Урок разработан для учащихся коррекционной школы (VII вида), имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы и специфические речевые расстройства.
В процессе урока применяется мультимедийная презентация из 22 слайдов, карточки с заданиями, таблица. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.
Цели.
Образовательные: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; сформировать умение определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе.
Коррекционные: развитие мыслительной активности; развитие навыка контроля и самоконтроля; коррекция познавательной деятельности, внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи, обогащение словаря учащихся.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Вид урока: урок-беседа
Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом, компьютер, мультимедийная доска, презентация “Смысловые группы наречий”.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд № 2).
Проверка готовности к уроку.
Оформление рабочих тетрадей.
2. Работа с текстом. (Слайд № 3).
Вечером жители горного села ехали домой на автобусе. Накануне прошёл ливень. Неожиданно пассажиры услышали впереди сильный шум. По откосу скалы непрерывно летели камни. Вдруг по-волчьи завыл ветер, и снова хлынул дождь. Ехать дальше было невозможно.
- Прочитайте текст. Определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова.
- По каким признакам вы определили, что это наречия?
- Запишите первое предложение и выполните его синтаксический разбор.
Один ученик выполняет задание на доске.
- Разберите по составу наречия непрерывно, впереди.
3. Знакомство с новой темой.
а) Актуализация знаний учащихся. (Слайд № 4).
- Почему при разборе наречий вы не выделили окончания?
- Что обозначают наречия?
- На какие вопросы отвечают наречия?
- С какими частями речи могут сочетаться наречия?
- Каким членом предложения чаще всего бывают наречия?
б) Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя.
- Наречия широко применяются в нашей речи. В зависимости от грамматического значения наречия делятся на несколько смысловых групп.
- Запишем тему урока: “Смысловые группы наречий”. (Слайд № 5).
- Сегодня на уроке мы начнём знакомиться с группами наречий по значению и будем учиться определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе.
4. Изучение нового материала.
Коллективная работа по заполнению таблицы. (Слайды № 6-15).
Учащимся выдана таблица на печатной основе. (Приложение 1).
- Прочитайте вопросы, на которые отвечают наречия.
- О чем же говорят наречия? (О том, как, когда, где, по какой причине и с какой целью происходит действие). Заполнение первой графы таблицы.
(Слайд № 14).
Сегодня, поутру, неподалёку, наверху, пополам, дважды, назло, нарочно, мгновенно, вдруг, нечаянно, сдуру, очень (сильный), весьма.
- На слайде представлены наречия, которые относятся к разным смысловым группам. Нам нужно определить, к какой группе относится каждое наречие и записать их в третью графу таблицы.
- Что нам поможет определить группу наречия?
Коллективная работа.
- Давайте сопоставим ваши таблицы с таблицей на слайде. (Слайд № 15).
5. Физминутка.
Руки вверх – потянулись.
Руки вниз – улыбнулись.
Шаг вперед, шаг назад,
Влево, вправо повернулись.
Головой кивнули,
Хлопнули в ладоши
И тихонько сели
С настроением хорошим.
6. Закрепление изученного материала.
а) Работа по учебнику.
Упр. 202 (устно).
б) Cамостоятельная работа. (Слайд № 16).
- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?
Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.
- Но однажды поутру прискакала кенгуру.
- Невдалеке тускло блестела река.
- На берегу реки теперь стало совсем темно.
- Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
- Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением. (Слайд №17).
в) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2).
Взаимная проверка. (Слайд № 18).
- Сопоставьте работу соседа с правильным вариантом ответа на слайде 10, найдите ошибки, оцените работу по шкале оценок.
7. Итог урока. (Слайд № 19).
- В начале урока мы с вами поставили цели. Как вы считаете, мы смогли их реализовать?
- С какой частью речи мы работали?
- С какими группами наречий вы сегодня познакомились?
- Как определить, к какой смысловой группе относится наречие?
- О чем же говорят наречия?
Оценка работы учащихся.
8. Домашнее задание. (Слайд № 20).
с. 95 теория, таблица, упр. 205.
9. Рефлексия. (Слайд № 21).
- Сегодня на уроке вас оценивали ваши и одноклассники, и я, а сейчас оцените себя сами.
- В зависимости от того, какое у вас настроение после урока, нарисуйте на полях тетради “рожицу”: [1]
- Все понял(а), работал(а) активно, настроение отличное.
- Все понял(а), но активно не работал(а), настроение хорошее.
- Присутствовал(а) на уроке, настроение могло быть лучше.
10. Организационный конец урока. (Слайд № 22).
- Всем спасибо! До свидания!
Литература
- М.В. Фёдорова “Уроки русского языка в 7 классе”, М., Просвещение, 2001.
- Н.В. Егорова “Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс”, М., ВАКО, 2006.
- А.Г. Зикеев “Практическая грамматика на уроках русского языка. Часть 3”, М, ВЛАДОС, 2003.
Ссылка:
[1] – автор формы проведения рефлексии Чернятович И.Е.