Педсовет на тему "Воспитание эстетического отношения к окружающему миру и дизайну своего быта"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  1. Способствовать повышению интереса к рассматриваемой проблеме.
  2. Формировать творческое мышление педагога, поиску новых путей художественно-творческой деятельности дошкольников.
  3. Развитие коммуникативной компетенции педагогов ДОУ.

Ход проведения

1. Вступительное слово.

Детский дизайн – это художественно-декоративная деятельность детей по изготовлению предметов, имеющих практическое применение (игрушек, сувениров, изделий быта, реквизита для инсценировок, элементов украшений игрового и реального интерьеров: зала, группы, коридора и др.).

Дизайнерская работа тесно связана с познавательной деятельностью. На занятиях дети рассматривают изделия народного декоративно-прикладного искусства, знакомятся с предметным окружением. Педагог обращает внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, орнамент и узор, который используется для украшения, рассказывает, как работают художники-дизайнеры.

Основой дизайнерской работы могут стать навыки и умения, полученные на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду. Рассмотрим некоторые примеры. Расписанные дымковскими узорами фигуры людей и животных, вылепленные из глины, могут использоваться для оформления узоуголка. В ходе подготовки к празднику дети могут изготовить красивые цветы для украшения музыкального зала. В свободное от занятий время дети могут изготовить настольную игру “Цветное лото”. На занятиях по рисованию воспитатель предлагает детям создать рисунки тканей для разных фасонов одежды, на занятиях по лепке и аппликации – оригинальные миниатюры для украшения группы. При этом на всех занятиях художественно-творческой деятельностью педагог создает положительный эмоциональный климат и осуществляет индивидуальный подход к детям.

Воспитатели развивают у детей умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить, развивают навыки ручного труда с различными материалами. На первых этапах работы детей учат следовать образцам, а дальше предоставляется простор творчеству. При этом важно бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.

Художественная деятельность в детском дизайне очень разнообразна. Воспитатель сам выбирает темы, виды и формы работы, учитывая особенности детей и их желания. Работа по дизайну проходит под руководством взрослого и по инициативе детей в свободное время и на занятиях. Задача воспитателя - развивать эстетическое восприятие детей окружающего мира, поощрять изобразительное творчество детей и привлекать родителей к участию в детском дизайне.

2. Отчет об анкетировании родителей “Нужен ли дизайн вашему ребенку?”.

Анкета для родителей “Нужен ли дизайн вашему ребенку?”

1. Как Вы считаете, нужны ли вашему ребенку общие представления о дизайне?

Да; нет; не знаю.

2. Обращаете ли Вы внимание ребенка на красоту и правильность линий и форм окружающих предметов?

Да; нет; иногда.

3. Рассказываете ли Вы ребенку об архитектуре родного города, ландшафтном дизайне?

Да; нет; иногда.

4. Часто ли Вы с ребенком создаете композиции, поделки из природного и бросового материала?

Часто; иногда; никогда.

5. Конструируете ли Вы с ребенком из бумаги игрушки, сувениры, новогодние поделки?

Да; нет; иногда.

6. Используете ли Вы рисунки своего ребенка для украшения квартиры?

Да; нет; иногда.

7. Покупаете ли Вы ребенку игрушки народных промыслов?

Да; нет; иногда.

3. Задание “Определи возрастную группу”.

Задача обучения Возрастная группа
1 Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности. Средняя
2 Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму цветовое оформление. 1 младшая
3 Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение. Подготовительная к школе
4 Познакомить с росписью Полхов - Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным декоративным искусством. Старшая
5 Развивать умение видеть красоту форму и цвета в объектах природы, народных игрушках (дымковские, филимоновские, матрешки), книжных иллюстрациях; вызывать у детей положительный эмоциональный отклик. 2 младшая

4. Задание. Назвать природный материал, который можно использовать в работе с детьми?

(Природный материал: шишки, орехи, хвоя, каштаны, желуди, кора деревьев, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, рогоз, декоративные тыквы, мох, птичьи перья, ракушки, камешки, цветы.)

5. Презентация работ “Аранжировка из природного и бросового материала”. (Домашнее задание)

6. Решение кроссворда “Я - дизайнер”.

Я – дизайнер

По горизонтали:

1. Создание лепной картины на горизонтальной поверхности. (Пластилинография)

2. Вид декоративно-прикладного искусства. (Ткачество)

3. Стиль современной моды, повторяющая в деталях и приемах моду 20-летней давности. (Ретро)

4. Ритмически построенный узор. (Орнамент)

5. Человек, владеющий профессией красиво и модно одевать людей.(Модельер)

6. Разноцветные стеклянные шарики для украшения женской одежды и обуви. (Бисер)

7. Декоративная плитка, где изображение выступает над плоскостью фона. (Барельеф)

8. Один из наиболее интересных и доступных материалов для детского творчества. (Бумага)

9. Один из методов нетрадиционного рисования. (Монотипия)

По вертикали:

1. Природный материал для изготовления поделок. (Кора)

2. Использование разных материалов и техник в одной поделке. (Коллаж)

3. Специалист по проектированию, умеющий разрабатывать новые изделия. (Дизайнер)

4. Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит)

5. Сочинение стихов, музыки без предварительной подготовки. (Импровизация)

7. Отчет о проведение беседы с детьми на тему “Что я знаю о дизайне”.

Вопросы для беседы с детьми на тему “Что я знаю о дизайне”.

1. Кто такой дизайнер?

2. Чем занимается дизайнер-модельер, дизайнер-архитектор, дизайнер-цветовод?

4. Из каких материалов ты любишь мастерить – из бумаги, из природного материала, из фольги и др.?

5. К какой любимой сказке ты можешь нарисовать декорацию?

6. Как бы ты оделся в театр? в поход?

7. Какая твоя любимая игрушка?

8. Что ты делаешь, если игрушка сломалась?

9. Какие книги тебе нравятся больше?

Русский народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм привлекают внимание детей. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народной росписи, а также соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством.

8. Викторина для воспитателей.

Вопросы для викторины:

  1. Сколько мест было в первой русской матрешке? (Семь)
  2. Как называется кукла из соломы? (Стригушка)
  3. С помощью чего мастерицы плели кружева? (С помощью коклюшек)
  4. Как называется станок для изготовления глиняной посуды? (Гончарный круг)
  5. Какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (Простой геометрический)
  6. Какой цветок наиболее чаще встречается в гжельской росписи? (Роза)
  7. Отличительная черта этого промысла – живопись по черному. (Палехская лаковая живопись)
  8. В какой росписи основной рисунок состоит из ягод, листьев, колосьев и травки? (Хохломской)
  9. Что применяли гжельские мастера, чтобы получить разные оттенки синего цвета? (Разный нажим на кисть)
  10. В какой росписи цветы называют “купавками” и “розанами”? (В городецкой)

9. Просмотр видеоролика “Русская матрешка”

10. Заключительное слово

Задача педагога организовать работу по детскому дизайну так, чтобы не только научить детей конструкторским навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной поделки.

Надеюсь, что сегодняшний педсовет был вам интересен и полезен в работе, поможет развивать творческое мастерство ваших воспитанников. Не зря бытует мнение, что “от поделки до произведения искусства один шаг”.

Литература

1. Л.А. Лялина “Дизайн и дети”. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Журнал “Методист дошкольного образовательного учреждения”. 2/2008.

3. Журнал “Ребенок в детском саду”. 1/ 2004.

4. О.А.Скоролупова “Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством”. - М.: Скрипторий. 2003, 2007.

5. Г.Н.Давыдова “Детский дизайн”. - М.: Скрипторий. 2003, 2008.