Смысловые группы наречий

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Урок разработан для учащихся коррекционной школы (VII вида), имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы и специфические речевые расстройства.

В процессе урока применяется мультимедийная презентация из 22 слайдов, карточки с заданиями, таблица. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

Цели.

Образовательные: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; сформировать умение определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе.

Коррекционные: развитие мыслительной активности; развитие навыка контроля и самоконтроля; коррекция познавательной деятельности, внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи, обогащение словаря учащихся.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока: урок-беседа

Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом, компьютер, мультимедийная доска, презентация “Смысловые группы наречий”.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд № 2).

Проверка готовности к уроку.

Оформление рабочих тетрадей.

2. Работа с текстом. (Слайд № 3).

Вечером жители горного села ехали домой на автобусе. Накануне прошёл ливень. Неожиданно пассажиры услышали впереди сильный шум. По откосу скалы непрерывно летели камни. Вдруг по-волчьи завыл ветер, и снова хлынул дождь. Ехать дальше было невозможно.

- Прочитайте текст. Определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

- По каким признакам вы определили, что это наречия?

- Запишите первое предложение и выполните его синтаксический разбор.

Один ученик выполняет задание на доске.

- Разберите по составу наречия непрерывно, впереди.

3. Знакомство с новой темой.

а) Актуализация знаний учащихся. (Слайд № 4).

- Почему при разборе наречий вы не выделили окончания?

- Что обозначают наречия?

- На какие вопросы отвечают наречия?

- С какими частями речи могут сочетаться наречия?

- Каким членом предложения чаще всего бывают наречия?

б) Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

- Наречия широко применяются в нашей речи. В зависимости от грамматического значения наречия делятся на несколько смысловых групп.

- Запишем тему урока: “Смысловые группы наречий”. (Слайд № 5).

- Сегодня на уроке мы начнём знакомиться с группами наречий по значению и будем учиться определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе.

4. Изучение нового материала.

Коллективная работа по заполнению таблицы. (Слайды № 6-15).

Учащимся выдана таблица на печатной основе. (Приложение 1).

- Прочитайте вопросы, на которые отвечают наречия.

- О чем же говорят наречия? (О том, как, когда, где, по какой причине и с какой целью происходит действие). Заполнение первой графы таблицы.

(Слайд № 14).

Сегодня, поутру, неподалёку, наверху, пополам, дважды, назло, нарочно, мгновенно, вдруг, нечаянно, сдуру, очень (сильный), весьма.

- На слайде представлены наречия, которые относятся к разным смысловым группам. Нам нужно определить, к какой группе относится каждое наречие и записать их в третью графу таблицы.

- Что нам поможет определить группу наречия?

Коллективная работа.

- Давайте сопоставим ваши таблицы с таблицей на слайде. (Слайд № 15).

5. Физминутка.

Руки вверх – потянулись.
Руки вниз – улыбнулись.
Шаг вперед, шаг назад,
Влево, вправо повернулись.
Головой кивнули,
Хлопнули в ладоши
И тихонько сели
С настроением хорошим.

6. Закрепление изученного материала.

а) Работа по учебнику.

Упр. 202 (устно).

б) Cамостоятельная работа. (Слайд № 16).

- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?

Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.

  • Но однажды поутру прискакала кенгуру.
  • Невдалеке тускло блестела река.
  • На берегу реки теперь стало совсем темно.
  • Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
  • Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!

Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением. (Слайд №17).

в) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2).

Взаимная проверка. (Слайд № 18).

- Сопоставьте работу соседа с правильным вариантом ответа на слайде 10, найдите ошибки, оцените работу по шкале оценок.

7. Итог урока. (Слайд № 19).

- В начале урока мы с вами поставили цели. Как вы считаете, мы смогли их реализовать?

- С какой частью речи мы работали?

- С какими группами наречий вы сегодня познакомились?

- Как определить, к какой смысловой группе относится наречие?

- О чем же говорят наречия?

Оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание. (Слайд № 20).

с. 95 теория, таблица, упр. 205.

9. Рефлексия. (Слайд № 21).

- Сегодня на уроке вас оценивали ваши и одноклассники, и я, а сейчас оцените себя сами.

- В зависимости от того, какое у вас настроение после урока, нарисуйте на полях тетради “рожицу”: [1]

-  Все понял(а), работал(а) активно, настроение отличное.

-  Все понял(а), но активно не работал(а), настроение хорошее.

-   Присутствовал(а) на уроке, настроение могло быть лучше.

10. Организационный конец урока. (Слайд № 22).

- Всем спасибо! До свидания!

Литература

  1. М.В. Фёдорова “Уроки русского языка в 7 классе”, М., Просвещение, 2001.
  2. Н.В. Егорова “Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс”, М., ВАКО, 2006.
  3. А.Г. Зикеев “Практическая грамматика на уроках русского языка. Часть 3”, М, ВЛАДОС, 2003.

Ссылка:

[1] – автор формы проведения рефлексии Чернятович И.Е.