Устный счет как средство развития познавательной активности учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того самого момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Именно в пятых-шестых классах мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников. Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе, и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи.

Овладение навыками устных вычислений имеет большое воспитательное, образовательное и практическое значение. Они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, помогают лучше усвоить приемы письменных вычислений, а быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни. Устные вычисления способствуют развитию мышления, сообразительности, математической зоркости, наблюдательность, инициативы и т.д. Кроме того, во время устных упражнений идет подготовка учащихся к работе на уроке, в частности, к восприятию нового материала, а также систематическое повторение пройденного.

В арсенале каждого учителя существует множество видов упражнений для устного счета. Однако все это разнообразие сводится к нахождению значений математических выражений, сравнению чисел и математических выражений, решению уравнений и задач. Основная задача учителя – это создать такие условия, проводить устный счет в такой форме, чтобы ученики сами внимательно следили за ответами друг друга, а учитель был не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все новые и новые интересные задания.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно. Устные упражнения должны пронизывать весь урок. Их можно соединить с проверкой домашнего задания; направить на закрепление и отработку текущего материала. Необходимо включать задания с элементами творчества (например, для подготовки к восприятию нового материала), а так же упражнения развивающего характера (в том числе нестандартные задания, логические, занимательные, упражнения на сообразительность).

На каждом уроке можно специально отводить 5-7 минут для устных вычислений. Задания должны соответствовать теме и цели урока. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если упражнения предназначены для повторения ранее пройденного материала, для формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, их проводят в начале урока. Если же цель упражнений – закрепить изученное на уроке, то устный счет проводится после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены.

Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало, отведенного на это время урока. Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем постепенно брались за вычисления все более и более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

Современному учителю организовать устную работу учащихся достаточно несложно. Во-первых, внутри каждой темы любого учебника всегда найдется ряд заданий для устных вычислений. Эти задания удобно использовать на этапе разминки перед знакомством с новой темой или на этапе повторения материала.

Во-вторых, использование печатных тетрадей, где есть задания, которые можно выполнять устно, оставляя без внимания пустые места для записей.

В-третьих, использование мультимедийных средств, что, к сожалению, пока не всегда возможно. Современные дети с компьютером на «ты», и восприятие информации в такой форме является для них привычным и понятным. Поэтому в этом вопросе остается надеяться, что модернизация школ будет проходить быстрее и учителя смогут в полном объеме использовать ИКТ. Ведь мультимедийные средства помогают решитьвесь ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач быстро и эффективно, поскольку восприятие информации идет на высоком эмоциональном уровне, присутствует эффектнеожиданности, а неожиданность обязательно порождает интерес, интерес стимулирует познавательную инициативу, рождается собственная мотивация к обучению, и следовательно, улучшается качество обучения.

В-четвертых, конечно творчество самого учителя. Для того чтобы применитьметод, прием и даже любой вид деятельности на уроке, нужно учесть особенности личности обучающихся, коллектива, обстоятельства реального жизненного окружения и особенности самого педагога.

Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Проводимый в игровой форме, в форме соревнования, устный счет способствует созданию положительных эмоций у детей, помогает результативному овладению знаниями, формирует интерес к математике.

Игры для проведения устного счета.

«Угадай задуманный пример»

На доске пишутся примеры. Учитель называет ответ одного из них, а ученики должны найти задуманный пример по его ответу. В этом случае учащиеся решают все или почти все примеры, чтобы найти нужный. Игру можно проводить устно: у учащихся должны быть карточки с номерами примеров, которые они будут поднимать по просьбе учителя, или в виде теста.

«Передвинь запятую»

Это упражнение применяется при закреплении действий умножения и деления десятичных дробей на разрядные единицы. К доске выходят 5-7 человек, каждый получает карточку с цифрами от 1 до 9 и подвижной запятой. По просьбе учителя дети устанавливают запятую между указанными цифрами. Учитель называет пример, а ученики передвигают запятую вправо или влево на определенное число знаков. Например, учитель диктует: «Установите запятую между «4» и «5». Умножьте полученное число на 100». Ребята передвигают запятую на два знака вправо и демонстрируют результат. Ученики, сидящие на рабочих местах, поднятием руки сигнализируют, если допущена ошибка.

«Соня»

Эта игра не требует особой подготовки. Ребята опускают голову на сложенные на парте руки, имитируя сон. Учитель медленно читает пример и называет его ответ. Если ответ верный дети продолжают «спать», если же допущена ошибка – «просыпаются», поднимают руку и исправляют ошибку.

«Счет-дополнение»

Учитель записывает на доске какое-то число, например, 1,5. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 1,5. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 1,5. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.

«Торопись, да не ошибись»

Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут ответы.

«Равный счет»

Учитель записывает на доске примеры с ответами. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять, верно ли составлен пример.

«Молчанка»

Для игры берется какая-либо геометрическая фигура, в центре которой и по контуру записываются числа. Около числа, записанного в центре, ставится знак арифметического действия. Учитель указывает на число, записанное по контуру, а дети выполняют указанное действие. Вызывается ученик, он записывает ответ. Остальные ученики поднимают руки, сигнализируют, если допущена ошибка. Вся работа проводится молча.

«Круговые примеры»

Круговые примеры составляются так: первый пример берется произвольно, результат этого примера должен стать компонентом следующего и т. д. Эта игра может проводиться в разной форме. Таких заданий много в учебниках «Математика» для 5, 6 классов.

1. Восстановить цепочку вычислений. Подобные цепочки полезно заканчивать вопросом: «Как из последнего результата получить первоначальное число?»

2. На этом же принципе основано задание: восстановить цепочку вычислений, подставив над стрелкой пропущенные числа. В этом случае в «окошках» числа уже даны.

«Не зевай»

На класс изготовляется 6 карт (по 2 на каждый ряд). У первого ученика в колонне задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, справится со своим заданием. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного участника перечеркивает работу всех остальных. Выигрывает та колонна, которая быстрее заполнит перфокарту.

«Магические и занимательные квадраты»

Это квадраты, которые состоят из 9, 16 или 25 клеток. В клетках должны быть записаны такие числа, что сумма их по всем направлениям одинакова. В одном случае квадрат заполнен, надо проверить, является ли он магическим. В другом – даны не все числа, и указана сумма; надо заполнить квадрат. В третьем – даны не все числа и не указана сумма.

Схема составления магического квадрата.

В указанной последовательности вставляются числа по порядку (начиная с любого).

«Домино»

Каждая пара учащихся получает набор «домино» (10 карточек). В правой части карточки записан пример, в левой – число (результат какого-нибудь другого примера). Каждый берет по три карточки из набора. Первым выкладывается дубль, а далее как в обычной игре: карточки выкладываются так, чтобы получились верные числовые равенства. Выигрывает тот, кто быстрее выложит свои карточки.

«Лото»

Составляется карточка для каждого ученика. Содержание их отличается только порядком чисел. Учитель называет пример, дети вычисляют и закрывают фишками соответствующие числа. Если все учащиеся считали правильно, то к моменту окончания игры один из рядов на каждой карточке будет закрыт. Кто быстрее сосчитает последний пример, тот и выигрывает. Эта игра может быть использована для закрепления знаний табличного умножения, умения выполнять действия с натуральными числами и дробями. Все зависит от того, какие числа будут записаны в карточках, и какие примеры составит учитель.

Выбирая игру, учитель должен руководствоваться тем, что это не самоцель, а средство активизации деятельности учащихся. При этом надо помнить, что только та игра принесет пользу, которая дает возможность выполнить наибольшее число операций и охватить всех учащихся.