектаклей”. Здесь код спектакля – связь степени с буквенными выражениями, код композитора – с числовыми.

Задание. Aфиша спектаклей (таблица для заполнения).

День Код спектакля Наименование спектакля Код композитора Фамилия композитора
Пн.

81

Вт.

Ср.

Чт.

0,16

Пт.

Сб.

144

Вс.

0,16

В репертуаре музыкального театра есть оперы и балеты. Составьте программу спектаклей на неделю и оформите афишу, написав названия спектаклей и фамилии композиторов. Для этого:

1-вариант

1) Приведите заданные выражения к стандартному виду (буквенный код спектакля).

“Иоланта”: ____________________________

“Щелкунчик”: ______________________

“Золушка”: _________________________________

“Спартак”: ________________________________

“Руслан и Людмила”: _________________

“Евгений Онегин”: _________________

“Лебединое озеро”: _____________________________

2-вариант

2) Найдите значения выражений (числовой код композитора).

М.И. Глинка: ___________________________

С.С. Прокофьев: __________________________________

Н.А. Римский-Корсаков: ____________________

П.И. Чайковский: __________________

А.И. Хачатурян: _______________________________

4. Введение понятия степенной функции.

Слайд 6

Слайд 7 (определяем степенную функцию с натуральным показателем)

В результате сразу оговариваем с учащимися, что частные случаи степенной функции им уже знакомы – это функция и . На слайдах с ребятами нужно вспомнить, как выглядят их графики и повторить основные точки для построения графика (слайды 11-12).

5. Усвоение понятия степенной функции.

На этапе усвоения понятия в процессе взаимодействия “Ученик-Учитель” учащиеся должны:

- выучить определение;

- научиться определять, подходит ли объект (функция) под понятие (степенная функция) или нет. На следующем слайде решается задача №2, поставленная перед учителем.

Слайд 8

6. Закрепление понятия степенной функции.

Задание. Проанализируйте формулы функций и выберите соответствующий график.

Слайд 13

Графики и их номера <приложение 1>

Самостоятельная работа (карточки в 4-х вариантах) <приложение 2>

7. Подведение итогов.

(Слайды 16-17)

8. Постановка домашнего задания.

В качестве домашнего задания ребятам можно предложить те самостоятельные работы, которые они выполняли на уроке (другие варианты).