Цели.
- Способствовать повышению интереса к рассматриваемой проблеме.
- Формировать творческое мышление педагога, поиску новых путей художественно-творческой деятельности дошкольников.
- Развитие коммуникативной компетенции педагогов ДОУ.
Ход проведения
1. Вступительное слово.
Детский дизайн – это художественно-декоративная деятельность детей по изготовлению предметов, имеющих практическое применение (игрушек, сувениров, изделий быта, реквизита для инсценировок, элементов украшений игрового и реального интерьеров: зала, группы, коридора и др.).
Дизайнерская работа тесно связана с познавательной деятельностью. На занятиях дети рассматривают изделия народного декоративно-прикладного искусства, знакомятся с предметным окружением. Педагог обращает внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, орнамент и узор, который используется для украшения, рассказывает, как работают художники-дизайнеры.
Основой дизайнерской работы могут стать навыки и умения, полученные на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду. Рассмотрим некоторые примеры. Расписанные дымковскими узорами фигуры людей и животных, вылепленные из глины, могут использоваться для оформления узоуголка. В ходе подготовки к празднику дети могут изготовить красивые цветы для украшения музыкального зала. В свободное от занятий время дети могут изготовить настольную игру “Цветное лото”. На занятиях по рисованию воспитатель предлагает детям создать рисунки тканей для разных фасонов одежды, на занятиях по лепке и аппликации – оригинальные миниатюры для украшения группы. При этом на всех занятиях художественно-творческой деятельностью педагог создает положительный эмоциональный климат и осуществляет индивидуальный подход к детям.
Воспитатели развивают у детей умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить, развивают навыки ручного труда с различными материалами. На первых этапах работы детей учат следовать образцам, а дальше предоставляется простор творчеству. При этом важно бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.
Художественная деятельность в детском дизайне очень разнообразна. Воспитатель сам выбирает темы, виды и формы работы, учитывая особенности детей и их желания. Работа по дизайну проходит под руководством взрослого и по инициативе детей в свободное время и на занятиях. Задача воспитателя - развивать эстетическое восприятие детей окружающего мира, поощрять изобразительное творчество детей и привлекать родителей к участию в детском дизайне.
2. Отчет об анкетировании родителей “Нужен ли дизайн вашему ребенку?”.
Анкета для родителей “Нужен ли дизайн вашему ребенку?”
1. Как Вы считаете, нужны ли вашему ребенку общие представления о дизайне?
Да; нет; не знаю.
2. Обращаете ли Вы внимание ребенка на красоту и правильность линий и форм окружающих предметов?
Да; нет; иногда.
3. Рассказываете ли Вы ребенку об архитектуре родного города, ландшафтном дизайне?
Да; нет; иногда.
4. Часто ли Вы с ребенком создаете композиции, поделки из природного и бросового материала?
Часто; иногда; никогда.
5. Конструируете ли Вы с ребенком из бумаги игрушки, сувениры, новогодние поделки?
Да; нет; иногда.
6. Используете ли Вы рисунки своего ребенка для украшения квартиры?
Да; нет; иногда.
7. Покупаете ли Вы ребенку игрушки народных промыслов?
Да; нет; иногда.
3. Задание “Определи возрастную группу”.
№ |
Задача обучения | Возрастная группа |
1 | Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности. | Средняя |
2 | Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму цветовое оформление. | 1 младшая |
3 | Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение. | Подготовительная к школе |
4 | Познакомить с росписью Полхов - Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным декоративным искусством. | Старшая |
5 | Развивать умение видеть красоту форму и цвета в объектах природы, народных игрушках (дымковские, филимоновские, матрешки), книжных иллюстрациях; вызывать у детей положительный эмоциональный отклик. | 2 младшая |
4. Задание. Назвать природный материал, который можно использовать в работе с детьми?
(Природный материал: шишки, орехи, хвоя, каштаны, желуди, кора деревьев, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, рогоз, декоративные тыквы, мох, птичьи перья, ракушки, камешки, цветы.)
5. Презентация работ “Аранжировка из природного и бросового материала”. (Домашнее задание)
6. Решение кроссворда “Я - дизайнер”.
Я – дизайнер
По горизонтали:
1. Создание лепной картины на горизонтальной поверхности. (Пластилинография)
2. Вид декоративно-прикладного искусства. (Ткачество)
3. Стиль современной моды, повторяющая в деталях и приемах моду 20-летней давности. (Ретро)
4. Ритмически построенный узор. (Орнамент)
5. Человек, владеющий профессией красиво и модно одевать людей.(Модельер)
6. Разноцветные стеклянные шарики для украшения женской одежды и обуви. (Бисер)
7. Декоративная плитка, где изображение выступает над плоскостью фона. (Барельеф)
8. Один из наиболее интересных и доступных материалов для детского творчества. (Бумага)
9. Один из методов нетрадиционного рисования. (Монотипия)
По вертикали:
1. Природный материал для изготовления поделок. (Кора)
2. Использование разных материалов и техник в одной поделке. (Коллаж)
3. Специалист по проектированию, умеющий разрабатывать новые изделия. (Дизайнер)
4. Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит)
5. Сочинение стихов, музыки без предварительной подготовки. (Импровизация)
7. Отчет о проведение беседы с детьми на тему “Что я знаю о дизайне”.
Вопросы для беседы с детьми на тему “Что я знаю о дизайне”.
1. Кто такой дизайнер?
2. Чем занимается дизайнер-модельер, дизайнер-архитектор, дизайнер-цветовод?
4. Из каких материалов ты любишь мастерить – из бумаги, из природного материала, из фольги и др.?
5. К какой любимой сказке ты можешь нарисовать декорацию?
6. Как бы ты оделся в театр? в поход?
7. Какая твоя любимая игрушка?
8. Что ты делаешь, если игрушка сломалась?
9. Какие книги тебе нравятся больше?
Русский народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм привлекают внимание детей. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народной росписи, а также соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством.
8. Викторина для воспитателей.
Вопросы для викторины:
9. Просмотр видеоролика “Русская матрешка”
10. Заключительное слово
Задача педагога организовать работу по детскому дизайну так, чтобы не только научить детей конструкторским навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной поделки.
Надеюсь, что сегодняшний педсовет был вам интересен и полезен в работе, поможет развивать творческое мастерство ваших воспитанников. Не зря бытует мнение, что “от поделки до произведения искусства один шаг”.
Литература
1. Л.А. Лялина “Дизайн и дети”. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Журнал “Методист дошкольного образовательного учреждения”. 2/2008.
3. Журнал “Ребенок в детском саду”. 1/ 2004.
4. О.А.Скоролупова “Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством”. - М.: Скрипторий. 2003, 2007.
5. Г.Н.Давыдова “Детский дизайн”. - М.: Скрипторий. 2003, 2008.